Формирование общечеловеческих и гражданских качеств личности в младшем школьном возрасте
статья (1 класс) по теме

Гатауллина Тамара Владимировна

Гражданское воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребёнка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnosti.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта.

Стремительно меняется время, меняется общество и меняются отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание – старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Развитие ребёнка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми.

Вот они – мои воспитанники. Они малы пока, самые младшие в школе. Но внимания к себе требуют большого.

Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль с первых школьных дней.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Следовательно, воспитание нужно начинать с себя. Ещё Н.Г.Чернышевский говорил, что воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности.

Значит, передо мной, как перед классным руководителем, ставится цель - воспитание и развитие  личности, способной самостоятельно действовать с учётом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой успешно выполнять гражданские обязанности.

Начиная работать с детьми,  я с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:

- работать над формированием детского коллектива;

- раскрывать школьникам общечеловеческие и общегражданские ценности.

В течение почти 28 лет, что я работаю в школе, всегда была классным руководителем в начальных классах. Сделала восемь выпусков. Сейчас мои нынешние ученики учатся во 2 классе.

Анализируя  опыт прошлых лет, я поняла, что моя работа по воспитанию детей складывается по определённой системе и даёт хороший результат.

Основная идея моей воспитательной системы заключается в формировании у младшего школьника общечеловеческих и гражданских качеств. Она  рассчитана на четыре года (1 – 4 классы ( 6 – 10 лет)). За основу я взяла два  направления: «Общение» и «Гражданин», но считаю, что  повышение культуры поведения и общения детей – это моя главная педагогическая задача.

Целью моей  деятельности в направлении «Общение» является обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только к жизни в школе, но и за её пределами.

Поскольку для детей 6 – 7  лет (1 класс) очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, я в своей работе стараюсь опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, и активно привлекаю к делам класса родителей. Хочу заметить, что эффективность моей  воспитательной работы во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями.

Например, в начале учебного года провожу игру «Давайте познакомимся». 

Дети, родители и я садимся в круг и начинаем рассказывать друг другу о себе: как зовут, сколько лет, в какой детский сад ходил, или где и кем работаю, о своих интересах и увлечениях,  и самое главное, чего ждём друг от друга.

Я говорю детям, что надеюсь, что они будут прилежными учениками, будут дружить и помогать друг другу, родителям, - что они будут помощниками и мне и, самое главное, своим детям. Дети говорят, что в школе получат знания, познакомятся с новыми ребятами и найдут друзей. Родители, в свою очередь, что надеются, что им не придётся краснеть за своих детей, что наш класс будет настоящей дружной семьёй со своими традициями.  

В ходе этой игры дети стараются наиболее полно раскрыться, узнают что–то новое о ребятах, знакомых уже не первый год. Данная игра  является начальным этапом для формирования детского коллектива, культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»;

Аналогично этой игре я провожу классный час «Моя семья», в ходе которой дети стараются как можно больше рассказать о своей семье. Но иногда у детей не хватает словарного запаса, чтобы рассказать о том, что хотелось. Поэтому я предлагаю им заранее  написать дома мини – сочинение и по желанию нарисовать свою семью. Вот выдержка из сочинения ученика 2 А класса Макеева Владика.

 «В нашей семье четыре человека. Это мама с папой, я и моя старшая сестра Кристина. Дома мы стараемся всегда и всё делать вместе….Когда я делаю уроки и в чём-нибудь сомневаюсь, мне всегда кто-нибудь из нашей семьи приходит на помощь. А вечерами мы всей семьёй играем в дартс, или все вместе смотрим телевизор. Наша семья очень дружная. И нам бывает скучно, когда кого-нибудь нет дома». 

Такие классные часы помогают мне узнать какова сфера материального бытия ребёнка, образ его жизни, традиции и обычаи его семьи

И как в продолжение темы семьи в День Матери я провожу праздник. Готовлю с детьми  для мам концерт, а мамы, причём все желающие, участвуют в конкурсах. Для того, чтобы не уронить мамин авторитет в глазах ребёнка, у нас нет победителя, но есть номинации, например, «Самая лучшая рассказчица сказок»,  «Самая лучшая исполнительница колыбельной», «Самая лучшая исполнительница танцев» и т.п. Родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Таким образом я формирую у детей организованность, инициативность, а также желание приносить радость окружающим.  

