Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в 2-х частях)
план-конспект урока

Губанова Надежда Петровна

Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в  2-х частях)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова»               

        Интегрированный урок

русского языка, изобразительного искусства в  2-х частях.

Тема: « Имя существительное, как самостоятельная часть речи»

                                      Составила: учитель начальных классов

                       высшей категории

                                                                      Губанова Надежда Петровна.

                                                           пгт. Вахрушев

                   2019г

Интегрированный  урок.  (В двух частях)                                                                      Русский язык, изобразительное искусство.

 Тема урока: Через содержание произведений художника Алексея Саврасова, композитора Петра Ильича Чайковского, поэта Елены Благининой, писателя Виталия Бианки, повторить  и закрепить  знания учащихся по теме: «Имя существительное, как самостоятельная часть речи»

Цели урока: Познакомимся с особенностями строения растительных сообществ, с признаками живой и неживой природы, с первыми предметами весны.

 Продолжим совершенствование навыков выразительного чтения, умения работать с текстом, словом, расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родной природе. Формировать элементы экологической и эстетической культуры.

Ход урока.

1. Организационный момент.

В начале нашего урока покажите палитру своего настроения на полосках – закладках (1 минута).

2.Минутка каллиграфии.

- На доске написан элемент заглавных букв…J.

- В написании  каких заглавных букв есть этот элемент? (А, Г, Л, М, П, Р, Т, У, Ф, Я).

             2. Самоопределение к деятельности:

Запомните мужские имена, начинающиеся с буквы А. (Антон, Александр, Алексей, Аркадий и др.)

- К какой части речи они относятся? (Существительным.)

- Что можете сказать о названных словах? (Кто? Существительные, собственные,  с большой буквы, единственное число, мужской род.)

- Перечислите, какие еще имена собственные надо писать с большой буквы (Фамилии, отчества и т.д.)

 С именем Алексей связан сегодняшний урок. Так звали великого русского живописца. Это Алексей Кондратьевич Саврасов. Напишите в тетради фамилию, имя и отчество художника.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности.

Письмо под диктовку.

- Алексей Кондратьевич Саврасов – знаменитый русский художник. Он рисовал картины родной природы.

- Самоконтроль.

- Найдите слова, правописание которые надо запомнить. Как они называются? (Словарные.)

- Подчеркните орфограммы (Русский, рисовал – рисунок, картина, природа.)

- Дайте определение понятию ПРИРОДА. (Мир вокруг нас, все то, что не сделано руками человека.)

- Вспомните те объекты, которые относятся к живой природе. (Растения, животные, люди.)

- Назовите предметы неживой природы (Небо, земля, горы, камни и т.д.)

- Что можно сказать о перечисленных вами предметах, с точки зрения русского языка?

Отвечают на вопросы: Кто? Что? Обозначают предмет, существительные, одушевленные и неодушевленные, нарицательные.

4. Постановка учебной задачи.

Работа с картиной.

Алексей Саврасов жил  и работал в Москве, но зимой 1871 года, он переехал в Кострому и поселился в большом деревянном доме, в котором часто подходил к окну и смотрел вдаль.

- Скажите, что он мог видеть из окна?

Дальние поля, деревья, дома, церковь, начало весны и т.д.

- Расскажите все об имени существительном (с места), как самостоятельной части речи. (Существительное это часть речи…, изменяется по числам и падежам, имеет род, бывает собственным и нарицательным, в предложении может быть главным и второстепенным членом предложения.)

- Каковы  задачи урока?

5. Построение проекта выхода из затруднений:

- Работа с текстом.

Списать, вставить пропущенные орфограммы, вспомнить правило.

Он подолгу ст..ял у ..кна, см..трел на зан..сенные сн..жком избы, на голые березы с ч.рными пр.шлогодними птичьими гнездами.

Ничто не трогало в этом пейзаже сер.це художника.

- На какое правило, в основном, пропущены орфограммы (Безударная гласная в корне.)

-  Вспомните правило о правописании слов с безударной гласной. (Дети отвечают.)

Взаимоконтроль.

- Почему увиденный пейзаж не трогал сердца художника? (Было все серо, скучно, черно, грязно, хмуро.)

