Главные вкладки

    « Дружба»
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Алёшина Ольга Александровна

    Данный урок по счёту в модуле 14-й. В результате  обучающиеся смогут:

    - сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.

    - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.

    - приобретут навыки работы в сотрудничестве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon drughba_iurkina.doc206.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    урока №14 на тему:

    « Дружба»

    (модуль «Основы светской этики»)

    Основная идея курса «Основы религиозных культур и светской этики» - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; развитие личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, этических чувств как регулятор морального поведения.

    Данный урок по счёту в модуле 14-й. В результате  обучающиеся смогут:

    - сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.

    - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.

    - приобретут навыки работы в сотрудничестве.

    Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, способов разрешения социальных ситуаций. Особого внимания заслуживает вопрос дружбы, так как дружба  взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радости и огорчения.

    План-конспект урока №14

     

    Тема программы:     модуль «Основы светской этики»           

    Тема   урока :    Дружба  (урок 14)

    Цель:   Цель: формирование нравственных качеств обучающихся (умение дружить, беречь дружбу)  

    Задачи

    Обучающие: содействовать формированию представлений о дружбе, показать важность истинных друзей в жизни человека.

    Воспитывающие: способствовать воспитанию уважения друг друга.

    Развивающие: развивать умения аргументировать свою точку зрения, коммуникативные качества.

    Тип занятия

    Вид занятия

    Метод обучения

    Форма занятия

    Средства   обучения

    Изучение нового материала

     

    Виртуальная экскурсия, урок-путешествие по городу Дружбы    

    Словесный, наглядный,

    проблемно-поисковый, репродуктивный

    Индивидуально- групповая, фронтальная

     

    Дидактические материалы:

    Презентация;

     Видео-клип «Дружба»;

    Тест-игра «Давай дружить» ; 

    Классный час «Если с другом вышел в путь»;

    Подборка материалов по теме;

    Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, изобразительное искусство

    Основные термины и понятия: добродетельные отношения, дружба, избирательность, бескорыстность.  

    Информационная карта урока 14

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающихся

    1. Организационный момент

    1. Провести игру-пожелание «Желаю тебе сегодня на уроке…»  для снятия эмоционального напряжения и настройки на работу.
    2. Мотивация на плодотворную учебную деятельность  

    (читает стихотворение)

    1. Эмоционально настраиваются на работу.

    1. Угадывают тему урока, о чём будут говорить на уроке

    2. Актуализация знаний

    2.1. Предлагает  отправиться на экскурсию в город Дружбы.

     

    2.1.  Предполагают, кто может там жить

     

    2.2. Записывают тему урока

    3. Постановка учебной задачи

    З.1.   Читает отрывок стихотворения

    «Монолог о дружбе» Л.Измайлова.

    3.2.   Игра «Мозговой штурм» (работа над понятием «дружба»

    3.1.  Слушают или читает один из учеников этот отрывок.

    3.2. Работа в группах, обсуждение  «Дружба – это…»

    4.    Открытие нового знания. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

    4.1. Проблемная ситуация:

     Работа по учебнику, группам даётся три проблемы - найти ответы на вопросы.

    4.2. Ознакомление с определением «дружбы» из толкового словаря.

     4.1. Работа в группах, ответы на поставленные вопросы.

    4.2. Сравнивают со своими ответами

    Записывают определение в тетрадь

    5. Первичное закрепление

    5.1. Проверяет  детей на знания пословиц о дружбе.

    5.2. Игра «Собери пословицу»

    5.3 Динамическая пауза - игра «Мы и друзья». Читает стихотворные строчки

    5.4. Даёт задание группам – составить правила дружбы

    5.5. Представляет эти правила  у жителей города Дружбы

    5.6. Знакомит детей с тем как дружат животные. Читает стихотворение и показывает слайды

    5.1.  Вспоминают и называют  пословицы о дружбе

    5.2.  Игра «Собери пословицу»

    5.3. Выполняют задания-движения

    5.4 Составляют на листочках правила дружбы группой (приложение 2)

    5.5 Сравнивают со своими правилами

    5.6. Воспринимают информацию

    6. Итог занятия

    7.1.  Проводит итог урока, задавая вопросы

    7.2.  Даёт домашнее задание: нарисовать плакат «Дружба»,

    Показывает примеры

    7.3. Показывает сюрприз от жителей города Дружбы - клип

    7.4. Организует рефлексию.

