Классный час "Конституция -основной закон России"
классный час (1 класс) на тему

 Смирнова Наталья Анатольевна

Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к символам своего государства и формирование чувства гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_konstitutsiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Десятовская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка классного часа

 «Конституция – основной закон государства»

                                                    Автор: Смирнова Наталья Анатольевна ,

учитель начальных классов

МБОУ «Десятовская ООШ»

Конспект классного часа в начальной школе по теме «Конституция – основной закон государства»

с применением компьютерной презентации

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;

объяснить основные обществоведческие понятия;

развивать познавательный интерес к своей Родине;

воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;

воспитывать патриотические чувства;

формировать чувство гордости за свою страну.  

Оборудование:  презентационное оборудование; Конституция России

                                   Ход мероприятия.

  1. Эмоциональный настрой

Учитель:

- Сегодня начнём наш разговор с чтения стихотворения Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»

(Слайды 2-4).

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Учитель:

- Как называется наша Родина?

     - Почему к Москве у нас особое отношение?

(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России.)

Слайды (5).

Работа со словарём.

Учитель:

- Что обозначает слово «символ» (слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал)

- Какие символы государства вы знаете?

Слайд 6

Учитель:

- Определите о каких символах идёт речь.

1. Какой символ главный в стране?

- Государственный флаг означает единство страны.

- Под каким номером на слайде изображён флаг России? (Слайд 7).

- Опишите российский флаг.

Ученики:

       -Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.

       Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.

Учитель:

2. Это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.

- Что представляет собой Государственный герб России? (Слайд 8).

     Ученики:

      - Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

      Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

  - Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

 - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Учитель:

3. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине.

У каждого государства есть свой государственный гимн.

Ученик:

  -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

 -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

 (Слайд 9).

Слушаем гимн России.

Учитель:

   - Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

- Что такое Конституция?

Слайд (10).

Учитель: А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это  самый главный политический и правовой документ государства.

- Конституция – это основной закон государства.

- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

      - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? Слайд (11)

     (День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,

     по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)

    (Учащимся показывается Конституция).

     Работа со словарём.

     Учитель:

     - Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём

     в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?

     - Наша страна называется Россия, но её полное название

      Российская Федерация.

     - А что значит слово  «федерация» (Федерация – это договор, союз)

     Учитель:

- Наша страна называется Российской потому,  что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.

 - В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Об этом записано в Конституции.

- Прочитайте тезисы из Конституции.

(Слайд 12).

Статья 19.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Учитель:

-В Конституции правам и обязанностям  человека отведена целая глава, более 50 статей.

Работа со словарём.

-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?

(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

Беседа.

Учитель:

-Давайте посмотрим,  о каких правах и обязанностях говорится в нашей  Конституции.

- Какими правами вы пользуетесь?

- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?

 

(Слайд 13)

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Право на личную неприкосновенность

Право на свободное передвижение

Право на жилище и его неприкосновенность

Право на труд

Право на отдых

Право на образование

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Свобода мысли и слова

Свобода творчества

Свобода информации

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Право на получение юридической помощи

Право на получение социальной помощи

Право избирать и быть избранным

Равенство прав и свобод

Обязанность защищать Родину

Обязанность соблюдать законы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность платить налоги

Забота о детях,  их воспитание – равное право и обязанность родителей.

     Учитель:

    - Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,

     а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.

В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека понесёт наказание предусмотренное законом.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать,  нужно хорошо подумать!

5.Итог.

Учитель:

-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.

   Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.

Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

- Я предлагаю закончить наше занятие песней «Моя Россия».

(Учащиеся исполняют песню). (Слайд14-21  ).

Использованная литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
  2. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
  3. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
  5. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
  6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 2006.
  7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  8. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...

Классный час "Основной закон страны"

Каждый гражданин России должен соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы её граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и о...