Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по теме "Зима пришла - снег и радость принесла!"
классный час (3 класс) по теме

Бутюгина Татьяна Евгеньевна

Цель занятия:  в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, технологии.

Правила игры:

  • Для участия в игре формируются две команды
  •  По жребию определяется знак команды. Одни участники становятся «крестиками», другие – «ноликами». Начинают игру команда «крестики». Далее по очереди. Если команда не отвечает на вопрос – право ответа переходит к другой. На доске изображено табло с номерами вопросов.
  • Ведущий вручает командам отличительные знаки. Каждому члену жюри вручаются две таблички «0» и «х». (Жюри по окончании каждого конкурса поднимает табличку со знаком выигравшей, по его мнению, команды).
  • Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле;
  • Разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Командам выдается пара вопросов в соответствии с темами – если одна команда правильно ответила на вопрос – в клетке ставится ее знак, если обе – оба знака. Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.
  • В конце игры определяется команда-победительница. Вручаются призы.

Правы сказавшие: «У природы нет плохой погоды!», надо только уметь наблюдать, замечать, любоваться и беречь природу, делать свои открытия. И ещё раз напоминаю: давно замечено, что люди, которые любят и знают природу, всегда счастливее тех, у кого глаза и сердце на природу закрыты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

 «Крестики-нолики» 

Цель:  в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, технологии

Цели:

Образовательные:

- получить новые знания и систематизировать уже    имеющиеся знания и представления о характерных признаках зимы в природе.

- расширить знания детей в области устного народного творчества

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление.

-побуждать детей думать, размышлять

- умение высказывать свое мнение, доказывать его правоту.

                               - развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

                        - привитие интереса к творчеству.

                        - развитие толерантности и культурности.

                        - повышение информационной насыщенности.

Оборудование:  Мультимедийный проектор, компьютер, презентация игры  PowerPoint, карточки с заданиями.

Правила игры:

  • Для участия в игре формируются две команды
  •  По жребию определяется знак команды. Одни участники становятся «крестиками», другие – «ноликами». Начинают игру команда «крестики». Далее по очереди. Если команда не отвечает на вопрос – право ответа переходит к другой. На доске изображено табло с номерами вопросов.
  • Ведущий вручает командам отличительные знаки. Каждому члену жюри вручаются две таблички «0» и «х». (Жюри по окончании каждого конкурса поднимает табличку со знаком выигравшей, по его мнению, команды).
  • Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле;
  • Разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Командам выдается пара вопросов в соответствии с темами – если одна команда правильно ответила на вопрос – в клетке ставится ее знак, если обе – оба знака. Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.
  • В конце игры определяется команда-победительница. Вручаются призы.

Ход игры

- Сегодня у нас проходит игра «Крестики-нолики». Нашу игру мы посвящаем теме «Зима пришла – снег и радость принесла!»

-Перед вами находится игровое поле. На нем вы видите название тех конкурсов, в которых вы будете участвовать. В игре победит та команда, чьих знаков на игровом поле окажется больше.

1 конкурс  «Вспомните  названия птиц и выберите лишнюю»

- Вам дается время, обсудите в команде свой ответ.

- Как называются птицы? Какая лишняя? Почему?

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики.

Зимой в наших лесах можно услышать звонкое "свири - свири - свири" - так поёт небольшая птица, размером со скворца. Наверное, из - за своей песни она и получила название "свиристель".

Свиристель - красивая птица. Оперение плотное, шелковистое. Спинка тёмная, коричневая. На крыльях и хвосте заметны яркие полоски белого, чёрного и жёлтого цветов. Под клювом и около глаз чёрные пятнышки. А на голове украшение - большой хохолок серовато - розового цвета.

Питаются свиристели семенами и ягодами, ловят комаров, мошек и других насекомых. Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда и на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи - ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства.

(Жюри оценивает полноту ответа)

2 конкурс «Литературная  викторина»- «Сказки о зиме»

- Вы должны угадать, отрывок из какой сказки я вам прочитаю.

(Командам по очереди  читается отрывок.)
1. Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест, тряхнет головой – от волос иней сыплется, духом дохнет – валит пар густой.