- Что такое  пейзаж? (Изображение природы.)

- Как называется художник, рисующий пейзаж? (Пейзажист.)

- Где он рисует свои картины? (На природе.)

Верно! Пейзаж – это обозначение картины  природы. По-немецки – ландшафт.

- Какие виды пейзажей – ландшафтов вы знаете? (Луг, лес, поле, степь, горы и т.д.).

- Чем лес отличается от луга? (Лес образован деревьями и кустарниками, а на  лугу их нет.)

6.Закрепление темы:

 Работа с текстом (устно).

Сели удобно!

Я сейчас прочту текст. Вы внимательно послушайте и назовите слова, которые позволили увидеть, почувствовать пробуждение, изменение в природе. Помогли художнику увидеть пейзаж за окном другими глазами. Повергли его написать данную картину. Слушайте:

- Но вот, однажды утром, разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он распахнул окно. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени. Снег стал пористым, рыхлым, словно вата. Заблестели первые лужицы. Вот оно! Началось!

(Усиливают изменения  в природе слова – глаголы прошедшего времени – л. Идет быстрая смена действий.).

- Как вы понимаете смысл слова: неугомонные? (Постоянно в делах, в полете, суетятся).

- Какой прием использует автор при написании выражения: снег, словно вата? Для чего он это делает? (Это сравнение для лучшего понимания видения снега: днем тающий, ночью – замерзающий – весеннее состояние).

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Прочитаем там рассказ.

- Чтение и работа с текстом.

- Чтение 1 рассказа Виталия Бианки «Грачи открыли весну» (На стенде книга «Лесная газета»).

- Прочитайте первый рассказ. Объясните значение трудных слов.

- Ответьте на вопрос: Почему на всех проталинах появились грачи? (Жужжащее чтение учащихся). (Ищут корм).

Трудные слова: проталины, жестокие – сильные метели, колонии – группы.

Прочитаем еще раз (чтение «цепочкой») и ответим на вопросы:

- Почему не все птицы вернулись на родину? (Ответы детей.)

-Расскажите о жизни грачей в первые дни прилета в родные края. (Селятся, ремонтируют  и строят гнезда.)

- Соотнесите содержание прочитанного и картины А. Саврасова и скажите, какими красками Саврасов нарисовал обсуждаемую картину? (Холодными).                                                  - В каких тонах? (Голубых, белых, серых).

- Каких животных показал художник? (Птиц, грачей.)                                                                          - Назовите признаки птиц. (Перья, клюв, крылья, 2 конечности.)

- Чем заняты птицы? (Строят гнезда.)

 - Как назвал художник картину? (Грачи прилетели.)

 -Как бы вы назвали эту картину? («Прилет птиц», «Начало весны»).

      Слово нашему экскурсоводу.

  (  Экскурс:  пейзаж,    портрет,   натюрморт )

Картина – пейзаж. (Грамзапись П.И. Чайковский «Времена года»)

Художники пишут пейзажи потому, что как и все люди, очень любят природу. Художник стремиться изобразить ее красоту, показать ее людям. Картина Алексея Саврасова – о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна.  Это поэтический образ нашей весны с березами, ширью полей, и, кажется, всюду слышится гомон грачей.

Смотреть картины очень интересно, но этому тоже надо учиться.  И для этого нужно рисовать самому (показать пейзажи детей).

Письмо по памяти:

- Прочитайте отрывок из стихотворения Елены Благининой и дополните его словами, составляющими рифму.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде по гряде.

- Заучите, напишите. ( Открыть, закрыть.)

       - Найдите в тексте существительное, подходящее к данной схеме (Грачихой, состав слова).

- Подберите однокоренные слова к этому слову (Грач, грачата, грачонок,  и т.д.).

      - Какие слова мы называем однокоренными? (Общий корень, общее по смыслу.)

- Найдите в тексте существительные, определите род и падеж.

Какие жанры в изобразительном искусстве вы знаете, кроме пейзажа. (Портрет, натюрморт).

Верно! В городах, да и во многих селах есть свои музеи. А вот шедевры искусства нашей страны собраны в Москве, в Третьяковской галерее. Кроме пейзажей там много  картин – портретов, натюрмортов.

О нашей галерее расскажет…..

Когда художник пишет портрет человека, то старается глубже понять его, выразить особенности его характера. (Показать портреты детей.).

Вглядываясь в портреты, лучше начинаешь понимать людей вокруг себя, а иногда и самого себя! А картины, на которых изображены только предметы, называются натюрмортами (Показать на работы детей.).

Словарная работа.

Прочитайте. В тетрадях запишите новые слова: портрет, натюрморт, пейзаж, ландшафт (ударные, безударные гласные).

Если будет время (или домашнее задание).

В.В. Бианки рассказ: «Ястреб и грачи».

Вопросы перед чтением:

1. От имени кого идет повествование текста?

2. Почему грачи нападали на ястреба – перепелятника?

3. Как, с какой интонацией надо прочитать 1 предложение? ( С тревогой, с испугом, громко!).

- Прочитайте это предложение выразительно (По очереди двое детей)

Чтение 2 раз «парами» 1 части.

Найдите в этой части рассказа предложение, согласно данной схеме:

    Кто?                                          Что делал?

                                                         От чего?

  (Ястреб пищал от боли)

- Каким членом предложения может быть существительное? (Главным и второстепенным членом предложения.)

 Чтение 3-й раз «с ловушками» 2 части.

- В чем главная мысль текста? (Только вместе, дружно, можно справиться с трудностями, опасностями).

- Попробуйте подобрать близкое по смыслу слово к слову «увиливал» (Синонимы). (Бросался из стороны в сторону.).

- Объясните смысл выражений:

а) «дух перевести» - отдохнуть,

б) «совсем туго» - трудно очень.

в) «бешеным криком» - очень сильно,

г) перепелятник – охотник (хищник) за перепелами.

(Словарь толковый Ожигова).

Итог урока.  Рефлексия.

На данном уроке мы с вами справились, со всеми поставленными целями и задачами.

После небольшого перерыва совершим путешествие в творческую, художественную мастерскую, где научимся многим полезным делам, узнаем много нового и интересного.

Урок окончен.

Интегрированный урок. 2 часть

(Музыка, ИЗО, технология)

1.  Продолжение темы урока №1:

 Во все времена писатели и поэты воспевали  в своих произведениях красоту того  или иного времени года.  Мы же поговорим о …  весне.

Сегодня на уроке мы будем рисовать птицу «Грача», продолжим работу над  песней, которую написал Татаринов. Выполним работу из бисера и пластилина.

1.  Послушайте текст песни и скажите, о каких приметах весны в ней говорится? (Читаю песню: Ночи короче, дни теплее, прилетели грачи, появляются грачата, птичье приволье.)

 Вспомните экологические правила, касающиеся птиц.

1. Не разоряйте птичьи гнезда.

2. Не подходи к ним близко.

3. Не пускай собаку одну гулять по лесу, может поймать  упавшего  птенца или разорить  гнездо  птиц, на земле.

4. Не лови и не уноси птенцов домой. В природе о них заботятся взрослые пиццы.

5. Будем подкармливать пицц зимой. Делать для них домики.

2. Повторение изученного:

 Повторим слова песни по рядам.

3. Послушайте музыку к этой песне.

4. Прежде, чем исполнить песню, нужно распеться – распевание. Послушайте (на одной ноте).

Гра-гра-гра

Это кто кри-чит?

Это к нам с весной

При-ле-те-ли гра-чи-и-и (спеть дважды).

5. Исполнение песни

а) хором

б) мальчики

в) девочки

Вы, новерное, слышали как про прекрасную работу врача, учителя, агронома, учёного говорят:  он работает,  как художник.

И это высшая похвала его мастеру, его умению работать творчески. С выдумкой, фантазией и глубоким знанием дела.

Искусство учит не только рисовать, оно учит мечтать и претворяться в жизнь свою мечту. Итак, за дело!

2.. Мы разбились на 3 группы по интересам:

Наш класс – это художественная мастерская (творческая).

1 группа «Художники», будут рисовать грача.

2 группа «Мастеровые» по изготовлению изделий из глины (пластина). «Грач» по памяти.

