Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
классный час
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_t.a.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное внеклассное занятие: «Математика. Внеклассное чтение».
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».
Цель: закрепить знания учащихся в решении задач на движение, используя рассказы В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Учить находить связи между величинами. Сопоставлять, чувствовать, понимать содержание прочитанного, совершенствовать вычислительные навыки. Развивать устную речь.
Оборудование: на столах книги В. Шульжика.
1. Есть на свете остров, до которого можно добраться не только самолетом, но и в обыкновенном железнодорожном вагоне. Сидишь себе, читаешь газету, а вагон твой мчит по волнам. А что за вид из окна! То чайка пролетит, то летучая рыба, а иногда нерпа высунется из воды и спрячется.
Название острова я вам пока не скажу. Хотите узнать? Давайте отправимся вместе с Валерием Шульжиком в путешествие из Москвы к острову? Сначала на самолете, потом на корабле. Итак, в путь!
Открываем книгу на странице 3.
…Пассажиры рейса 245…до слов «едут домой».
Итак. Вместе с пассажирами рейса 25 «Москва – Владивосток» мы идем на посадку в самолет. Давайте узнаем расстояние, которое нам предстоит преодолеть. (На доске чертеж. Составить условие задачи и решить ее самостоятельно).
Как найдем расстояние?
? км
850 км/ч 6 час |
М. Вл.
850 · 6 = 5100 (км) – расстояние
Кто еще летит с нами одним рейсом? Прочитайте об этом на странице 4.
2. Чтение по ролям.
Со слов … «а еще»…до конца.
- Кто внимательно слушал, на какой остров летим? (Сахалин.)
- Зачем автору фотоаппарат? (Лесных зверей фотографировать.)
- Написал ли он книгу, о которой здесь говорит? (Да! Она перед нами.)
. Заканчивается 6 часовой перелет. Самолет приземляется в портовом дальневосточном городе Владивостоке.
Слово ученице:
Владивосток крупный порт. Отсюда идут корабли в Японию, Америку, Индию, Кубу. Здесь начинается дорога на Сахалин.
3. Чтение про себя страницы 6 «Морской букварь».
Найдите ответы на мои вопросы строчками из текста.
- Автору предстояло добираться дальше на обычном корабле?
- Что неожиданно случилось?
- На каком судне, его название, автору предстоит путь?
- Почему он так называется?
- Какую должность дали автору?
- Так ли он хорош, как считают матросы?
4. Узнаем скорость парусника.
Расстояние между Владивостоком и Сахалином 1008 км парусник проходит за 9 часов. С какой скоростью движется парусник? Как ее найти?
Зная расстояние и время, найдем скорость.
1008 : 9 – 112 км/ч – скорость
Парусник движется к острову Сахалин со скоростью 112 км/ч.
Автору дали хорошую должность – помощник младшего кока. Кто такой кок? (Повар).
Самое интересное, как пишет автор, в этой работе чистить картофель и ощущать запах испеченного свежего хлеба.
Страница 107 № 483 (устно).
- Чтение условий задачи (косвенного типа);
- Почему делили? (Белого в 3 раза >, значит черного в 3 раза <).
150 : 3 = 50 (кг) – черного хлеба
5. Что напоминает вам форма о. Сахалин? (Рыбу).
А еще его называют большим кораблем в Тихом океане. И команда его – население острова (около 600 000 человек).
Слушаем следующее задание… (карта Сахалина).
Длина Сахалина от северной точки до южной точки – 1 000 км (идет показ по карте).
Ширина острова в 10 раз <. Чему равна средняя ширина острова? (100 км).
- Как узнали? (1000:10=100 (км)) – ширина;
- Почему делили? [в 10 раз < (:)]
6. Чем богаты водоемы Сахалина? (Рыбой).
- Кто ловит рыбу? (Рыбаки).
Правильно, а чтобы работа спорилась, они объединяются в бригады.
По краткой записи составим и решим задачу (самостоятельно).