- Знаю я зачем ты пришла, ты ведерко в мой колодец  опустила. Отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за это три дня прослужи.
(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») 
2. Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны.
(Братья Гримм «Госпожа Метелица») 
3. Кто это? Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее.
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева») 
4. Пришла зима студеная с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел и надумал он себе избу строить.
(Лиса и Заяц)
5. Подумала мачеха падчерицу со двора согнать. Вези, старик, ее куда хочешь, чтоб мои глаза ее не видели… во чисто поле на трескучий мороз.
(Морозко)
6. Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они с дедом снег и вытолкли девушку. Как ее звали?
(Снегурочка) 

(Жюри оценивает)

3 конкурс   «Кроссворд» «Елочка»

(Обе команды получают кроссворд на листе)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 По горизонтали:                                                  
2. Мороз для Снегурочки.
5. Русская народная сказка о том, как красавицу Настеньку отвезли замерзать в зимний лес.
6. Белый медвежонок из мультфильма.
8. Кто везет сани Деда Мороза?
10. Маленький зверек с пушистым хвостом, совсем не белый.
11. Волшебная клюка Деда Мороза.

По вертикали: 
1.
 Что за спиной у Деда Мороза?
3. Он битый вез небитую лису и ловил в проруби рыбу на хвост.
4. На нем морозные узоры.
7. Твердый белый "снег", которым пишут на доске.
9. Бывает Мороз - Красный ..., а бывает - Синий ...

(Жюри оценивает)

4 конкурс «Подскажи словечко»

- Здесь надо закончить пословицу. По очереди команды отвечают:

  1. Любишь кататься, люби и саночки…..(возить)
  2. Мороз не велик, а стоять …..( не велит)
  3. Зима без снега – лето без….(хлеба)
  4. Декабрь год кончает, а зиму……(начинает)
  5. Январь – году начало, зиме……(середина)
  6. Снегирь прилетит – о зиме…..(известит)
  7. Береги нос в большой….(мороз)
  8. Два друга – мороз да…..(вьюга)

Дополнительный вопрос: Найдите среди пословиц и поговорок две приметы зимы.

(Жюри оценивает)

5 конкурс «Загадки о зиме»

(Загадки задаются по очереди обеим командам)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
.     (Снег) 

Кто, угадай-ка, седая хозяйка,
тряхнет перинки – над миром пушинки.  
(Зима) 

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло
Скользко, весело, светло.      
(Лед)

В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает
Этот бархат опадает.      
 (Иней)

Он всегда стоит с метелкой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком
Кто же этот человек?
Почему ему морозы ,
И метели нипочем?
Почему весною слезы
По нему бегут ручьем?    
(Снеговик) 

Есть, ребята, у меня два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих, что за кони у меня?
Если их не укротишь, на ногах не устоишь.
А сумеешь обуздать, то и ветру не догнать.      
(Коньки) 

А, ну-ка, ребятки, кто угадает:
на десять братьев две шубы хватает.
(Варежки)


Бегут по дорожке две  доски да ножки.  
( Лыжи)

Что за звездочки резные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.    
(Снежинка) 
(Жюри оценивает)

6 конкурс «Музыкальный»

- Вспомните, пожалуйста, песни о зиме. (Дается время на обдумывание, а потом дети поют песни. Это было домашним заданием)

(Жюри оценивает)

7 конкурс «Черный ящик»

В ящике спрятан предмет, который имеет отношение к нашей теме «Зима». Вы должны угадать, задавая вопросы.  Я  могу отвечать только «Да» или «Нет»( В ящике – варежки)

8 конкурс  «Почему?»

- В этом конкурсе вам надо ответить всего на один вопрос. Но надо подумать и высказать свое предположение или догадку. Но сначала отгадайте загадку, о ком будет идти речь.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

    Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

     Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Почему так говорят? (На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.)

     Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. 

( Просмотр видеосюжета о медведе.)????????

(Жюри оценивает)

9 конкурс «Творческий» «Новогодняя открытка»

Перед началом выполнения задания – музыкальная зарядка для глаз на доске.

Приближается Новый год. Все любят  загадывать желания. А сегодня мы с вами сделаем своими руками открытку для Деда Мороза и напишем в ней свои пожелания

(Жюри оценивает открытки)

Итог.

Вот и подошла к концу наша игра. Правы сказавшие: «У природы нет плохой погоды!», надо только уметь наблюдать, замечать, любоваться и беречь природу, делать свои открытия. И ещё раз напоминаю: давно замечено, что люди, которые любят и знают природу, всегда счастливее тех, у кого глаза и сердце на природу закрыты. Награждаются участники игры.

Физминутка

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок РТВ "Зима пришла - снег и радость принесла" 2 класс

Через интересный классный час расширяем знания детей о зимних праздниках и старинных традициях дошедших до наших дней. Развиваем чувство гордости за родной край....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)

Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

Логопедическая викторина для обучающихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями "Осень в гости к нам пришла..."

ОКОУ «Обоянская школа-интернат»          Логопедическая викторинадля обучающихся 2-3 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Крещенская вода людям радость принесла

Наш класс принял участие в крещенской акции...