    Детей поблагодарить за творческое сотрудничество на занятии.

    Задаёт вопросы.

    Предлагает им подарить символы дружбы тем, с кем бы они хотели подружиться

    7.5. Тест-игра «Давай дружить»

    7.1. Отвечают на вопросы, делают выводы

    7.2. Записывают дом. задание, знакомятся с образцами плакатов

    7.3. Просматривают клип «Дружба»

     

    7.4. Проводят рефлексию:

    Отвечают на вопросы.

    Дарят символы дружбы.

    7.5. Участвуют все группы


    ХОД УРОКА

    1. Подготовительный этап

    1.1 Организационный момент

    Дети распределены на 3 группы

    – Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

     1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность

    Презентация

    Слайд 1

     – Послушайте стихотворение и определите тему урока.

    Кто в дружбу верит горячо,

     Кто рядом чувствует плечо,

     Тот никогда не упадет,

     В любой беде не пропадет.

     А если и споткнется вдруг,

     То встать ему поможет друг,

     Всегда ему надежный друг

     В беде протянет руку.  

    (О дружбе - по щелчку появляется тема урока ДРУЖБА)

    - Верно.  Запишите в тетради тему урока

    - О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне.  (переход к слайду 2 по щелчку)

    Слайд 2

    - Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

    Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба,  каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

    (переход к слайду 3 по щелчку)

    1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся Слайд 3

    А отправимся мы с вами на экскурсию в город Дружбы.

    - Как вы думаете, кто может жить в этом городе?

    (номера домов – гиперссылки (курсор в виде ладошки - нажмать в режиме показа)

    (Переход по гиперссылке на домике 1 к слайду 4)

    2. Основной этап

    2.1.Изучение нового материала 

    Слайд 4

    Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

    Что такое дружба? Каждый знает.
    Может быть, и спрашивать смешно.
    Ну а всё же, что обозначает
    Это слово? Значит что оно?

    Мозговой штурм «Дружба – это …».

    Работа над понятием «дружба».

    Детям предлагается подумать над вопросом:

    - Так что же такое – дружба?  И зачем она нужна людям? 

    После небольшого размышления обучающиеся высказывают свои мысли.

     «Дружба – это …»

     

     -А сейчас мы проверим ваши догадки в учебнике на стр 32-33

    Работа по учебнику с. 32-33

    Работа в группах

    Слайд 5

    - Прочитайте текст в учебнике

    1-я группа в первом абзаце найдёт ответ на первый вопрос: «Какие отношения существуют  между людьми и какими они должны быть?» (родственные, служебные, соседские - должны быть добродетельными)

    2-я группа во 2, 3 и 4 абзаце найдёт отличительные черты дружеских отношений (запишем в тетрадь при ответе детей:  избирательность и бескорыстность дружбы)

    3.я группа ответит на вопрос: что объединяет друзей? (запишем в тетрадь:

    взаимная симпатия и общность интересов)

     (Переход на слайд 6 по значку)

    Слайд 6

     

    -   В толковом словаре С.И. Ожегова:

    ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

    -    Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

     «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

    -Запишем определение дружбы в тетрадь.

    -Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и  сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем.  

    - Зачем  дружба нужна людям?      

     - Кого вы называете своими друзьями?

    - Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените?

    - Подберите однокоренные слова к слову «дружба»

    - Каких друзей нам хотелось бы иметь?

    - А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

    - Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

     (Переход на слайд с  городом Дружбы по значку

    2.2. Закрепление и применение знаний

    Слайд 7

     Игра «Собери пословицу»

    - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

    (дети называют)

    -Жители города предлагают вам поиграть – собрать пословицы.

    (Переход по гиперссылке на домике 2 к слайду 7)

    - Проведём игру «Собери пословицу»

    (первая часть пословиц появляется автоматически, вторая часть -по щелчку)

     Старый друг лучше новых двух.

     Друг познается в беде.

     Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Вместе тесно, а врозь скучно.

    Нет друга, так ищи, а нашел так береги.

     Все за одного, а один за всех.

     Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.

    (Переход на слайд с  городом Дружбы по значку 

    -Старинная поговорка гласит: чтобы иметь хороших друзей надо самому быть хорошим другом. Как вы понимаете это высказывание?

    Что значит, быть хорошим другом?

    (высказывания детей)

    Динамическая пауза

    «Мы – друзья»

    игра

    -Выходите все и становитесь в круг

    Встаньте, дети, встаньте в круг,

    Я твой друг и ты мой друг,

    Пусть будет шире Дружбы круг.

    В кругу стоят друзья твои,

    Ты им улыбку подари.              (Дети улыбаются друг другу) 

    Слева друг и справа друг,

    А вместе это Дружбы круг,

    Другу справа руку пожми,

    Передай ему тепло твоей руки.      (Дети пожимают руку тому, кто справа)

    Много в мире нужных вещей,

    Но друга иметь – намного важней.

    Нет пословице, ребята, верней,

    Той, что гласит «Имей СТО друзей».

    Пусть растёт и ширится Дружбы круг,

    Чтоб рядом был верный друг.

     Составь правила дружбы

    Работа в группах

    Слайд 8

     -  Попробуйте сейчас группой сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

    (Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 пр) (Приложение 2)

    - А теперь посмотрим, какими правилами пользуются жители Города Дружбы

    (Переход по гиперссылке на домике 3 к слайду 8)

     Могут дети назвать примерно такие правила:

    Не выдавать чужие секреты;

    Всегда быть откровенным с другом;

    Не бойся попросить прощения;

    Не груби;

    Не надо менять друзей;

    Надо быть постоянным в дружбе;

    Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;

    Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

    Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

    Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

    Радоваться вместе с другом его успехам;

    предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

    Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

    Защищать друга.  

    (Переход на слайд с  городом Дружбы по значку  

    Как животные дружат

    Слайды 9-14

    Учитель читает стихотворение

    – Что такое дружба?– спросила я у птицы.

    – Это когда коршун летает вместе с синицей.

    Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

    – Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

    А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

    – Это что-то огромное, радостное, большое.

    Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

    Это когда мальчишки девчонок не обижают.

    Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

    -В нашем городе ДРУЖБЫ есть замечательный зоопарк, заглянем туда и посмотрим как же дружат животные!

    (Переход по гиперссылке на домике 4 к слайду 9)

    (Переход на слайды 10, 11, 12, 13, 14 по значку)

    (Переход на слайд с  городом Дружбы по значку  

    3. Заключительный этап урока

    3.1.   Итог урока

    Слайды 15-18

    - На чём должна основываться дружба?

    (Переход по гиперссылке на домике 5 к слайду 15)

    - Что может разрушить дружбу?

    (Переход на слайд 16 по значку)

    - Сформулируйте главное правило дружбы!

    (Переход на слайд 17 по значку)

    (Переход на слайд 18 по значку)

    Друг-
    Какое маленькое слово
    И как его легко сказать.
    И сколько в нём хорошего, простого.
    Но им не каждый может стать!

    (Переход на слайд с  городом Дружбы по значку  

    Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

    3.2. Домашнее задание

    Слайды 19, 20

     -Нарисуйте плакат «Дружба»

    (Переход по гиперссылке   – примеры плакатов)

    Клип

    Фрагменты м/ф

    - А  жители города Дружбы приготовили для Вас сюрприз

    (Переход по гиперссылке  )

    3.3. Рефлексия 

     - Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?

    - О чём заставил задуматься?

    -У вас на столах лежат рисунки-символы друзей (Приложение 1)

    Подарите их  тем ребятам, с кем бы вы ещё хотели сдружиться

     Тест-игра «Давай дружить»

    (Переход по гиперссылке на домике 5 к тесту-игре «Давай дружить»)

    Этот тест можно использовать на этом уроке или на следующем – в начале урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

    Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

    урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

    Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

    «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

    Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

    «ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

    «ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

    "Друг,дружба,законы дружбы"

    Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

    Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

    Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....