- Еще раз повторите главный вопрос задачи?
- Сколько бригад ловило? (три)
- Сколько чисел в последнем действии? (три)
I бригада – 1065 кг
II бригада - ? кг в 3 раза >, чем ? кг
III бригада - ? кг на 426 кг <, чем
- 1065 2) 3195 3) 1065
х 3 - 426 +3195
3195 (кг) - II бр. 2769 (кг) - III бр. +2769
7029 (кг) – всего
7029 кг ≈ 7 т 029 кг
- Взаимопроверка.
- Что происходит с рыбой после ее обработки? (засолка или делают консервы).
- Что такое нерестовая речка на Сахалине?
Давайте прочитаем об этом на странице 9 (шепотом). Но сначала послушайте вопрос, на который вам следует дать ответ. Почему поймать много рыбы не простое дело?
Читаем… (Молодцы).
- Прочитайте вслух строки, в которых говорится о том, что рады рыбе не только люди, но и жители тайги (…кормилица рыба, … лосося впрок).
Давайте проверим. Каковы же рыболовы лесные звери?
Кто быстрее и правильнее решит приметы по группам (А, Б, В) тот и узнает (самостоятельная работа).
Группа «А» | Группа «Б» | Группа «В» |
768 : 8 = 96 2 367 : 3 = 789 9 268 : 7 = 1324 | 378 : 6 = 63 664 : 8 = 83 1 722 : 6 = 287 | 969 : 3 = 323 638 : 2 = 319 794 : 2 = 397 |
Самоконтроль (ответы на обратной стороне доски).
- Итог кто больше из зверей?
7. Сейчас наш парусник в заливе Терпения (показать на карте Вахрушев).
Капитан приказал бросить якорь и спустить шлюпку. Желающие поехали в гости к пастухам – эвенкам (коренным жителям Сахалина).
Сценка по странице 14 (звучит музыка, выходят 2-е артистов – эвенков в национальных костюмах).
Учитель: Пастухи ждали моряков на берегу, махали руками, торопили: «Скорей! Скорей!» Вот так, наверное, встречали коренные жители Сахалина – айны, нивхи, орочи - первые российские парусные корабли сотни лет тому назад. Рады пастухи новым людям.
Вопросы задают артисты.
1 артист:
- Как живут люди на материке?
- Сколько стоит автомобиль «Жигули»?
- Из чего олимпийские медали, из золота или просто так?
2 артист:
А еще один вопрос такой:
- Расскажите, как начинка в середину шоколадной конфеты попадает? Ведь конфета вся цельная и дырки в ней нет! (Ответы детей).
Учитель: До самого вечера гостили моряки у нивхов и отвечали даже на такие вопросы:
В 1 тонне - ? кг (1000 кг)
В 1 ц - ? кг (100 кг)
1000 гр - ? кг (1 кг)
1 кг - ? гр (1000 гр)
А вы попробуйте письменно под диктовку преобразовать (математический диктант):
8 т - … кг (8 000 кг)
16 т - … кг (16 000 кг)
21 ц - … кг (2 100 кг)
5 000 гр – … кг ( 5 кг)
8. Итак, мы продолжаем свой путь. Ночью, во время шторма очень трудно уснуть и морякам часто приходится развлекаться. (Работа с песней о Сахалине.) Любят играть в «города». Мы сейчас с вами тоже поиграем в сахалинские города.
- «Магический квадрат»
Расставьте правильно цифры, чтобы по вертикали, горизонтали, из угла в угол, в сумме числа составили число 60.
25 | 30 Ч | 5 Е |
0 | 20 | 40 Х |
35 | 10 О | 15 В |
Перевернем поставленные цифры и прочитаем название сахалинского города – ЧЕХОВ.
Город Чехов назван в честь писателя, который побывал на Сахалине и написал книгу «Остров Сахалин».
2. Краткий обзор книг на выставке (аннотация книги «Остров Сахалин»).
