ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья (1 класс) по теме

Рамазанова  Екатерина Александровна

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горбачёва Екатерина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №2 г. Сальска

Экологическое образование младших школьников на основе информационных технологий.

       На сегодняшний день особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности.

В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Более глубокий анализ происходящего показал, что решение данных проблем невозможно без расширения понятия экологической культуры общества.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

 Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества — школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. Главной проблемой современной социальной педагогики становится  воспитание экологической культуры.

Наиболее продуктивное заложение экологической культуры приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.
       Экологическое образование  в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Знания о природе, её взаимосвязях с обществом, способах сохранения, интерес к её компонентам, нравственно-эстетические чувства по отношению к ней, позитивная разнообразная деятельность по её охране - все это в разной степени присуще всем человеческим поколениям.  

       Под экологическим образованием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. [ Козина Е.Ф., 2008, с. 277-278]

В экологическом образовании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Психологи  отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону, восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность,  возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность, определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

        В системе экологического образования исключительно важную роль играет именно начальная школа, где дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, связи человека с природной средой, насколько природы в жизни человека, связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природе.

 Учащиеся начальной школы имеют представление о       природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников. Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы.

В системе экологического образования важное место занимает естествознание. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природной среды, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея естествознания состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей. Все формы работы с детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения. Задача учителя - вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное - предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие приемы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за выполняемую работу.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

На мой взгляд,  учителя должны искать и находить разнообразные пути вовлечениях учащихся начальных классов в прекрасный мир природы.

Особое место я отвожу применению в образовательном процессе младших школьников современных информационных технологий.

«Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».[ Угринович Н.Д., 2004. - 67 с]

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование же ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Использование информационных технологий в  экологическом образовании помогает учителям перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе.

Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Данная технология позволяет создавать средства наглядности как простых, отражающих внешнее свойство вещей, так и сложных, содержанием которых становятся связи и отношения предметов. Данную технологию не следует рассматривать только как средство наглядности, так как она несет учебную информацию.

Были провели уроки по окружающему миру с использованием информационных технологий. Применялись средства мультимедиа, широко использовалась презентация.

Для применения технологии компьютерных демонстраций на уроках были выбраны следующие темы: «Планета Земля», «Солнечная система»,  «Звёздное небо», «Разнообразие животных», «Море и его богатство». Если ребёнок с помощью компьютерных демонстраций увидит движение Земли вокруг Солнца, движение Солнечной системы, то ему будет легче представить принципы работы объектов. Если при изучении тел и объектов природы использовать возможности компьютерной поддержки (звук, изображение в действии), то это позволит воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве, значительно повысит познавательные возможности.

      Урок по теме «Планета Земля» был разделен на блоки, к  каждому блоку была разработана презентация. Первый блок включал в себя теоретическую часть, второй – вопросы по экологической теме и третий блок включал в себя экологическую игру. Экологическая игра называлась «Поле чудес». Выдвигались следующие цели:  показать экологические проблемы; воспитывать любовь к Родине, доброе отношение к природе;  воспитывать уважение друг к другу; развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;  развивать умение работать в группах. Вначале игры учащиеся были разделены на три команды. Игра была разделена на три тура. Первый тур назывался ««Реки, речки и моря по земле текут не зря», второй тур назывался «Про зеленые леса и лесные чудеса» и третий - «Какое небо голубое». В каждом туре команды должны были ответить на вопросы, соответствующие теме. За каждый ответ они получали балы. В одном из заданий учащимся был предоставлен фрагмент документального фильма, после просмотра которого они должны были ответить на вопросы. В финале игры «Поле чудес» каждая команда должна была разработать свой план мер по улучшению экологического состояния планеты Земля. В конце игры были подведены итоги и выявлена команда победителей.

В эксперименте по выявлению уровня экологического образования принимали участие ученики 3 «Б» класса МБОУ гимназии №2 города Сальск и учениками контрольного 3 «А» класса.

Между классами проводилось анкетирование по выявлению уровня экологического образования. Знания учащихся в итоге предварительного анкетирования были примерно одинаковы. По каким - то вопросам лучший результат был у  учеников 3 «Б» класса, по каким - то лучший результат показывали ученики 3 «А» класса.

После апробирования презентаций, было проведено повторное анкетирование. Результат анкетирования показал значительное повышение уровня экологической грамотности учащихся экспериментального класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что  использование информационных технологий на уроках естествознания способствует повышению уровня экологического образования у учащихся начальных классов. А так же усилить мотивацию учения, благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию информационных технологий  интерес ученика поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, а яркие эмоциональные переживания рождают желание самостоятельно узнать что-то новое, строить предположения.
       Использование информационных технологий расширяет возможности предъявления учебной информации. Она позволяет не только воссоздать реальную обстановку деятельности, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация постоянно расширяется благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ПК позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона.
       Анализируя опыт использования, информационных технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Наблюдения показали, что уроки, с использованием информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, ребята проявляют познавательную активность, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а также в поиске ответов на трудные вопросы.  Возросло количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности.

Подготовка к урокам с использованием информационных технологий требует больше времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных.

                                                                  Литература

  1. Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М.: Владос, 2001 – 240с.
  2. Козина Е.Ф., Степанян  Е.Н. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завадений  / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.-2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с.34, 277-278.
  3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика /Н.А. Морева.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. - с.413
  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: методическое пособие / Н.Д. Угринович, В.В. Морозов, В.М. Нечаев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 67 с

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"

Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...