Мы и наши имена
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Нестерова Людмила Алексеевна

В процессе увлекательной беседы дети учатся называть друг друга полными именами,  обращаться с просьбой к незнакомому человеку на улице и в транспорте. В занимательной форме им представляются знания об именах и фамилиях людей. о роли имени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_nashi_imena.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мы и наши имена

Цели: Привлечь внимание детей к проблеме усвоения имён собственных. Помочь осознать правила именования, обращения с именем соответственно речевому этикету. Способствовать формированию уважения к человеческому имени как проявлению личностного «я» - своему и окружающих.

Оборудование: карточки с именами, словарь Ожегова, таблички с фразами этикета знакомства, книга Н. Носова «Приключения Незнайки», книга Э.Успенского «Ты и твоё имя»

Ход занятия:

-Сегодня мы побеседуем о наших именах.

Разговор я начну со звучных гомеровских строчек:

                                       Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;

                                       В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

                                       Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

                                                                                                     (Гомер)

-Действительно, у каждого из нас есть имя. Скажите, как по-разному называют вас дома папа с мамой или бабушка с дедушкой? А в школе? Во дворе?

-Да, иногда вас называют ласково, иногда – не очень, иногда- грубо и обидно, а иногда – даже официально (в школе) – по имени и фамилии.

-Как вы думаете, зачем же люди дают друг другу имена?

-Часто можно услышать, как ребята кричат друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам?

-А вы отзываетесь, когда вас так зовут? Верно, не надо отзываться – это обидно и оскорбительно.

-А как вы поступите в том случае, если захотите к кому-то из сверстников обратиться, а имени его не знаете? В жизни бывает много случаев, когда люди знакомятся.

Зачитывается отрывок из книги Носова  «Приключения Незнайки»

-С какими словами Синеглазка обратилась к незнакомому мальчику? Как они познакомились? Почему Синеглазка назвала Незнайку воспитанным малышом?

-Приходилось ли вам знакомиться? Умеете ли вы знакомиться?

-Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имена. Как  вы это сделаете?

Дети показывают сценку знакомства.

-Познакомились, но не совсем правильно. Существует этикет знакомства.

По словарю Ожегова зачитывается значение понятия «этикет». Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе и т.п.). Например: соблюдать этикет, придворный этикет.

-Давайте зачитаем фразы этикета знакомства (на табличках):

1. Я очень хочу с тобой познакомиться.

2. Мне хочется с тобой познакомиться.

3. Давай познакомимся.

Ответные реплики:

1. Рад нашему знакомству.

2. Очень приятно было познакомиться.

3. Сердечно рад с тобою познакомиться.

-Итак, при знакомстве надо: 1) улыбнуться своему партнёру; 2) назвать полное имя; 3) после знакомства сказать ответную реплику.

-И ещё желательно подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся мальчик и девочка, то первой подаёт руку девочка.

Ученик и ученица разыгрывают сценку знакомства.

-Имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение «Сколько имён у подружки, у Оли?»:

                     Сколько имён у подружки, у Оли?

                     Как бы, друзья, не запутаться тут.

                     Ольга – зовут эту девочку в школе,

                     Олечкой папа и мама зовут.

                     Олюшкой тётя её называет.

                     «Олька!» - кричит озорник во дворе.

                     Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

                     Сколько имён у подруги моей?

-Кто догадался, сколько же имён у этой девочки? (1)

-Какое имя полное?

-А почему родственники называют её Олечкой, Олюшкой?

-Почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени?

-Только невоспитанные люди называют друг друга Сашкой, Петькой, Танькой.

-Обращаясь к человеку, говорящий нередко передаёт своё отношение к нему, показывает свою вежливость или, наоборот, бескультурье, грубость. Вспомните старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке». Как она в течение всей сказки называет старика? Как эти слова к мужу характеризуют старуху?

-А как старик обращается к своей старухе? («гордая царица», «барыня – сударыня» - почтительно называет её старик)

-В последнее время слова «сударь», «сударыня»некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими для обращения к незнакомым людям. Например: «Не скажете ли, сударыня, как проехать к центру?

-Давайте попробуем разыграть ситуации, в которых необходимо употребить уместные обращения и вежливые слова.

1. Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась.

2. Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Сначала извиняются за беспокойство. Слово «извините» позволяет установить контакт с незнакомым человеком и обойтись без обращения.

-Как звали в детстве Ивана–Царевича, Марью–Царевну, Василису Прекрасную? Какими именами – полными или сокращёнными называют взрослых людей? А детей?

-Имена, с которыми вы обращаетесь друг к другу в классе, обычно (чаще всего) являются неполными (Коля, Серёжа, Валя).

-А знаете ли вы своё полное имя? Назовите его.

На доске таблички с именами: Саша, Таня, Алексей, Александр, Татьяна, Алёша, Николай, Нина, Галина, Коля, Галя.

-Выберите имена парами: полное и сокращённое.

-Какое имя осталось без пары?  (Нина). Это имя употребляется только в одной форме, которая является полной.

-Знаете ли вы ещё такие имена?  (Вера, татарские имена).

