Главные вкладки

    Интегрированное внеклассное занятие: «Математика. Внеклассное чтение».
    классный час на тему

    Губанова Надежда Петровна

    Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_4_t.a.docx24.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное  внеклассное  занятие: «Математика. Внеклассное чтение».

    Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».

    Цель: закрепить знания учащихся в решении задач на движение, используя рассказы В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Учить находить связи между величинами. Сопоставлять, чувствовать, понимать содержание прочитанного, совершенствовать вычислительные навыки. Развивать устную речь.

    Оборудование: на столах книги В. Шульжика.

     

    1. Есть на свете остров, до которого можно добраться не только самолетом, но и в обыкновенном железнодорожном вагоне. Сидишь себе, читаешь газету, а вагон твой мчит по волнам. А что за вид из окна! То чайка пролетит, то летучая рыба, а иногда нерпа высунется из воды и спрячется.

    Название острова я вам пока не скажу. Хотите узнать? Давайте отправимся вместе с Валерием Шульжиком в путешествие из Москвы к острову? Сначала на самолете, потом на корабле. Итак, в путь!

     Открываем книгу на странице 3.

    …Пассажиры рейса 245…до слов «едут домой».

    Итак. Вместе с пассажирами рейса 25 «Москва – Владивосток» мы идем на посадку в самолет. Давайте узнаем расстояние, которое нам предстоит преодолеть. (На доске чертеж. Составить условие задачи и решить ее самостоятельно).

    Как найдем расстояние?

                                      ? км

            850 км/ч                        6 час

           М.                                                                             Вл.

    850 · 6 = 5100 (км) – расстояние

    Кто еще летит с нами одним рейсом? Прочитайте об этом на странице 4.

    2. Чтение по ролям.

    Со слов … «а еще»…до конца.

    - Кто внимательно слушал, на какой остров летим? (Сахалин.)

    - Зачем автору фотоаппарат? (Лесных зверей фотографировать.)

    - Написал ли он книгу, о которой здесь говорит? (Да! Она перед нами.)

    . Заканчивается 6 часовой перелет. Самолет  приземляется в портовом дальневосточном городе Владивостоке.

    Слово ученице:

    Владивосток крупный порт. Отсюда идут корабли в Японию, Америку, Индию, Кубу. Здесь начинается дорога на Сахалин.

    3. Чтение про себя страницы 6 «Морской букварь».

    Найдите ответы на мои вопросы строчками из текста.

    - Автору предстояло добираться дальше на обычном корабле?

    - Что неожиданно случилось?

    - На каком судне, его название, автору предстоит путь?

    - Почему он так называется?

    - Какую должность дали автору?

    - Так ли он хорош, как считают матросы?

    4. Узнаем скорость парусника.

    Расстояние между Владивостоком и Сахалином 1008 км парусник проходит за 9 часов. С какой скоростью движется парусник? Как ее найти?

    Зная расстояние и время, найдем скорость.

    1008 : 9 – 112 км/ч – скорость

    Парусник движется к острову Сахалин со скоростью 112 км/ч.

    Автору дали хорошую должность – помощник младшего кока. Кто такой кок?  (Повар).

    Самое интересное, как пишет автор, в этой работе чистить картофель и ощущать запах испеченного свежего хлеба.

    Страница 107 № 483 (устно).

    - Чтение условий задачи (косвенного типа);

    - Почему делили? (Белого в 3 раза >, значит черного в 3 раза <).

    150 : 3 = 50 (кг) – черного хлеба

     5. Что напоминает вам форма о. Сахалин? (Рыбу).

    А еще его называют большим кораблем в Тихом океане. И команда его – население острова (около 600 000 человек).

    Слушаем следующее задание… (карта Сахалина).

    Длина Сахалина от северной точки до южной точки – 1 000 км (идет показ по карте).

    Ширина острова в 10 раз <. Чему равна средняя ширина острова? (100 км).

    - Как узнали? (1000:10=100 (км)) – ширина;

    - Почему делили? [в 10 раз < (:)]

    6. Чем богаты водоемы Сахалина? (Рыбой).  

    - Кто ловит рыбу? (Рыбаки).

    Правильно, а чтобы работа спорилась, они объединяются в бригады.

