Воспитание патриотических чувств у младших школьников
статья (3 класс) на тему

Баканова Татьяна Леонидовна

Самые великие подвиги

                                      совершаются из любви к Отчизне.

                            Ж.Ж. Руссо

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у младших школьников  

                                             

    Учитель начальных классов МБОУ « Новообинцевская средняя общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края Баканова Татьяна Леонидовна                                      

                                                     

        Самые великие подвиги

                                      совершаются из любви к Отчизне.

                            Ж.Ж. Руссо

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

       Воспитание патриотических чувств можно начинать с раннего возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда – то факты и события.

      С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки волнуют, увлекают его, заставляют  плакать и смеяться, показывают ему,  что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу,  взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по – своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.

      Слушая сказки, дети начинают любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки – эти истоки народной мудрости воспринимаются им легко и естественно. В них и юмор,  и грусть,  и глубокая любовь к  своему народу, к Отечеству.  Я провожу в классе беседы по страницам народного календаря, «Праздники загадок, потешек, поговорок», «Русские посиделки», «Колядки», утренник «Бабушкин сундучок».

       Очень рано в мир ребёнка входит  природа родного края. Через любовь к родному краю воспитывается любовь ко всей нашей Родине. В известном стихотворении М.Матусовского удачно подмечено:

   С чего начинается Родина?

   С заветной скамьи у ворот,

   С той самой берёзки, что во поле,

   Под ветром склоняясь, растёт…

     Река, лес,  поле постепенно оживают для каждого школьника: от общего восприятия он переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. В моих классах стали традицией походы и поездки на велосипедах в лес и на Обь (на одно и то же любимое место). Учащиеся наблюдают изменения в неживой и живой природе, учатся быть добрыми к каждому деревцу, к каждому кустику, к каждой пташке, отдыхают. С удовольствием мы  играем в русские  народные игры.

      На экскурсиях дети собирают природный материал: ветви, кору, шишки, листья, из которых затем изготавливают различные поделки, сувениры.  Это способствует развитию активной, творческой деятельности учащихся, их фантазии. Знания, получаемые в процессе экскурсии о деревьях, цветах и обитателях зелёного мира, заставляют детей осмысленно относиться к ним, заботиться о них.  Как говорил К.Г.Паустовский, истинная радость – удел знающих, а не невежд. Во время экскурсий решаются воспитательные задачи: поведение на улице, соблюдение правил дорожного движения, воспитание у детей бережного и заботливого отношения ко всему живому на земле, чувства любви к своему селу, родному краю, Родине. Я провожу конкурсы рисунков: «Мой край родной», «Моя малая Родина», сочинений: «Моё село», «Обь проснулась», фотоконкурс «Окно в природу», проект «Кораблик детства, викторину «Знай свой край».

     Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить детей любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Через воспитание любви к природе прививается самое высокое нравственное патриотическое чувство – любовь к Отчизне, своему товарищу, своей малой родине.

      Мы учим учащихся с первых лет школьной жизни любить родителей, помогать им. Они становятся такими, какими мы их воспитаем. Нет сомнения, что родители хотят, чтобы их дети выросли замечательными людьми, патриотами нашей Родины. Знакомство со знаменитыми земляками  М.Т.Калашниковым,  В.М.Шукшиным, В.С. Золотухиным, М.С. Евдокимовым воспитывает гордость за свой край.

     Семья занимает главное место в жизни каждого человека. Это такой  коллектив, жизнь которого крепится особыми человеческими чувствами: любовью, семейной солидарностью, ответственностью. В семье воспитывают, в ней усваивают моральные и правовые нормы, благодаря  атмосфере доверия,  взаимного уважения, заботе. Здесь ребенок получает первые трудовые навыки, приобретает умение ценить и уважать труд людей. На протяжении более тридцати пяти лет я организую в своих классах конкурсы рисунков, сочинений, стихов,  посвящённые родителям. Провожу классные часы, праздники, встречи, выставки для мам и пап.  

    С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и  родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям.

Семейные традиции – один из основных способов воспитания. Прежде чем попасть в  школу, дети познают себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют им  гордиться своими бабушками, дедушками, общими предками.  Одной из таких традиций является  День пожилого человека. Мы принимаем  активное участие в акции  «Забота».

      Важным средством патриотического воспитания является приобщение младших школьников  к традициям народа. Они отражают сущность нашего общества, психологию народа. Стало традицией чтить память погибших воинов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Приобщая учащихся  к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны.

      Огромны воспитательные возможности материалов о Великой Отечественной войне. О войне они узнают по рассказам старших, из книг, кинофильмов, Интернета.  Это всё расширяет представление школьников о массовом героизме наших людей, помогает осознать нравственную основу подвига народа. Долг каждого человека – помнить о том, что сегодняшняя наша  жизнь стала возможной лишь благодаря Победе  советских  людей в Великой Отечественной войне.