У некоторых имён, наоборот, может быть несколько парных форм.

-Давайте поиграем.

1. Я называю полное имя, а вы подбирайте, сокращённую, ласкательную форму:

                       Екатерина - … (Катя, Катюша, Катенька)

                       Елена - … (Лена, Леночка, Алёнушка)

                       Владимир - … (Вова, Володя, Володенька)

                       Дмитрий - … (Дима, Митя, Димуля, Митенька)

                       Мария - … (Маша, Маня, Маруся, Маняша, Машенька)

                       Анна - … (Аня, Анюта, Анечка, Аннушка, Нюся)

2. Я называю ласкательные формы, а вы говорите полное имя:

Яша, Яшенька -… (Яков)

Тёма, Тёмочка -… (Артём)

Коля, Николенька - … (Николай)

Настенька, Настюша -… (Анастасия)

Лёша, Лёшенька - … (Алексей)

-А сейчас послушайте отрывок из хорошо известной вам сказки и скажите, как называетсясказка и как зовут главного героя?

Зачитывается отрывок из сказки «По щучьему велению»

- А что это за имя такое – Емеля? Как звучит полная форма?  (Емельян). Это имя раньше часто употреблялось у русских людей (Емельян Пугачёв). А сейчас часто так называют мальчиков? Редко. Имя почти вышло из употребления. С именами, вышедшими из употребления, можно познакомиться в книге скороговорок «33 Егорки». Там встречаются имена Савелий, Архип, Глаша, Варвара, Афанасий, Филипп и др.

-Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы:

1. По Сеньке (Семён) шапка, по Тимошке (Тимофей) кафтан.

2. Туги орешки Терешке (Терентий).

3. Про горького Егорку (Егор) поют и песню горьку.

-А какое имя у русских людей всегда было самое любимое? Так называют почти всех героев сказок (Иван, Марья)

-Много мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют тёзками.

Зачитывается стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»:

В нашем классе восемь Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»,

Сразу встанут восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

-Как же можно различить этих девочек?

-А в нашем классе есть тёзки, которых тоже можно различить по фамилии?

-Каждый человек при рождении получает не только имя, Нои фамилию, которую носят все члены его семьи. Кто в нашем классе родственники с одинаковой фамилией? Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников.

-Как называют таких людей?  (однофамильцы).

-Кто в нашем классе однофамильцы?

-Итак, возвращаясь к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань и Татьян, то назовите не только имя, но и фамилию.

-Представьте такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их?  (по отчеству)

-Слово «отчество» означает имя « по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьей дочерью или чьим сыном является человек.Растёт человек, растёт и его имя.

-Когда человека называют по имени-отчеству?

-Скажите, как вас будут называть?  (5-6 человек)

-Назовите имена и отчества ваших родителей.

-А как зовут (или звали) ваших дедушек (бабушек)?

-В настоящее время, давая ребёнку имя, родители не всегда вдумываются в его первоначальный смысл. Часто выбирают имя, которое кажется красивым или модным, порой называют ребёнка в память о родных или в честь знаменитых людей (Юра, Валентина).

-Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «В защиту детей», которое предостерегает родителей от необдуманного выбора имени:

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям...

-Итак, с древности имя в понимании людей было не простым словом, а особенным, способным определить характер человека, его судьбу.

-Многие имена пришли к нам из древних языков и имеют своё особое значение:

Катя (лат., др. - греч. – «чистый» - человек, который никому не причиняет зла;

Валя (лат.) – здоровый, сильный;

Евгений (греч.) – благодарный;

Виктор (лат) – побеждающий;

Алексей (греч.) – защищающий;

Андрей (греч.) – мужественный;

Диана (лат. - «бог») – в античной мифологии богиня охоты.

-Итак, о взаимосвязи между судьбой человека и его именем догадывались еще в давние времена.

Уже тогда люди стали предполагать, что имя это далеко не просто сочетание звуков, дающее возможность выделить себя из толпы. Ведь у каждого имени существует своя история, образ, характер и значение. Первые прозвища людей «Острый Глаз», «Ранняя Заря» давно сменили современные и созвучные имена. Но это не значит, что они потеряли свою роль и смысл.

-Поэтому сегодня родители, перед тем как назвать своего ребенка, с особой тщательностью изучают значение предполагаемого имени. Они пытаются по возможности предопределить судьбу своего малыша и заложить ожидаемые черты характера. Если родители называют мальчика Львом, то хотят, чтобы он обладал качествами царя зверей – был храбрым, сильным.

-Как вы думаете, почему названия цветов  (Роза, Лилия, Резеда) используются как женские имена?

-Знаете ли вы, что означает ваше имя?

-Если вы ещё не знаете этого и, если кого-то из вас заинтересовало, что значит его имя, вам поможет книга Э. Успенского  «Ты и твоё имя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

Мастер класс "Наши имена"

Занятие по внеурочной проектной  деятельности "Наши имена"...

Презентация к мастер классу "Наши имена"

Презентация к мастер классу "Наши имена"составлена для учителей, занимающихся на ИСП нашей школы...

Классный час "Наши имена"

Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"

Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....

Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"

Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....