Просветительскую работу среди родителей по проблеме общения я провожу постоянно, но во второй четверти  обязательно провожу неделю открытых дверей для родителей, где они могут по выбору посетить любой урок в классе и собственными глазами, а не понаслышке, увидеть своего ребёнка на уроке и  перемене. Каждой маме хочется знать, с кем и как общается её сын или дочь.   Не все, но многие приходят и присутствуют не на одном, а выбирают 2-3. После  посещения, если у них возникают вопросы, я даю им  индивидуальные консультации.  А на родительских собраниях я всегда нахожу только добрые слова для каждого своего ученика и его родителей, они  всегда чувствуют мою поддержку. На протяжении четырёх лет обучения я вместе с учениками и их родителями создаю «школьную» семью, в которой все переживают друг за друга.

Перед Новым годом у нас  коллективная творческая работу,  где участвуют все: родители, ученики и я. Мы украшаем наш класс  к  празднику: дети вырезают снежинки, делают цепи, а мы с родителями развешиваем все эти украшения. В новогоднем утреннике принимают участие все. Причём в ролях,  как дети, так и их родители. Такая коллективная работы  воспитывает  у  учащихся  организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

А когда приходит весна, на деревья под окнами нашего класса мы вывешиваем кормушки для птиц, которые делаем своими руками, а потом следим из окна за тем, как прилетают птицы. В конце учебного года мы  вместе  с родителями ходим в поход.  Я и родители своим отношением к природе показываем, как нужно относиться к окружающему миру, ко всему живому.  Таким образом, я провожу экологическое воспитание и прививаю чувство любви к родной природе и всему живому.

Для второклассников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. Так как  дети немного повзрослели,  считаю, что нужно больше проводить бесед о взаимоотношениях в коллективе,  и я обязательно провожу классный час «Звёздная страна», где рассматривается проблема межличностных отношений. В конце беседы дети делают вывод, что, выискивая в других только недостатки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, и наоборот.

В третьем классе цель воспитательного процесса – формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие – либо различия, поэтому воспитательные мероприятия больше посвящены традициям и обычаям, национальным и религиозным праздникам.

Начинаю воспитательную работу в 3 классе с классного часа «Культура мира. Человек среди людей», на котором говорю детям о том, что очень трудно было бы нам  находиться в чужой стране, не зная  её обычаев, поэтому нужно стараться узнать культуру других народов.

Так как в моём классе учатся дети разных национальностей, на данном классном часе я немного знакомлю детей с национальной культурой этих народов, в частности, с национальными узорами, народными костюмами.

Перед Новым годом я провожу классный час «Как и когда встречают Новый год в разных странах». Помогают мне в подготовке к данному мероприятию  дети, конечно с участием родителей:  находят материал и сами рассказывают о традициях других народов.

А в конце учебного года я провожу праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», на котором наблюдается результат проделанной работы за год: дети дружны и с удовольствием общаются друг с другом.

А  вот в четвёртом классе для детей  становится важным то, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению нетолерантного  поведения у некоторых детей, а значит к конфликту. Для того, чтобы такого не случалось, или случалось как можно реже, я провожу с ребятами беседы, помогающие делать коллектив класса более дружным, Например, на  классном часе «Конфликт и пути его решения» даю детям понять и стараюсь убедить в том, что человек, который совершил не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что–то сделать, надо подумать  о последствиях.  

Мои наблюдения и наблюдения моих коллег позволяют мне с уверенностью говорить, что мои ученики дружелюбны, редко конфликтуют друг с другом,  не стесняются общаться с взрослыми людьми, прекрасно показывают себя на открытых уроках и внеклассных мероприятиях.

Я считаю, что работа в выбранных мною направлениях повысит уровень развития нравственных и общегражданских представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников, на их продвижение в первичной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...

Формирование личности в младшем школьном возрасте

http://www.e-reading.club/chapter.php/81556/36/Bogachkina_-_Psihologiya.html...

Формирование личности в младшем школьном возрасте

ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста1.1 Особенности физического и психологического развития1.2 Готовность к школе1.3 Развитие функциональных процес...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Материал предназначен для учителей начальных классов. ...

Формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

личность -- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравст...