Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)
план-конспект

Губанова Надежда Петровна

Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5t.a.docx7.48 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Тема:" ПЕРВЫЙ СНЕГ"(лит. чтение,русский язык,ИЗО)

                 

Цели: познакомить учащихся с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова; совершенствовать навык чтения, развивать устную и письменную речь учащихся; умение находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова; формировать эстетический вкус; ознакомить с новой техникой рисования.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, репродукция картины А. Пластова «Первый снег»; бумажные снежинки, бумага, воск, кисти краски.

Ход урока

  • Организационный момент
  • Целевая установка
  • Проверка домашнего задания
  • Выборочное чтение.

- Откройте «Книгу для чтения», найдите «Сказку – загадку» В. Даля и прочитайте отрывок о том времени года, которое сейчас за окном.

- Что это за удивительные птицы?  (Месяцы.)

2) Отгадывание загадки.

- О каком месяце идет речь?

- Какой месяц год кончает,  зиму начинает?

- Какие еще зимние месяцы вы знаете?

3) Минутка чистописания.

- Давайте вспомним правильные соединения и красиво запишем названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль.)

- Поставьте в этих словах ударение, подчеркните безударный гласный.

- Можно ли эти безударные гласные проверить?

- Составьте с этими словами предложение так, чтобы все эти три слова в него вошли.

Декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы.

- Какое еще словарное слово есть в этом предложении?

- Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

4) Выборочное чтение.

- С каким настроением люди встречают зиму?

- Докажите строчками из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

- Как вы думаете, почему люди радуются?

IY. Работа над новым материалом.

  • Вводное слово учителя.

Никого не могут оставить равнодушным первый снег. Потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведениями писателей А. Чехова и Г. Скребицкого, полотнами художника А. Пластова, которые с помощью слова и красок постарались изобразить это явление природы. А затем вообразим себя художниками и попробуем изобразить первый снег новым для вас способом.

  • Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

- Как вы думаете, первый раз в этом году дети увидели снег или он уже давно лежит?

- Почему вы так решили?

- Правильно, А. Пластов так и назвал свою картину – «Первый снег». Мы к ней еще вернемся, когда будем писать сочинение.

- Что вы можете рассказать о снеге? Какой он? Как падает? Как устилает землю?

3. Работа над произведением А. Чехова «Первый снег».

Учитель обращает внимание учащихся на портрет писателя.

- Послушайте, как писал о первом снеге великий русский  писатель  А.П. Чехов.

Я вам почитаю рассказ, а вы постарайтесь ответить на вопрос: что изменилось в природе, когда пошел первый снег?

а) Чтение  рассказа учителем.

б) Ответы на вопрос.

в) Самостоятельное чтение текста с целью усвоения поэтического языка.

Задание: вставить вместо точек нужные слова:

Недавно…первый снег.

Все в природе…под властью этого молодого снега.

В воздухе…снегом.

Под ногами мягко…снег.

Хлопья…на землю.

Снежинки…толпой.

Снежинки…на бороде, ресницах, бровях.

г) Чтение предложений со вставленными словами (шел, находилось, пахло, хрустел, падали, кружились, висли).

д) Чтение текста А.П. Чехова «Первый снег» вслух (слабочитающими учениками).

е) Индивидуальная работа для 1-й группы по заданию: найти в тексте слова, которые автор употребил в значении снег.

- Какие слова употребил автор в значении снег? 

ж) Запись слов с комментированием:

снег, белые точки, хлопья, пух, снежинки.

4. Чтение текста «Первый снег» Г. Скребицкого в сравнении с чеховским рассказом.

- Давайте сравним описание первого снега в рассказах А.П. Чехова и Г. Скребицкого (отрывок).

- Откройте учебник русского языка на с. 105, найдите упражнение 281 и прочитайте текст про себя.

- Похожи ли эти два рассказа? Чем?

- Прочитайте предложение о снежинках. Запишите его.

5. Запись предложений, списывание с книги.

Крупные, мохнатые снежинки закружились в воздухе.

6. Запись под диктовку.

И наконец снег повалил хлопьями.

- Как понимаете «мохнатые»? Поставьте в этом слове ударение, подчеркните безударную гласную, подберите проверочное слово.

- Какие еще слова есть в этих предложениях с безударными гласными?

Мохнатые – мох.

Снежинки – снег.

Повалил – валит.

Наконец – кончик.

7. Рассматривание снежинок.

- на уроке труда вы уже вырезали снежинки, и каждый из вас, наверное, не один раз ловил снежинку на ладошку.

- Что интересного вы заметили?

- Сейчас мы с вами вообразим себя художниками, волшебниками. Сначала наши снежинки никто не увидит, в потом вдруг они полетят.

8. Рисование иллюстраций на тему «Первый снег».

- Расположите удобно альбомные листы, проведите в них линию горизонта. А теперь возьмите кусочек воска и через каждую точку проведите шесть коротеньких лучей. Сдуйте воск. Берем кисти и заливаем альбомный лист черной краской. И вот закружились, запорхали мохнатые снежинки. (Показ образца).

- Какие чувства возникли, когда вы увидели их? Похожи ли она на те, что испытывали дети на картине А. Пластова, герои А.П. Чехова?

9. Выставка детских рисунков.

10. Выборочное чтение.

- Выберите и отметьте то место в рассказе А.П. Чехова, которое подходит к вашей иллюстрации.

  Итог урока.

- Какие произведения прочитали? Кто его автор?

- С какой картиной познакомились? Кто написал это полотно?

- Какие «волшебные» иллюстрации вы нарисовали?

- С какими материалами работали?

- Какое настроение возникло у вас при работе с этими произведениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....