Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
классный час

Губанова Надежда Петровна

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4_t.a.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  внеклассное  занятие: «Математика. Внеклассное чтение».

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».

Цель: закрепить знания учащихся в решении задач на движение, используя рассказы В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Учить находить связи между величинами. Сопоставлять, чувствовать, понимать содержание прочитанного, совершенствовать вычислительные навыки. Развивать устную речь.

Оборудование: на столах книги В. Шульжика.

 

1. Есть на свете остров, до которого можно добраться не только самолетом, но и в обыкновенном железнодорожном вагоне. Сидишь себе, читаешь газету, а вагон твой мчит по волнам. А что за вид из окна! То чайка пролетит, то летучая рыба, а иногда нерпа высунется из воды и спрячется.

Название острова я вам пока не скажу. Хотите узнать? Давайте отправимся вместе с Валерием Шульжиком в путешествие из Москвы к острову? Сначала на самолете, потом на корабле. Итак, в путь!

 Открываем книгу на странице 3.

…Пассажиры рейса 245…до слов «едут домой».

Итак. Вместе с пассажирами рейса 25 «Москва – Владивосток» мы идем на посадку в самолет. Давайте узнаем расстояние, которое нам предстоит преодолеть. (На доске чертеж. Составить условие задачи и решить ее самостоятельно).

Как найдем расстояние?

                                  ? км

        850 км/ч                        6 час

       М.                                                                             Вл.

850 · 6 = 5100 (км) – расстояние

Кто еще летит с нами одним рейсом? Прочитайте об этом на странице 4.

2. Чтение по ролям.

Со слов … «а еще»…до конца.

- Кто внимательно слушал, на какой остров летим? (Сахалин.)

- Зачем автору фотоаппарат? (Лесных зверей фотографировать.)

- Написал ли он книгу, о которой здесь говорит? (Да! Она перед нами.)

. Заканчивается 6 часовой перелет. Самолет  приземляется в портовом дальневосточном городе Владивостоке.

Слово ученице:

Владивосток крупный порт. Отсюда идут корабли в Японию, Америку, Индию, Кубу. Здесь начинается дорога на Сахалин.

3. Чтение про себя страницы 6 «Морской букварь».

Найдите ответы на мои вопросы строчками из текста.

- Автору предстояло добираться дальше на обычном корабле?

- Что неожиданно случилось?

- На каком судне, его название, автору предстоит путь?

- Почему он так называется?

- Какую должность дали автору?

- Так ли он хорош, как считают матросы?

4. Узнаем скорость парусника.

Расстояние между Владивостоком и Сахалином 1008 км парусник проходит за 9 часов. С какой скоростью движется парусник? Как ее найти?

Зная расстояние и время, найдем скорость.

1008 : 9 – 112 км/ч – скорость

Парусник движется к острову Сахалин со скоростью 112 км/ч.

Автору дали хорошую должность – помощник младшего кока. Кто такой кок?  (Повар).

Самое интересное, как пишет автор, в этой работе чистить картофель и ощущать запах испеченного свежего хлеба.

Страница 107 № 483 (устно).

- Чтение условий задачи (косвенного типа);

- Почему делили? (Белого в 3 раза >, значит черного в 3 раза <).

150 : 3 = 50 (кг) – черного хлеба

 5. Что напоминает вам форма о. Сахалин? (Рыбу).

А еще его называют большим кораблем в Тихом океане. И команда его – население острова (около 600 000 человек).

Слушаем следующее задание… (карта Сахалина).

Длина Сахалина от северной точки до южной точки – 1 000 км (идет показ по карте).

Ширина острова в 10 раз <. Чему равна средняя ширина острова? (100 км).

- Как узнали? (1000:10=100 (км)) – ширина;

- Почему делили? [в 10 раз < (:)]

6. Чем богаты водоемы Сахалина? (Рыбой).  

- Кто ловит рыбу? (Рыбаки).

Правильно, а чтобы работа спорилась, они объединяются в бригады.

По краткой записи составим и решим задачу (самостоятельно).

- Еще раз повторите главный вопрос задачи?

- Сколько бригад ловило? (три)

- Сколько чисел в последнем действии? (три)

 I бригада – 1065 кг

II бригада - ? кг в 3 раза >, чем                                     ? кг

III бригада - ? кг на 426 кг <, чем                      

  • 1065                                  2) 3195                             3)  1065

х    3                                    -   426                                +3195

3195 (кг) -   II бр.                2769 (кг) -   III бр.          +2769 

                                                                                         7029 (кг) – всего

7029 кг ≈ 7 т 029 кг

- Взаимопроверка.

- Что происходит с рыбой после ее обработки? (засолка или делают консервы).

- Что такое нерестовая речка на Сахалине?  

Давайте прочитаем об этом на странице 9 (шепотом). Но сначала послушайте вопрос, на который вам следует дать ответ. Почему поймать много рыбы не простое дело?

Читаем… (Молодцы).

- Прочитайте вслух строки, в которых говорится о том, что рады рыбе не только люди, но и жители тайги (…кормилица рыба, … лосося впрок).

Давайте проверим. Каковы же рыболовы лесные звери?

Кто быстрее и правильнее решит приметы по группам (А, Б, В) тот и узнает (самостоятельная работа).

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «В»

   768 : 8 = 96

2 367 : 3 = 789

9 268 : 7 = 1324

   378 : 6 = 63

   664 : 8 = 83

1 722 : 6 = 287

969 : 3 = 323

638 : 2 = 319

794 : 2 = 397

Самоконтроль (ответы на обратной стороне доски).

- Итог кто больше из зверей?

7. Сейчас наш парусник в заливе Терпения (показать на карте Вахрушев).

