Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»
план-конспект урока (2 класс) на тему

Введение

 

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то  же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением  в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

 Наряду с кружковыми занятиями используются различные формы обучения, например, организуются  различные поездки и походы, игры-инсценировки, чаепития, праздники, прослушивание музыки, просмотр фильмов, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песенок. Изучение Основ Православной культуры не ограничивается только словесным изложением материала, но и продуктивно используются такие виды детского творчества, как рисунки, пение, сочинения, различные рейды к святым местам.

Но самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.  Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества.  Давно известно: ребёнок  познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п.  В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят  праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник – сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному  миру, с другой – к конкретным объектам.

Значимость православных праздников  для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они,  во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во–вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения.         В-пятых, православные  праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. 

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение  любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом,  целую школу духовного возрастания.

Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей праздник – допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться от одинаковости будничных дней, он нужен детям как проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект

Сценарий православного праздника в начальной школе

«Чему мы радуемся зимой»

Выполнила: Кузелеева Наталья Сергеевна

                                                                                 учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №4  г. Ступино

Введение

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то  же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением  в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

 Наряду с кружковыми занятиями используются различные формы обучения, например, организуются  различные поездки и походы, игры-инсценировки, чаепития, праздники, прослушивание музыки, просмотр фильмов, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песенок. Изучение Основ Православной культуры не ограничивается только словесным изложением материала, но и продуктивно используются такие виды детского творчества, как рисунки, пение, сочинения, различные рейды к святым местам.

Но самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.  Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества.  Давно известно: ребёнок  познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п.  В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят  праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник – сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному  миру, с другой – к конкретным объектам.

Значимость православных праздников  для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они,  во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во–вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения.         В-пятых, православные  праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.  

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение  любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом,  целую школу духовного возрастания.

Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей праздник – допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться от одинаковости будничных дней, он нужен детям как проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Чему мы радуемся зимой

Звучит русская народная мелодия.

Входят дети: мальчик и девочка в русских народных костюмах с хлебом солью:

Девочка:

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу тёплую, желанную

Мы готовили для вас!

Мальчик:

От Рождества всему начало:

Весны цветенье, песен новь,

И торжество, и вдохновенье,

Надежда, вера и любовь!

Кланяются, ставят каравай на стол и садятся вместе с другими участниками.

Звучит колокольный звон, на экране икона «Рождество Христово»

Дети (за кадром):

И было чудо в небесах,

И чудо на земле:

Как солнце вспыхнула в лучах

Звезда в полночной мгле!

Она плыла над миром,

И свет её сиял,

И бедным пастырям вещал,

Что родился Христос!

(звучит песнопение)

Много было в небе звёзд

Тёмной ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Дева-мать, склоняясь над ним,

Нежно напевала

Ночь мерцала золотым,

Звёздным покрывалом.

Пели ангелы Христу,

Славили рожденье.

В мир принёс Он красоту,

Веру во спасенье.

Когда в городе  Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос, в небе загорелась невиданная ранее звезда. Она ярко сияла и медленно двигалась в сторону Палестины.

Увидев звезду, мудрецы поняли, что это знамение Божие: где-то родился Царь Царей. Они решили разыскать его, чтобы поклониться и послужить Ему. Для этого собрались и единым караваном решили последовать за чудесной звездой.

Звучит рождественская колядка

На экране икона «Поклонение мудрецов»

Принесли Младенцу мудрецы

С дивными подарками ларцы.

Слиток золота в одном ларце лежал,

Как Царю признанье отражал!

Ладан ароматный был в другом,

Этот дар всем возвещал о том,

Что Всевышний указал волхвам дорогу,

И они в Младенце видят Бога!

В третьем ларце лежала смирна.

Было ведь предсказано от века,

Что Господь придёт на землю с миром

В образе земного Человека.

Радостная новость,

Торжество, торжество!

Всюду это слово:

Рождество, рождество!

Иисус родился,

С Девы воплотился,

Рождество!

Снова икона «Рождество Христово»

(звучит рождественская колядка)

Предание о рождественской Ёлке.

( Под праздничное рождественское песнопение  открывается занавес:  на сцене ангел, ёлочка, два тропаря. Позади - изображение маслины и пальмы )

Тропарь 1:

Великое чудо в ту ночь совершилось:

Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере, в заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

Тропарь 2:

Звезда над пещерой, как свет путеводный,

Сияла ученым волхвам,

И громкая песнь пастухов величаво

И стройно неслась к небесам.

Тропарь 1:

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя на деревьях листы

Таинственным шёпотом славили Бога,

И пахли сильнее цветы.

Тропарь 2:

Три дерева – пальма, маслина и ёлка –

У входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге

Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила

Зелёною кроной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины

Закапал душистый елей.

Тропарь 1:

Лишь скромная ёлка печально стояла:

Она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою

Её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень

И ёлке с любовью сказал:

Ангел:

«Скромна ты, в печали не ропщешь,

за это от Бога награда тебе суждена».

Звучит музыка,  ангел и тропари уходят за кулисы. Появляются  девочки в костюмах звёздочек. Танцуют вместе с ёлочкой. Во время танца украшают ёлочку звёздами.