    По краткой записи составим и решим задачу (самостоятельно).

    - Еще раз повторите главный вопрос задачи?

    - Сколько бригад ловило? (три)

    - Сколько чисел в последнем действии? (три)

     I бригада – 1065 кг

    II бригада - ? кг в 3 раза >, чем                                     ? кг

    III бригада - ? кг на 426 кг <, чем                      

    • 1065                                  2) 3195                             3)  1065

    х    3                                    -   426                                +3195

    3195 (кг) -   II бр.                2769 (кг) -   III бр.          +2769 

                                                                                             7029 (кг) – всего

    7029 кг ≈ 7 т 029 кг

    - Взаимопроверка.

    - Что происходит с рыбой после ее обработки? (засолка или делают консервы).

    - Что такое нерестовая речка на Сахалине?  

    Давайте прочитаем об этом на странице 9 (шепотом). Но сначала послушайте вопрос, на который вам следует дать ответ. Почему поймать много рыбы не простое дело?

    Читаем… (Молодцы).

    - Прочитайте вслух строки, в которых говорится о том, что рады рыбе не только люди, но и жители тайги (…кормилица рыба, … лосося впрок).

    Давайте проверим. Каковы же рыболовы лесные звери?

    Кто быстрее и правильнее решит приметы по группам (А, Б, В) тот и узнает (самостоятельная работа).

    Группа «А»

    Группа «Б»

    Группа «В»

       768 : 8 = 96

    2 367 : 3 = 789

    9 268 : 7 = 1324

       378 : 6 = 63

       664 : 8 = 83

    1 722 : 6 = 287

    969 : 3 = 323

    638 : 2 = 319

    794 : 2 = 397

    Самоконтроль (ответы на обратной стороне доски).

    - Итог кто больше из зверей?

    7. Сейчас наш парусник в заливе Терпения (показать на карте Вахрушев).

    Капитан приказал бросить якорь и спустить шлюпку. Желающие поехали в гости к пастухам – эвенкам (коренным жителям Сахалина).

    Сценка по странице 14 (звучит музыка, выходят 2-е артистов – эвенков в национальных костюмах).

    Учитель: Пастухи ждали моряков на берегу, махали руками, торопили: «Скорей! Скорей!» Вот так, наверное, встречали коренные жители Сахалина – айны, нивхи, орочи -  первые российские парусные корабли сотни лет тому назад. Рады пастухи новым людям.

    Вопросы задают артисты.

    1 артист:

    - Как живут люди на материке?

    - Сколько стоит автомобиль «Жигули»?

    - Из чего олимпийские медали, из золота или просто так?

    2 артист:

    А еще один вопрос такой:

    - Расскажите, как начинка в середину шоколадной конфеты попадает? Ведь конфета вся цельная и дырки в ней нет! (Ответы детей).

    Учитель: До самого вечера гостили моряки у нивхов и отвечали даже на такие вопросы:

    В 1 тонне - ? кг (1000 кг)

    В 1 ц - ? кг (100 кг)

    1000 гр - ? кг (1 кг)

    1 кг - ? гр (1000 гр)

    А вы попробуйте письменно под диктовку преобразовать (математический диктант):

      8 т  -  … кг (8 000 кг)

    16 т  -  … кг (16 000 кг)

    21 ц  -  … кг (2 100 кг)

    5 000 гр – … кг ( 5 кг)

    8. Итак, мы продолжаем свой путь. Ночью, во время шторма очень трудно уснуть и морякам часто приходится развлекаться. (Работа с песней о Сахалине.) Любят играть в «города».  Мы сейчас с вами тоже поиграем в сахалинские города.

    • «Магический квадрат»

    Расставьте правильно цифры, чтобы по вертикали, горизонтали, из угла в угол, в сумме числа составили число 60.

    25

    30

    Ч

    5

    Е

    0

    20

    40

    Х

    35

    10

    О

    15

    В

    Перевернем поставленные цифры и прочитаем название сахалинского города – ЧЕХОВ.

    Город Чехов назван в честь писателя, который побывал на Сахалине и написал книгу «Остров Сахалин».

    2. Краткий обзор книг на выставке (аннотация книги «Остров Сахалин»).

