Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
проект (3 класс) по теме

Введение

 

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то  же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением  в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

 Наряду с кружковыми занятиями используются различные формы обучения, например, организуются  различные поездки и походы, игры-инсценировки, чаепития, праздники, прослушивание музыки, просмотр фильмов, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песенок. Изучение Основ Православной культуры не ограничивается только словесным изложением материала, но и продуктивно используются такие виды детского творчества, как рисунки, пение, сочинения, различные рейды к святым местам.

Но самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.  Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества.  Давно известно: ребёнок  познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п.  В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят  праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник – сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному  миру, с другой – к конкретным объектам.

Значимость православных праздников  для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они,  во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во–вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения.         В-пятых, православные  праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. 

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение  любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом,  целую школу духовного возрастания.

Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей праздник – допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться от одинаковости будничных дней, он нужен детям как проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Пасха – праздник праздников»

Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

Выполнила: Кузелеева Наталья Сергеевна

                                                                                 учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №4  г. Ступино

 «Пасха – праздник праздников»

Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

Цели:

образовательные:  познакомить с историей праздника Пасхи,  сказаниями, обычаями, традициями,  приметами, связанными с праздником, со старинными  пасхальными играми, забавами, расширять словарный запас школьников;

воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа; интерес к Православию, любознательность, усидчивость, дисциплинированность, взаимоуважение, взаимовыручку;

развивающие: развивать  устную речь учащихся, образное и логическое мышление, память, воображение, творческие способности.

Оформление

Действие происходит в  празднично украшенном зале: плакаты с символикой праздника Пасхи, ангелы, корзиночки с живыми цветами, крашеные яйца на подставках и т. д.; на мультимедийной доске меняются изображения икон.

Действующие лица:

  • Ведущий, чтецы.
  • Мария Магдалина, император, вельможа, купец, слуга, посол Византии, рассказчик.
  • Две девочки в русских народных костюмах.
  • Хоровод: мальчики и девочки, одетые в русские национальные костюмы.

Ход праздника

Участники и гости рассаживаются по заранее определённым местам: участники впереди, гости – за ними. Звучит праздничный колокольный звон.

Ведущий:

- Весной много чудесных праздников. Ребята, вспомните, какие вы знаете весенние праздники?

Сегодня весь православный народ торжествует, отмечая замечательный праздник – Светлое Христово Воскресение. Этот Великий День приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви.

Из века в век приходит он к людям с пушистой  вербочкой, ароматным куличом и крашеными яичками.

Ученики:

- Немало праздников на свете

Встречают взрослые и дети.

Но праздник Пасхи – день чудес,

Из мёртвых Бог – Христос Воскрес!

- День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

- Само слово пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «исход», «избавление» от египетского рабства.

Во всех церквях звонят торжественно колокола, звучат пасхальные песнопения – праздничные хоры.

Звучит тропарь Пасхи

Ведущий:

- Ребята, а кому из вас знакомо имя Иисус Христос? Кто такой Иисус Христос? (Ответы детей). Для всех верующих людей, христиан Иисус Христос – Бог. Он помогает верующим в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии. Если же человек совершил плохой поступок, он просит Бога простить его.

Люди обязательно благодарят, прославляют Иисуса Христа за Его милосердие и любовь к людям. Праздник Пасха  празднуется в память о чудесном Воскресении Иисуса Христа – события, лежащего в основе всего христианского учения.

Празднование Пасхи – многовековая традиция. День Воскресения Христова называют ещё Великим днём.

Пасхе предшествует семинедельный пост, когда люди молятся и воздерживаются от животной пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей.

Первый ученик:

- Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на Север принесли грачи.

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи.

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз.

И на камни стали падать слёзы

Злой зимой очищенных берёз.

Второй ученик:

- Четверг  Страстной Седмицы называют Чистым. Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца купаются (в старину купались в проруби, в бане) и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, причащаются. Днём убирают свои жилища, готовят их к празднику. Начиная с четверга, в каждом доме красят и расписывают яйца. А кто знает почему? (Христос дал верующим вечную жизнь, яйцо – символ жизни). Готовят пасху, пекут куличи, блины, булочки.