       Особенно глубокое  впечатление производят на школьников рассказы о героизме в годы войны детей, которые помогали  нашей Армии, проявляя   храбрость  в боях с немецко – фашистскими захватчиками. Это Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик. Подвиги юных патриотов служат примером  для подражания, формирует у школьников благородные чувства.

        Из года в год в нашей  школе проходят  встречи с солдатами, воевавшими в горячих точках (Токаревым В.И.,Унтербергом А .А. , Ворсиным В.А. , Коряковцевым Е.А., Драчёвым Н.А.,  ветеранами Великой Отечественной войны, которых на сегодняшний день осталось два: Коряковцев Д.И. и  Ивкин П.Ф.). Мы следим  за порядком на сельском мемориале, делаем выставки книг о войне, организуем  конкурсы  чтецов «Победа»,   рисунков: «Я вижу мир», «Счастливое детство», «Слава армии родной», выпускаем тематическую классную  газету. Наш земляк, ученик нашей школы Мельников Александр Сергеевич, погиб в Чечне. Посмертно награждён Орденом Мужества. Мы гордимся им и стараемся быть достойными его памяти. Проводим различные мероприятия, посвященные ему (Дни памяти, спортивные соревнования, линейки и классные часы).

          В этом году учащиеся моего класса будут принимать участие в акции «Бессмертный полк», главной задачей которой является сохранение в каждой российской  семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Участие в этой акции подразумевает, что каждый,  кто помнит и чтит ветерана, деда, прадеда, выходит на улицы городов, сёл с фотографией солдата  9 Мая в колонне «Бессмертного полка».

        Полезно читать школьникам  книги об учениях солдат в мирное время, чтобы  они узнавали, как солдаты служат в армии, как учатся быть смелыми, ловкими, как берегут знамя,  дорожат честью солдата, чтобы каждый с детства готовил себя к службе в рядах Вооружённых Сил России. Защита Отечества – долг каждого гражданина нашей страны. С желанием  дети пишут сочинения о своих отцах, рисуют, составляют рассказы о службе в армии своих отцов, гордятся ими.

       Очень нужное дело – тимуровская работа. Шефство над ветеранами войны и труда, над будущими первоклассниками  воспитывает у учащихся важные нравственные качества:  заботливость, доброжелательность, трудолюбие, уважение к людям. На базе моего класса создан  отряд                 « Милосердие».

    Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну читаем младшим школьникам  произведения классиков русской литературы – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, А.А.Блока, Ф.Ю.Тютчева, Л.Н.Толстого и других.          

         С удовольствием слушают мои ученики  стихи Алтайских и местных поэтов. Мною разработан  литературно - краеведческий проект «Поэтический салон», собрана библиотечка сборников стихов поэтов  и писателей Алтайского края и Шелаболихинского района.

        Любовь к Родине становится глубоким чувством, когда она выражается  не только в стремлении побольше  узнать о нашей необъятной стране, о городах и стройках, о замечательных людях, прославляющих нашу страну,   но и в желании и потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к её богатствам.

          Роль трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна.  Участие в общих делах воспитывает в детях хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Бережное отношение к общественному добру, к  природе родного края воспитывается не только  с помощью бесед, чтения художественной литературы,  но и путём включения детей в практическую деятельность.  Весной и осенью у нас в школе  проводятся субботники по уборке и озеленению школьной территории.  Участие в уборке школьного двора, уход за растениями  в классе, изготовление кормушек для птиц , генеральные уборки в классе, работа в мастерской «Книжкина больница», дежурство в классе, участие в выставках «Я делаю сам»- вот неполный перечень того, что делают мои ученики.

         Бережное отношение к природе воспитывает любовь к родному краю. Многое доступно младшим школьникам:  уход за животными, заготовка корма и подкормка  зимующих птиц, выращивание цветочной рассады для школы.

        Если  дети принимают участие в озеленении школы, школьного двора, то они не будут рвать  и топтать цветы на клумбах, не будут ломать деревья и кустарники,  за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в народном хозяйстве, школьники  полюбят и будут охранять пернатых друзей. Мы с детьми участвуем  в акции «Добрая зима» и помогаем  пернатым  пережить суровую сибирскую зиму. Важным является не только изготовление кормушек, но и регулярное пополнение их кормом. Весной  мы  проводим конкурс «Домик для скворца», праздник «День птиц».

         Невозможно в одном выступлении показать все стороны патриотического воспитания. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребёнке это великое чувство – быть гражданином своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у младших школьников

Выступление по теме "Формирование семейной, гражданской  принадлежности, патриотических чувств у младших школьников"...

Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование патриотических чувств у младших школьниковна уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях....

Организация и осуществление процесса воспитания патриотических чувств у младшего школьника во внеурочной деятельности

Большой потенциал в патриотическом воспитании младших школьников заключён во внеурочной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности нацелены на патриотическое воспитание: духовно-н...