По окончании танца все замирают на месте, снова появляются ангел и тропари.

Тропарь:

Сказал он – и звёздочки с неба

Скатились одна за другой,

И вся засияла,  и пальму с маслиной

Затмила своей красотой.

Ангел:

Младенец от яркого звёздного света

Проснулся, на ёлку взглянул,

И личико вдруг озарилось улыбкой,

И ручки он к ней протянул.

Елочка:

А мы с той поры каждый год вспоминаем

И набожно чтим Рождество:

Ребёнок ли, взрослый –

Все празднику рады, и в каждой семье торжество!

Ангел:

Где дети – там ёлка, богаче, беднее,

Но вся в золотых огоньках.

И сколько веселья и сколько восторга

В незлобивых детских сердцах!

Под музыку все расходятся.

Звучит праздничный колокольный звон. На сцене появляются дети-колядники в русских народных костюмах с рождественской звездой в руках.

1 колядник:

 Рождество – праздник верующих в Христа, праздник Добра и Правды.

В эти дни ходили друг к другу в гости с подарками, славили Христа песнями – колядками. Людей, которые славили Христа, пели колядки , называли христославами.

Колядки – это ещё и традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.

По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже их благодарили гостинцами:

2 колядник:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,

К вам пришли сыны и дочки,

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

3 колядник:

С Рождеством святым вас, люди,

Мир да лад у вас пусть будет!

Чтобы горя вы не знали,

Чтоб в достатке пребывали!

4 колядник:

Мы желаем вас здоровья,

Чтобы с братскою любовью

Каждый день к вам приходил,

Веру, счастье вам дарил!

5 колядник:

А сейчас пусть мир ликует,

Радуется, торжествует,

Иисус Христос родился,

Мир спасён! Мир осветился!

6 колядник:

Радуйтесь, все люди

На большой  планете,

С нами Бог! Любовь и Правду

Христославьте, дети!

Колядники уходят под рождественскую колядку.

На сцене дети

1 рассказчик:

Христианские праздники следовали друг за другом. Они напоминали о событиях Священной истории.

Прошёл радостный праздник Рождества Христова …

А за ним мы вспоминает ещё один  большой праздник Крещения Господня.

Священная история рассказывает, что за шесть месяцев до Рождества Христова явился в мир великий пророк Божий Иоанн.

Икона «Иоанн Креститель»

Иоанн рассказал людям, что скоро придёт Спаситель мира.

Звучит песнопение

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки -  Предтеча;

Из мест окрестных, издалече

К нему стекается народ.

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

«Сильней и впереди меня

Тот, Кто идёт вослед за мною;

Ему, припав к ногам, не стою

Я развязать с ноги ремня».

Иоанн проповедовал, что нужно прекратить делать злые дела, покаяться и постараться быть добрыми. Тех людей, которые хотели стать хорошими, Иоанн омывал (крестил) в реке Иордан. Пришел к Иоанну креститься и Иисус Христос.

Икона «Крещение Господне»

 И когда Он выходил из воды с неба раздался голос: «Ты Сын Мой возлюбленный». Сам Бог назвал Иисуса Христа Своим Сыном. И Дух Божий (он был с виду как голубь) сошёл с неба на Иисуса Христа.

Те люди, которые приходили ко Христу, крестились, становились христианами.

В крещенскую ночь на замёрзших реках строились «ердани» - Иордани - проруби,  над

которыми устраивались навесы….

Картинка «Крещение» (фото)

Священник погружал в прорубь крест и произносил торжественную молитву. Человек купается в проруби, будто со  Христом крестился.

Песнопение, колокольный звон, выходят участники праздника:

Счастья тому, кто в этом дому!

 Старому, молодому и Богу святому!

Чтоб счастливы были,

Чтоб нас не забыли.

Долгожданный спаситель мира, светоч добра и любви родился – Иисус Христос.

Славьте его!

Пусть  в каждый дом войдёт мир, покой и здоровье!

Все: С нами Бог! Звучит песня «Земля русская…»

Под колокольный звон или песнопение, дети дарят подарки гостям…

Библиография

  1. Алтарёва С. Г. и др. / Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368с. – (Мозаика детского отдыха).
  2. Будур. Н. /Пасха – РООСА, 2007.
  3. Дзюба П. П. / Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы./ - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 288с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
  4. Ионина Н. А. / Православные святыни – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. По благословению Патриарха московского и всея Руси Алексия Второго.
  5. Казакевич А. Н. / Символы Русской Православной Церкви – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  6. Минаков С. /  Храмы России. – М.: Эксмо. 2008.- 864с.: ил. – (Мир Православия).
  7. Московские Епархиальные Ведомости/ журнал Московской епархии Русской Православной Церкви №3-4, 2005, №3-4,2007.
  8. Начинающему христианину/ Сост.И.А. Горбова, 1998. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
  9. Энциклопедия «Народы и религии мира» (Большая Российская энциклопедия, 1998).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Спортивный праздник для начальной школы "Проводы Зимы"

Спортивный праздник для начальной школы "Проводы Зимы"...

Православный праздник в начальной школе "Рождество Пресвятой Богородицы"

Внеклассное мароприятие в начальной школе, посвященное православному празднику "Рождество Пресвятой Богородицы"...

Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"

Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке  помещений, средствах используемых при уборке....