бабушкин сундук
план-конспект занятия (4 класс) по теме

классный час на день знаний  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babushkin_sunduk.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Бабушкин сундук (4 класс)

Цель: заинтересовать учащихся к изучению традиций и истории родного края.

Задачи:

  1. расширить представления детей об особенностях жизни людей глубинки Пензенской области,
  2. развивать умение работать в группе, внимание, творческое мышление, память,
  3. воспитывать уважение к пожилым людям, патриотические качества, интерес к истории родного края.

Необходимый материал:

  1. старый сундук или короб,
  2. музыкальные инструменты (бубен, ложки),  

ключ,  

  1. корзина с травами (подорожник, липа, душица, береза),

верёвка,

  1. заготовки лица для кукол, материал для одежды, ленточки,
  2. пословицы, скороговорки.

Доска оформлена в виде окна. На стуле сидит хозяйка дома - бабушка Капа, в руках клубок со спицами.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Пензенский край – край, богатый традициями. Однако с течением времени многое мы забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук. Сколько интересного может рассказать его содержимое. Ведь сундук - это не только скопление добра, это целая жизнь!

Ведущий: Ребята, давайте поздороваемся.

Б.: Здравствуйте, милые.

В.: Баба Капа, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под замком. Видно, много в нем добра.

Б.: Старый, говоришь, сундук? Верно старый - ему уж больше 100 лет.

В.: Ох, ты! Ну и ну!

Б.: Ох, ты! Вот вам и « ох ты»! Это теперь у вас комоды да серванты. Правду сказать, комоды и в старину водились. Но только не у нас, а у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были.

В.: А что в них прятали?

Б.: Хотите, покажу, что я в сундуке храню?

В.: Ребята, интересно вам узнать, что в сундуке? (Да) Покажи, бабуленька!

Б.: (Подходит к сундуку, достает из кармана передника ключ, отпирает замок) все покажу, все расскажу. Только плату за это возьму. Плата пустяшная. Кто споет, кто отгадает, про что спрошу,- вот и вся плата. А вы для начала покажите, умеете ли вы песни петь?

Желающие приглашаются к доске, при помощи ложек и бубна

исполняют песню «Во поле береза стояла»

Б.: Спасибо вам милые, порадовали вы меня. (Вынимает из сундука корзину с травами)

В.: А зачем трава?

Б.: Зачем? А чтобы снадобья готовить от болезней, от лени и от сглаза. Чтоб уши вам лечить, тяжелый кашель да раны на коленках заживлять.

В.: А какие это травы?

Б.: Какие травы- сами угадайте.

БЕРЕЗА: Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

ЛИПА: С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня всё ж обижают

Шкуру тонкую сдирают.

ПОДОРОЖНИК: Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

ДУШИЦА: Травка та растёт на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А её душистый лист

Нам идёт на чай.

Что за травка, отгадай?

Б.: Молодцы!

В.: Спасибо, Баба Капа. И верно - удивительная корзина, целебная.

Б.: Давайте дальше смотреть. (Достает из сундука куклу)

В.: Ой, ребята, поглядите, какая смешная кукла!

Б.: Смешная, говоришь? Ан нет. Это моя любимая Маша. Мне её бабушка из соломы сладила, и платье я шила вместе с ней. Бабушка моя мастерица была на все руки.

В.: А вы, ребята, сумеете сделать такую куклу? Порадуем бабушку?

Приглашаются желающие: 2 человека на одну куклу.

1-девочку; 2- мальчика

Б.: Молодцы! Порадовали вы меня. Руками работать умеете, а сейчас посмотрим, какие у вас головушки. Попробуйте повторить скороговорки и чистоговорки.

1.Продавец продаёт продукты:

Сухари, сушки, сухофрукты.

Сухие баранки и крекеры есть,

Но в сухомятку не нужно их есть.

2.Зачерпнула цапля чашкой

Чай целебный из ромашки.

Целый чан у цапли чая.

Цапля - врач больных встречает .

3.Мама шьет сорочку дочке,

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит 40 строчек:

Растет дочка, как росточек.

Б.: (заглядывает в сундук и причитает)

В.: Что случилось бабушка?

Б.: А! Котенок играл с клубком и перепутал все пословицы.

В.: Не переживай, бабуля, мы вместе с ребятами поможем разобрать перепутанные пословицы.

Ведущий разворачивает клубок. Каждый желающий срывает начало пословицы и должен найти недостающую часть пословицы.

1.Зимой солнце светит, да не греет.

2. Каков снегушек, таков и хлебушек.

3.Много снега на полях, много хлеба в закромах.

4. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

5. Лето - припасиха, зима - отбериха.

Б.: Давайте-ка сложим все обратно в сундук. Невелико мое богатство. Спасибо вам! И меня развеселили и себя потешили!

В.: Спасибо и вам, баба Капа!

Б.: Приходите еще! А сундук- дело наживное. Только скажу я вам, не в добре, что в нем спрятано, дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей. Копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите её. Любите родных своих, не обижайте друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Из бабушкиного сундука»

Наш край удивителен и достоин восхищения. Он овеян легендами и преданиями далёкого прошлого и героическими событиями наших дней. Нельзя изучать историю России без истории родного края....

Классный час "Бабушкин сундук".

Классный час "Бабушки сундук" возможно провести с учащимися в преддверии праздника дня Пожилого человека. Учащиеся в игровой форме знакомятся с предметами быта наших дедушек и бабушек....

Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"

Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"...

внеклассное мероприятие "Бабушкин сундук"

Данное мероприятие традиционно проводится в нашей школе на параллели 4 классов. Каждый класс готовит представление одно из национальностей  проживающих на территории нашей страны. часто дети выби...

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...