3. Второй город вы угадаете, решив по рядам уравнения.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
на нахождение множителя | ||
0 х = 6 | Х х = 248 | А х = 90 |
- Как найти неизвестный множитель?
В это время индивидуальная работа по карточкам.
63 · х = 63 х · 8 = 64
После решения открываются буквы (ОХА).
- Почему так назвали? (Эвенки однажды увидели воду, которая горела, ее нельзя было пить. Увидев ее, часто говорили «ОХО»)
Сейчас город Оха – город нефтяников.
- Назовите другие города и поселки Сахалина (по карте).
Благодаря нашему кораблю мы побываем еще в одном городе – Невельске, названным так в честь мореплавателя, путешественника Невельского.
Чтение по странице 25. «Эстафета – цепочка».
- Что такое лежбище тюленей?
- Что удивило всех нас на этом островке? (Кататься с крыши запрещено).
Тюлени, моржи очень любят полакомиться рыбой. Давайте откроем учебник математики на странице 106 № 481 (1) и узнаем, сколько кг рыбы съедают 2 моржа за неделю.
- Чтение задачи.
- Что означает «за неделю»? (7 дней)
- О чем говорится в условии задачи?
- Сможем ли ответить на главный вопрос?
- Почему не сможем?
- Что можем узнать? Как?
Самостоятельное решение задачи. Разными способами (по действиям или выражением).
154 21
I способ: 22 · 7 + 3 · 7 = 175 (кг) – за 7 дней оба
25
II способ: (22 + 3) · 7 = 175 (кг) – всего за 7 дней оба
Проверка с доски.
9. Чтение книги «Прощай Букварь», по страницам 25 – 26 (хором).
- Такая карта и у нас есть, вот она. (Бутылка с запиской).
- На ней знаки, что они означают?
№ 492, страница 108 (2 ст. 1 и 2 пр.)
Решение примера у доски:
3 2 1
235 + 4 · (536 : 8) = 503
В это время индивидуальная работа по карточкам.
Проверка. Назовите:
- меньшее 5-ти значное число (51385);
- большее 5-ти значное число (95910).. На остров Сахалин автор книги Валерий Шульжик плыл на паруснике, а возвращается на пароме (показать иллюстрацию) Холмск – Ванино – Москва. Паром – это большой корабль, который везет через пролив не только людей но и целые большие составы с грузами. Нам в Москву возвращаться не надо. Мы едем домой в п. Вахрушев двумя путями (поездом и машиной).
Читаем условие задачи: Пассажирский поезд с Южно-Сахалинска до Вахрушева идет 6 часов, со скоростью 45 км/ч, а машина то же самое расстояние, проходит за 5 часов. С какой скоростью идет машина?
Эта задача на движение (с величинами – скорость, время, расстояние).
скорость | время | расстояние | |
Поезд | 45 км/ч | 6 ч | одинаковое |
Машина | ? км/ч | 5 ч | ? км |
- 45 · 6 = 270 (км) – расстояние
- 270 : 5 = 54 (км/ч) – скорость машины
Ответ: 54 (км/ч) – скорость машины
- Кто быстрее будет дома и почему?
10.Итог занятия:
Мы совершили путешествие по родному краю, острову Сахалину.
- Почему урок чтения мы объединили с математикой?
- Помогла ли вам книга о путешествии и путешественниках в решении задач? (Наглядно, слово автора, представляли картины: движение самолета, парусника, сопоставляли, сравнивали).
Оценки были поставлены и прокомментированы по ходу урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока литературного чтения и русского языка
Тема: Л. Толстой. «Прыжок». Орфограммы русского языка....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)
Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег», Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "В чём красота русской осени?"
Интегрированный урок на тему "В чём красота русской осени?"...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (внеклассное чтение, музыка, технология).2 класс
Разработка интегрированного урока (внеклассное чтение, музыка, технология).2 класс...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)
Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в 2-х частях)
Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в 2-х частях)...