Самый тихий день Страстной Седмицы – суббота, день, когда Спаситель был в гробу. Природа и люди в этот день погружены в молчание.

Третий ученик:

- И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На кресте, распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождём,

Поднялись, морями стали реки,

и в горах пронёсся первый гром.

Четвёртый ученик:

- Великая  суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением.

Третья весть была необычайна:

Бог воскрес и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна.

И кругом леса зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы расцвели.

Полонский Я.

Ведущий:

- В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается «Христос Воскресе!», в церквях звучит пасхальное песнопение. В церкви не допускается звучание инструментов. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, совершенный музыкальный инструмент – голос человека

Звучит тропарь «Христос  Воскресе»

Ученики:

- Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

- С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний  лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

- Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Звучит красный колокольный звон.

Ученик:

 - Пасхальный благовест

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

 Играет и льётся

Солнечный свет,

В душе раздаётся

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе…

Как радостно жить!

Христос Воскресе!

Ведущий:

- Без пасхального яичка не обходится праздник. Его освящают в храме вместе с куличом. Яйца красят  в разные цвета,  но чаще в красный. Почему? (Ответы детей)

- Посмотрите,  что говорит предание об этом.

Рассказчик:

- До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, он велел своим ученикам идти по всему миру и рассказывать людям, чему Он их учил. Пошла проповедовать  учение Христа и Мария Магдалина.

Появляется Мария Магдалина.

Мария Магдалина:

- Учитель нас на проповедь послал,

Хожу по свету, из страны в страну,

Благовествуя о Христе воскресшем,

Евангелие возвещая миру.

Рассказчик:

- Однажды Мария Магдалина пришла в город Рим и вошла во дворец императора Тиберия.

Открывается занавес, на сцене  император Тиберий восседает на троне,  к нему очередь  послов с подарками, рядом с императором слуга.

Рассказчик:

- Когда-то давно Мария была знатной  и богатой, её во дворце знали и пропустили к императору. В те времена, приходя к императору, люди несли какой-нибудь подарок.

Купец:

- Великий император и владыка,

Прими в дар это ожерелье,

Из жемчуга, рубинов и сапфиров.

Посол Византии:

- Великий царь Тиберий! В дар от нас

Прими ты это золото в избытке.

Пусть золото усилит твою власть,

И укрепит могущество державы.

Вельможа:

- С Сицилии мы привезли алмаз,

Огромной ценности и очень редких свойств,

Достоин он сиять в короне царской…

Мария Магдалина:

- Когда-то я была очень богата,

И приносила ценные подарки,

Сегодня я богата только верой

В Спасителя и Господа Христа!

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос  Воскрес!

Тиберий:

- Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно!!!

Тогда лишь я поверю в воскресенье,

Когда яичко станет красным.

Кладет яичко на поднос

Слуга:

- О, император, посмотри скорее,

Яичко розовеет, нет, темнеет!!!

О, чудо! – оно стало ярко-красным!!!

Воистину Иисус Христос воскрес!

Занавес закрывается под пасхальное песнопение

Ведущий:

- К Святой Пасхе испокон веков и до наших дней люди всегда с любовью красили яички.

Пасхальные яйца бывают: писанки, крашенки, драпанки, рисовки.

Мультимедийное сопровождение

- Слово «писанка» произошло от слова «писать». Писанка имеет много цветов и рисуется воском.

- Крашенки - яйца одного  цвета, которые постоянно готовят наши мамы,  бабушки.

- Драпанка – это когда яйца сначала красят одним цветом, а потом острым предметом (иголкой) выцарапывают рисунок.

- Крапанка – сначала воском наносят на яйцо рисунок, а потом опускают в краситель.

- Рисованки – пишут кисточкой, фломастером, карандашом.