    3. Второй город вы угадаете, решив по рядам уравнения.

    1 ряд

    2 ряд

    3 ряд

    на нахождение множителя

    0     х = 6

    Х     х = 248

    А     х = 90

    - Как найти неизвестный множитель?

    В это время индивидуальная работа по карточкам.

    63 · х = 63                 х · 8 = 64

    После решения открываются буквы (ОХА).

    - Почему так назвали? (Эвенки однажды увидели воду, которая горела, ее нельзя было пить. Увидев ее, часто говорили «ОХО»)

    Сейчас город  Оха – город нефтяников.

    - Назовите другие города и поселки Сахалина (по карте).

     Благодаря нашему кораблю мы побываем еще в одном городе – Невельске, названным так в честь мореплавателя, путешественника Невельского. 

    Чтение по странице 25.  «Эстафета – цепочка».

    - Что такое лежбище тюленей?

    - Что удивило всех нас на этом островке? (Кататься с крыши запрещено).

    Тюлени, моржи очень любят полакомиться рыбой. Давайте откроем учебник математики на странице  106 № 481 (1) и узнаем, сколько кг рыбы съедают 2 моржа за неделю.

    - Чтение задачи.

    - Что означает «за неделю»? (7 дней)

    - О чем говорится в условии задачи?

    - Сможем ли ответить на главный вопрос?

    - Почему не сможем?

    - Что можем узнать? Как?

    Самостоятельное решение задачи. Разными способами (по действиям или выражением).

                        154        21

    I способ:   22  · 7 + 3 · 7 = 175 (кг) – за 7 дней оба

                            25

    II способ:  (22 + 3) · 7 = 175 (кг) – всего за 7 дней оба

    Проверка с доски.

    9. Чтение книги «Прощай Букварь», по страницам 25 – 26 (хором).

    - Такая карта и у нас есть, вот она. (Бутылка с запиской).

    - На ней знаки, что они означают?

    № 492, страница 108 (2 ст. 1 и 2 пр.)

    Решение примера у доски:

           3    2        1

    235 + 4 · (536 : 8) = 503

    В это время индивидуальная работа по карточкам.

    Проверка. Назовите:

    - меньшее 5-ти значное число (51385);

    - большее 5-ти значное число (95910).. На остров Сахалин автор книги Валерий Шульжик плыл на паруснике, а возвращается на пароме (показать иллюстрацию) Холмск – Ванино – Москва. Паром – это большой корабль, который везет через пролив не только людей но и целые большие составы с грузами.  Нам в Москву возвращаться не надо. Мы едем домой в п. Вахрушев двумя путями (поездом и машиной).

    Читаем условие задачи: Пассажирский поезд  с Южно-Сахалинска до Вахрушева идет 6 часов, со скоростью 45 км/ч, а машина то же самое расстояние, проходит за 5 часов. С какой скоростью идет машина?

    Эта задача на движение (с величинами – скорость, время, расстояние).

    скорость

    время

    расстояние

    Поезд

    45 км/ч

    6 ч

    одинаковое

    Машина

    ? км/ч

    5 ч

    ? км

    • 45 · 6 = 270 (км) – расстояние
    • 270 : 5 = 54 (км/ч) – скорость машины

    Ответ: 54 (км/ч) – скорость машины

    - Кто быстрее будет дома и почему?

      10.Итог занятия:

    Мы совершили  путешествие по родному краю, острову Сахалину.

    - Почему урок чтения мы объединили с  математикой?

    - Помогла ли вам книга о путешествии и путешественниках в решении задач? (Наглядно, слово автора, представляли картины: движение самолета, парусника, сопоставляли, сравнивали).

    Оценки были поставлены и прокомментированы по ходу урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математика + внеклассное чтение. 2 класс

    Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...

    Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. Интеграция с предметом: внеклассное чтение.

    формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания дете...

    Комбинированный урок математика – внеклассное чтение

    Путешествие в Cтрану литературных героев". Комбинированный урок математика – внеклассное чтение. 3 класс...

    Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

    Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...

    Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

    Интегрированный урок математики и внеклассного чтения по теме "Решение задач. Любимые герои литературных сказок"  для 3 или 4 класса...