Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Кружок"ОчУмелые ручки"

    Федотова Наталья Васильевна

    Программа кружка внеурочной деятельности для начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_ochumelye_ruchki.docx33.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения

    1

    Введение: правила техники безопасности.        

    1

    2

    Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».        

    1

    3

    Плоскостное изображение. «Подарки осени».

    1

    4

    Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».        

    1

    5

    «Кактус в горшке»        

    1

    6

    Плоскостное изображение.  «Рыбка»        

    1

    7

    «Натюрморт из чайной посуды»        

    1

    8

    Рельефное изображение. «Ферма»        

    1

    9

     Симметрия. Аппликация «Бабочки»        

    1

    10

    Божьи коровки на ромашке        

    1

    11

    Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»        

    1

    12

    «Ромашки»        

    1

    13

    «Совушка – сова»        

    1

    14

    «Снегурочка»        

    1

    15

    Бумагопластика

    Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».        

    1

    16

    Фрукты        

    1

    17

    «Чудо – дерево»        

    1

    18

    Искусство оригами. История.        

    1

    19

    Изготовление игрушки в технике оригами.        

    1

    20

     Игрушка. Символ года         

    1

    21

    Открытка к празднику

    1

    22

    Праздничный салют        

    1

    23

    Изготовление кукол

    Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности        

    1

    24

    Кукла на картонной основе.        

    1

    25

    Композиция «В лесу»        

    1

    26

    Аппликация.        

    1

    27

    Лепка животного из целого куска пластилина.        

    1

    28

    Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»        

    1

    29

    Жанр изобразительного искусства  - натюрморт.

    « Фрукты»        

    1

    30

    Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»        

    1

    31

    Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»        

    1

    32

    Работа с тестом.

    Оформление фигурки из теста.        

    1

    33

    Оформление народной игрушки. «Матрешка»

    1

    34

    Подведение итогов. Выставка

    1

                                                             

     Пояснительная записка.

     Актуальность программы.

    Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

    Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

    Программа «Очумелые ручки» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам  начальной школы для  занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

    Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии ). Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

    Программа способствует:

     -развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

     -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

     -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

     -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

     -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

      -знакомству с историей пластилина, бумагопластики,  изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

    Цель программы:

    -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

    -Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

    Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

     -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

     -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

     -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

     -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

     - Приобщать школьников к народному искусству;

     -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

     -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

     -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

    Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

    Программа  разработана на два года занятий с детьми младшего школьного возраста и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

    Программа рассчитана на 34 часа . (17 часов в год)

    Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

    Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

    Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

    Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

     

    Ожидаемые результаты

    Освоение детьми программы «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

    -   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

    -  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

    -  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

    - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

    - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Младшие школьники получат возможность для формирования:

    - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

     - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

      - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

    В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

    - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

    - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

    - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

    Младшие школьники получат возможность научиться:

    -осуществлять  контроль по результату и способу действия

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

     - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

    -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

    -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

    В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

    - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

    - осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

    - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

    -  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

    - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

    В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

    -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

     - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

     - формировать собственное мнение и позицию;

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    Оценка  планируемых результатов освоения программы

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

    Содержание программы «Очумелые ручки» (34 ч)

     Обучение направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

    1. Введение: правила техники безопасности

    Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

    Пластилинография.

    2.Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

    Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

    3. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

       Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

    Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

    4-5. Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

    Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).

    Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

    6. Плоскостное изображение.  «Рыбка».

    Особенности построения композиции подводного мира.

    Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и у меня.

    7.«Натюрморт из чайной посуды»

    Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

    Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

    8.Рельефное изображение. «Ферма».

    Создание сюжета в полуобъеме.

    Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

    9-10.  Симметрия. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.

    Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

    Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

    11.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

    Формирование композиционных навыков.

    Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

    12.«Ромашки»

    Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

    Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

    13.«Совушка – сова»

    Формирование композиционных навыков.

    Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

    14.«Снегурочка»

    Формирование композиционных навыков.

    Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.

     Бумагопластика

    15.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.

    История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

    16-17.«Фрукты», «Чудо – дерево»

    Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

     Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

    18-19. « Мебель»

    Сведения из истории оригами, простейшин приёмы

    Практическая часть. Изготовление столика, стульев в технике складывания бумаги(оригами)

    20. Игрушка - символ года

    История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

    21.Открытка.

    Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

     Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

    22. «Праздничный салют».

    Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

     Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

         Изготовление кукол

    23.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

    Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

    24.Кукла на картонной основе.

    Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

    Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

    25.Композиция «В лесу»

    Особенности построения композиции

    Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

    26. Аппликация. « Теремок»

    Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

    Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

    27-28. .Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

    Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

    Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

    29. Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. « Натюрморт»

    Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

    Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

    30.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

    Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

    Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

    31.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

    Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

     Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

    33.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

    Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

    Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

    34. Выставка работ

    Терминологический словарь

     ·  Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

    ·  Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

    ·  Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

    ·  Задача – то, что требует исполнения,  разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

    ·  Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

    ·  Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

    ·  Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

    ·  Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

    ·  Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

    ·  Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

    ·  Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

    ·  Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

    ·  Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

    ·  Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

    ·  Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

    ·  Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

    ·  Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

    ·  Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

    ·  Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

    ·  Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

    ·  Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

    ·  Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

    ·  Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

    ·  Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

    Список литературы

    1. Горский В.А., Тимофеев А.А.,  Смирнов Д.В. и др.;  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.; М.: Просвещение, 2010.

    1. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др.; Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.  М.: Просвещение, 2010.

    1. Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек, ЗАО « Мой мир», 2007 г

     

    1. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

    1. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Очумелые ручки"

    Прграмма кружка содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование...

    "Урок" технологии "Очумелые ручки", или снова за парту!

    "Урок" был реализован в день открытых дверей в БОУ "СОШ № 47 УИОП". Участники: родители и дети 1 и 5 классов (всего 55 человек). Цель: привлечь родителей к непосредственной творческой деятельности с д...

    Оформление пластиковой тарелочки в технике «Декупаж» - занятие в кружке "ОчУмелые ручки"

    Цели: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"379...

    Занятие кружка "Очумелые ручки" 1 класс

    Внеурочная деятельность учащихся 1 класса по общекультурному направлению....

    кружок "очумелые ручки"

    кружок "очумелые ручки" развивает творческие  способности-процесс,который пронизывает все этапы развития личности ребенка,пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,привычку к ...

    Кружок очумелые ручки: "Изготовление жирафа" (аппликация пластилином с использованием природного материала)

    Содержит конспект внеурочного занятия и слайды с поэтапным выполнением апликации...