3 группа «Умельцы» бисероплетения, члены кружка «Умелые руки». Они помогут распуститься листочкам на нашем дереве, сделав их из бисера.

Помните!

а) О правилах техники безопасности с пластилином, проволокой.

б) О порядке на рабочем месте.

3. Художники, мастеровые, слушаем этапы работы:

Птица – рисунок.

Показать и разъяснить по  плакату.  

( На плакате поэтапное  рисование птицы – грача)

1. Намечается общая величина, пропорциональные отношения частей птицы 1/3 (длина больше высоты примерно в 3 раза).

 Туловище – овал, голова – круг- шар.

2. Соединяем все формы птицы плавной линией, нарисуем очертания  каждой части, клюв крепкий, большой, 4 пальца на каждой ноге.

3. черный и серый оттенок достигаются путём нанесения штрихов в несколько слоев, а не сильным нажатием на  карандаш.

4. Работа с пластилином идёт по памяти, представлению (помогут этапы рисования птицы).

5. Этапы работы с бисером.

- Нанизываете сначала 1 бисеринку,

 закрепляете, затем строго по порядку (2, 3, 4, 3, 2, 1) – закрепляя каждый ряд. Можете проявить фантазию.  И сделать его двойным, начиная опять с (1, 2, 3, 4, 3, 2, 1). Закрепить проволоку, пронизывая через каждый ряд до середины и сделать петельку, чтобы повесить на дерево.

6. Проверьте необходимые принадлежности на своих столах и начинайте работу. (30 минут).

7. Самостоятельная работа – помощь учителя (30 минут)

Звучат мелодии русских народных песен.

8. Итог работы. Выставка.

              9.Рефлексия.

В завершении нашего интегрированного урока, нарисуйте палитру своего настроения и сравните с первым рисунком. Поднимите их.

 Она стала разноцветной, весенней, радостной. Почти нет холодных красок, теплые тона. Мы видим, что урок дал многим стимул повышения интереса к предмету, хорошему настроению.

До новых встреч!

   

                          Приложение №1

Дополнительный лист по 2 уроку.

Давайте вспомним экологические правила, касающиеся птиц.

1. Не разоряйте птичьи гнезда.

2. Не подходи к ним близко.

3. Не пускай собаку одну гулять по лесу, может поймать плохо лежащего птенца или разорить гнездо птиц на земле.

4. Не лови и не уноси птенцов домой. В природе о них заботятся взрослые пиццы.

5. Будем подкармливать пицц зимой. Делать для них домики.

Приложение №2

Грачи открыли весну.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их стаи.

Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север – к себе на родину.  По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибли в пути.

Первыми долетели самые сильные.

Возвратившись на родину, птицы сразу е принимаются за постройку гнезд. Грачи строят их из сухих веток высоко на деревьях. Селятся грачи большими колониями (группами). На одном дереве насчитывается до 15 – 20 гнезд.

Ястреб и грачи.

«Пи-пи! Кра-кра-кра!!» - пронеслось что-то у меня над головой. Я обернулся и увидел: пять грачей летели за одним ястребком – перепелятником. Ястреб увиливал во все стороны, но грачи догоняли его и клевали по голове. Ястреб пищал от боли. Наконец, ему удалось вырваться и улететь.

Я стоял на высокой горе, мне было далеко видно. Я видел, как ястреб сел на дерево – дух перевести – и, как вдруг откуда-то с шумом налетела на него большая стая грачей. Тут ястребу пришлось совсем туго. Он с бешеным писком налетел на одного грача. Тот струсил и бросился в сторону. Тогда ястреб очень ловко и без всякой помехи скользнул в высоту.  Грачи, потеряв своего пленника, стали разлетаться по полю.

                         Приложение №3

                Песня: Грачи

1. Стали ночи короче.

Стали дни горячей,

Закружили над рощей

Стаи черных грачей.

2. Покричали вначале,

А теперь не кричат.

И березы качают

Черноглазых грачат.

 

3. Стали ночи короче.

Стали дни горячей,

Закружили над рощей

Стаи черных грачей.

4. солнце лесу и полю

Не жалеет лучей…

Здравствуй, птичье приволье!

Здравствуй. Город грачей!

2 физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам пиццы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)

Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......