Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Сизькова Анна Алексеевна

Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет,  кружковской деятельности,  а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Занятие – игра

«Дымковская игрушка».

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Анна Алексеевна Сизькова

г. Лабинск, 2013 г.

Пояснительная записка

Занятие на тему «Дымковская игрушка» в технике аппликация и пластилинография разработано  для  обучающихся  объединения «Волшебный сундучок» Центра детского творчества. Оно имеет художественно-эстетическую направленность и может использоваться на уроках технологии в общеобразовательных школах.

Занятие аппликацией очень полезно для развития. Прежде всего, оно развивает мелкую моторику рук, фантазию и творческие способности ребенка, формирует у него навыки ручного труда, прививает любовь к прекрасному. Все эти навыки и умения пригодятся ребёнку и в дальнейшей жизни. Воспроизводя тот или иной образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, что способствует развитию речи.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Для занятия подготовленная презентация об истории и видах дымковской игрушки.

Данное занятие разработано и  реализуется в рамках программы «Волшебный сундучок».

Форма обучения – групповая, одновозрастная.

  1. Этап организационный.
  2. Вводная беседа о  дымковской игрушке.
  3. Основная часть.
  4. Физминутка
  5. Выполнение работы учениками.
  6. Подведение итогов занятия.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;

-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,

- научатся приемам кистевого письма: тычком, мазком, линией.

Метапредметные:

а) познавательные:

- ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;

-учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной;

-аргументировать свою позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.

Личностные:

- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих Одноклассников.

Занятие - игра на тему «Дымковская игрушка».

    Цель занятия:

 Развить у детей интерес к народному декоративному творчеству.

познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др.),

развивать эстетические чувства;

     Задачи:

- образовательные: обогатить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.

-  воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины. Воспитывать радость, гордость за свой народ и культуру.

- развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве. Развить интерес к работе с бумагой, эстетическое восприятие самостоятельность, мелкую моторику Обобщить представления детей о дымковской игрушке и дымковском узоре (особенности изображения, история возникновения)

Тип занятия: занятие – игра.

Форма занятия: традиционное.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации

 

Необходимые материалы, инструменты и приспособления для детей:

-Картинки раскраски с изображением дымковской игрушки;

- фрагменты дымковского узора;

- клей;

- цветные карандаши;

- пластелин.

    Оборудование:

проектор для демонстрации слайдов,

письмо – приложение № 5.

История дымковской игрушки – приложение № 1

Пазлы с дымковской игрушкой – приложение № 2

Легенда о дымковском свистке – приложение № 3  

Смайлики для рефлексии – приложение № 4

Сертификаты – приложение № 6.

Количественный состав участников занятия не должен превышать 15 человек, в возрасте от 7до 9 лет. Продолжительность занятия – 45 минут.

 Ход занятия.

Организационный момент

формирование мотивации к участию в занятии.

Показ слайда № 1.тема урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Стук в окно.

Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?

Слайд № 2

Дети: СОРОКА!

Педагог:

   Сорока белобока, по лесу летала, 
  По деревьям скакала, 
  Центр творчества  искала. 
  Принесла в клюве письмо. 

Педагог:  показывает детям письмо.

Педагог: Ребята давайте его откроем и прочитаем. Читаем письмо:

«Здравствуйте, ребятки, — 
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости! 
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».

Педагог: Ребята, вы  хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим.  Закрываем глазки и представляем, что мы на ковре самолёте летим в гости в Дымково.

Основная часть.

Педагог:  Ребята вот мы с вами и прилетели. Открывайте глазки.

Педагог:  открывает декорацию.

Смотрите-ка, река! Это река, называется Вятка, а на  берегу  стоит  город и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когда то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».

Приложение № 1 История  дымковской игрушки.

Педагог:  Ребята куда мы прилетели? К кому в гости?

Дети: В слободу Дымково, в гости к дымковским игрушкам.

Педагог:  А где же они? Почему нас не встречают?

Педагог:

А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

 На экране появляются дымковские игрушки.

Педагог: Ребята да это дымковские игрушки.

Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные.

Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким: становится ваше настроение?

Дети: радостным.

Педагог:  Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику,  который назывался «Свистопляска». На нем весь народ  плясал и веселился.

Педагог:  А сейчас ребята я расскажу вам  стихотворения  про дымковские игрушки.

Ели спят у большака.

В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое 
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.

Индюк:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,  

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

Водоноска:

Эта игрушка называется Водоноска.

За студеною водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Барыня

А вот девица в венце,

Румянец на лице,

Собою хороша,  

Стоит не дыша.