Капитан приказал бросить якорь и спустить шлюпку. Желающие поехали в гости к пастухам – эвенкам (коренным жителям Сахалина).

Сценка по странице 14 (звучит музыка, выходят 2-е артистов – эвенков в национальных костюмах).

Учитель: Пастухи ждали моряков на берегу, махали руками, торопили: «Скорей! Скорей!» Вот так, наверное, встречали коренные жители Сахалина – айны, нивхи, орочи -  первые российские парусные корабли сотни лет тому назад. Рады пастухи новым людям.

Вопросы задают артисты.

1 артист:

- Как живут люди на материке?

- Сколько стоит автомобиль «Жигули»?

- Из чего олимпийские медали, из золота или просто так?

2 артист:

А еще один вопрос такой:

- Расскажите, как начинка в середину шоколадной конфеты попадает? Ведь конфета вся цельная и дырки в ней нет! (Ответы детей).

Учитель: До самого вечера гостили моряки у нивхов и отвечали даже на такие вопросы:

В 1 тонне - ? кг (1000 кг)

В 1 ц - ? кг (100 кг)

1000 гр - ? кг (1 кг)

1 кг - ? гр (1000 гр)

А вы попробуйте письменно под диктовку преобразовать (математический диктант):

  8 т  -  … кг (8 000 кг)

16 т  -  … кг (16 000 кг)

21 ц  -  … кг (2 100 кг)

5 000 гр – … кг ( 5 кг)

8. Итак, мы продолжаем свой путь. Ночью, во время шторма очень трудно уснуть и морякам часто приходится развлекаться. (Работа с песней о Сахалине.) Любят играть в «города».  Мы сейчас с вами тоже поиграем в сахалинские города.

  • «Магический квадрат»

Расставьте правильно цифры, чтобы по вертикали, горизонтали, из угла в угол, в сумме числа составили число 60.

25

30

Ч

5

Е

0

20

40

Х

35

10

О

15

В

Перевернем поставленные цифры и прочитаем название сахалинского города – ЧЕХОВ.

Город Чехов назван в честь писателя, который побывал на Сахалине и написал книгу «Остров Сахалин».

2. Краткий обзор книг на выставке (аннотация книги «Остров Сахалин»).

3. Второй город вы угадаете, решив по рядам уравнения.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

на нахождение множителя

0     х = 6

Х     х = 248

А     х = 90

- Как найти неизвестный множитель?

В это время индивидуальная работа по карточкам.

63 · х = 63                 х · 8 = 64

После решения открываются буквы (ОХА).

- Почему так назвали? (Эвенки однажды увидели воду, которая горела, ее нельзя было пить. Увидев ее, часто говорили «ОХО»)

Сейчас город  Оха – город нефтяников.

- Назовите другие города и поселки Сахалина (по карте).

 Благодаря нашему кораблю мы побываем еще в одном городе – Невельске, названным так в честь мореплавателя, путешественника Невельского. 

Чтение по странице 25.  «Эстафета – цепочка».

- Что такое лежбище тюленей?

- Что удивило всех нас на этом островке? (Кататься с крыши запрещено).

Тюлени, моржи очень любят полакомиться рыбой. Давайте откроем учебник математики на странице  106 № 481 (1) и узнаем, сколько кг рыбы съедают 2 моржа за неделю.

- Чтение задачи.

- Что означает «за неделю»? (7 дней)

- О чем говорится в условии задачи?

- Сможем ли ответить на главный вопрос?

- Почему не сможем?

- Что можем узнать? Как?

Самостоятельное решение задачи. Разными способами (по действиям или выражением).

                    154        21

I способ:   22  · 7 + 3 · 7 = 175 (кг) – за 7 дней оба

                        25

II способ:  (22 + 3) · 7 = 175 (кг) – всего за 7 дней оба

Проверка с доски.

9. Чтение книги «Прощай Букварь», по страницам 25 – 26 (хором).

- Такая карта и у нас есть, вот она. (Бутылка с запиской).

- На ней знаки, что они означают?

№ 492, страница 108 (2 ст. 1 и 2 пр.)

Решение примера у доски:

       3    2        1

235 + 4 · (536 : 8) = 503

В это время индивидуальная работа по карточкам.

Проверка. Назовите:

- меньшее 5-ти значное число (51385);

- большее 5-ти значное число (95910).. На остров Сахалин автор книги Валерий Шульжик плыл на паруснике, а возвращается на пароме (показать иллюстрацию) Холмск – Ванино – Москва. Паром – это большой корабль, который везет через пролив не только людей но и целые большие составы с грузами.  Нам в Москву возвращаться не надо. Мы едем домой в п. Вахрушев двумя путями (поездом и машиной).

Читаем условие задачи: Пассажирский поезд  с Южно-Сахалинска до Вахрушева идет 6 часов, со скоростью 45 км/ч, а машина то же самое расстояние, проходит за 5 часов. С какой скоростью идет машина?

Эта задача на движение (с величинами – скорость, время, расстояние).

скорость

время

расстояние

Поезд

45 км/ч

6 ч

одинаковое

Машина

? км/ч

5 ч

? км

  • 45 · 6 = 270 (км) – расстояние
  • 270 : 5 = 54 (км/ч) – скорость машины

Ответ: 54 (км/ч) – скорость машины

- Кто быстрее будет дома и почему?

  10.Итог занятия:

Мы совершили  путешествие по родному краю, острову Сахалину.

- Почему урок чтения мы объединили с  математикой?

- Помогла ли вам книга о путешествии и путешественниках в решении задач? (Наглядно, слово автора, представляли картины: движение самолета, парусника, сопоставляли, сравнивали).

Оценки были поставлены и прокомментированы по ходу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)

Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......