- Но яйца не просто рисовали. Каждый рисунок имел своё смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений, животных, орнаменты. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной краской писали «ХВ», что значит «Христос Воскрес»

Если на яйце нарисована сосна, то означало долголетие и здоровье, звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю, символ света и жизни. Ветка – символ вечной жизни. Для пасхальных яиц делали красивые яркие подставочки в виде петушков, курочек, цыплят.

Яйца красили в разные цвета, придавая особое значение цвету, в который разрисовывали яйца:

красный – радость жизни;

жёлтый – это звёзды, луна, хлеб;

голубой – здоровье;

зелёный – пробуждение природы;

красный с белым – семейный праздник, мир и счастье;

коричневый и бронзовый – символ земли-матери, её щедрый дар человеку.

Давайте друг другу крашеные яички.

Выходят две девочки в русских народных костюмах и показывают обряд христосования.

Первая:

- Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Вторая:

- Мы святой водой умоем лица,

Пусть здоровье дарит нам водица,

И подарим крашенку друг другу,

Пасха Красная пришла сегодня к людям.

Гости, дети, родители христосуются

Ведущий:

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы.

Девочки и мальчики водят хоровод.

Ведущий:

С праздником Пасхи связано много примет и поверий.

Ученики:

Верба, не давшая ещё листьев, цветет, как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми»

Есть и другие пасхальные приметы:

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет».   И люди старались подсмотреть, подкараулить мгновения игры солнца.

        

Первый день Пасхи примечали:

на Пасху небо ясное, солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету;

на святой день дождь – добрая рожь;

на святой день гром – к урожаю;

если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Дети встаю в круг, берутся за лучики-ленточки и,  говоря слова,  под музыкальное  сопровождение кружат «солнышко»:

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись.

        

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

В лесу вырастут грибы,

В огороде – бобы,

В поле – рожь и ячмень,

Во саду – зелёный хмель.

Ведущий:

- Какой же праздник без игр. Сейчас мы поиграем в игры наших  предков.

Игра  «Чьё яйцо крепче?». Все дети встают парами друг против друга. По команде сталкиваются яичками. Те участники, у которых яйцо разбилось, садятся на место, остальные – образуют пары и продолжают играть дальше. Игра продолжается до последней пары, из них и выбирается победитель.

Игра «Кто дальше?» Несколько человек соревнуются, у кого дальше покатится яйцо с деревянной горки (возвышенности).

Игра «Кто дольше?» Несколько учащихся одновременно раскручивают яйцо и смотрят, чьё яйцо остановится последним, тот и победил.

Игра «Катание с горки» С горки (любой возвышенности) дети по очереди скатывают яйцо, которое ударяется в приз (заранее разложенные конфеты). Участник забирает тот приз, о который ударилось его яичко.

Заключительные поздравления детей:

В Великий праздник Воскресения

Воистину пришло спасение,

Чтоб на Земле царили вновь

Надежда, Вера и Любовь!

В светлое Христово Воскресение

На душе пусть будет чисто и светло!

Будет хлебосольным угощение,

А солнце дарит радость и тепло!

Во славу жизни дал Создатель

Святой случиться благодати,

Чтоб в каждый дом пришёл с небес

Надежды свет…Христос  Воскрес!        

Пришёл светлый праздник прекрасный,

Спаситель сегодня  воскрес!

Надеждой сердца озарятся,

Луч солнца подарит с небес

Любовь, благодать, мир и счастье

На долгие жизни года,

С праздником вас Светлой Пасхи!

Радости вам и добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

«Пасха – праздник праздников»Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классовЦели:образовательные:  познакомить с историей праздника Пасхи,  сказаниями, обычаями, традициями,  примета...

Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

: Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по¬мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе

Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по­мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов ...

Групповой, творческий проект: «Пасха Красная»

Проект разработан учителем и учениками сельской малокомплектной школы  Проект: «Пасха Красная»  Предмет: Основы Православной культуры Тип проекта: Краткосрочный (1 месяц), групповой, иссл...

Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов в помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех п...

Проект «Пасха Красная – праздник праздников»

Цель: Создать условия для формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся 4х классов.Задачи: Создать условия для проявления творческих способностей учащихся, осознание пасхальных традиций как эл...