Барашек

Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий ,  желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Всадник на коне

В красном новеньком седле 
Всадник скачет на коне. 
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.

Птица

Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!

Педагог: Вам понравились Дымковские игрушки?

Дети: Да.

Педагог: А запомнили  какими фигурами и цветами  отличается дымковская игрушка?

Дети отвечают.

Физ. минутка.

Стоя:

По солнышку, по солнышку  (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой                  (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке         ( шагаем в воздухе)

Я летнею порой                       ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело,            ( повороты туловищем в лево - в право)

Смотрю по сторонам,             (повороты головой)

И дымковской игрушке          (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая  

                                                       кисти рук)                    

 Радуюсь я там.                        (ножницы)

 Радуюсь я там                         (ножницы)

Повернитесь, покружитесь, 
Низко-низко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!

Дидактическая  игра.  Пазлы в форме дымковских игрушек

Приложение № 2.

Педагог раздаёт детям файлы с пазлами.

Дети: Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек.

Педагог: Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.

 А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?

Дети: хотим.

Педагог: Так давайте  мы с вами отправимся  в мастерскую, где  вы превратитесь в настоящих мастеров  дымковской игрушки.

Сейчас я раздам вам каждому картинку дымковской игрушки, а вы из предоставленных в коробочках элементов украсите их дымковской росписью, а недостающие фрагменты раскрасим карандашами или пластилином как подскажет вам фантазия.

 «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы закончили считать.

Педагог: вот теперь,  когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к занятию аппликацией.

Дети работают.

Педагог может прочитать воспитанникам легенду о дымковском  свистоке.

Приложение № 3.

Подведение итога занятия.

Педагог:  Ребята вот наше путешествие приближается к концу! Много интересного вы узнали о Дымковской игрушке?

Дети: «Да»

Педагог:- А почему слобода называется Дымковской?

Дети: потому, что когда мастера обжигали игрушки из трубы шёл дымок.

Педагог:- Как называются игрушки, с которыми мы  познакомились?

Дети: Дымковские.

Педагог: Молодцы!

Педагог: ребята вы сделали свои работы  настоящими дымковскими. И по этому, вы награждаетесь сертификатом начинающих мастеров дымковской игрушки.

Вручаются сертификаты. Приложение № 6

Педагог: А сейчас пришла пора  возвращаться.  Закрываем глазки представляем что мы перенеслись опять  в кабинет.

Педагог:  повторяйте за мной прощальные слова

Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.

 Рефлексия.

Педагог: А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным.

Приложение № 4



Предварительный просмотр:

История дымковской игрушки

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. 
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».

Вятка вздрогнула от свиста,  

Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска».

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов

 Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.




Предварительный просмотр:

Объединение «Волшебный сундучок»

Сертификат

    Данный сертификат выдан _____________________

воспитаннице объединения «Волшебный сундучок» в том, что она посетила занятие «Дымковская игрушка», выполнила работу по заданной теме.

                 

                   Получила звание

Подмастерье.

Педагог:                 А.А. Сизькова

Объединение «Волшебный сундучок»

Сертификат

  Данный сертификат выдан _______________________

воспитаннику объединения «Волшебный сундучок» в том, что он посетил занятие «Дымковская игрушка», выполнил работу по заданной теме.

                    Получил  звание

Подмастерье.

Педагог:                 А.А. Сизькова



Предварительный просмотр:

,

,

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Игрушки" во 2 классе

Одна из глав учебника Way Ahead 1  называется "Toys". После окончания изучения данной темы я провожу  итоговый урок, который позволяет выявить в какой мере ученики овладели разговорным...

Презентация и план-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»

План-конспект открытого урока   по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации  из картона и цветной бумаги  «Букет для ма...

Конспект открытого урока во 2 классе "Повторение и закрепление материала по теме: "Игрушки""

Конспект данного открытого урока содержит различные игровые приемы, используемые на уроках английского языка во 2м классе....

Открытое занятие "Бабочка" - аппликация из природного материала.

Конспект открытого  занятия по аппликации из природного материала Бабочка"...

Технологическая карта урока технологии для обучающихся с ТМНР "Действия с предметами круглой и квадратной формы. Аппликация "Новогодняя игрушка".

Представлен конспект урока технологии для обучающихся 3 класса по АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4 ФГОС ОВЗ)....

Конспект открытого урока по предмету "Изобразительная деятельность". Тема: Аппликация «Новогодняя игрушка - Дед Мороз».

Цель: научить изготавливать игрушку «Дед Мороз» к новогоднему празднику.Задачи:Образовательные: 1.Формировать умение  приклеивать готовые детали на картон в соответствии с планом рабо...