Год охраны окружающей среды Как прекрасен этот лес!
план-конспект занятия по теме

                                     Почему мы с лесом дружим?

                                     Для чего он людям нужен?

                                      Для чего он людям нужен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_prekrasen_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

 Как прекрасен этот лес!

                                                                          Выполнила: Симоненко Алла Васильевна,

                                                                           учитель  начальных классов

Цели:     Развитие познавательного интереса к природе;
          выработка умения видеть необычное в привычном;
          воспитание чувства удивления и восхищения;
          воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

 

         Учитель. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».   (слайд 3)

  Учитель:  Давай прогуляемся с тобой в лес. Узнаем, какие птицы

и животные здесь живут и послушаем их голоса.

      Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (слайд 4)

                                     Почему мы с лесом дружим?

                                     Для чего он людям нужен?

                                      Для чего он людям нужен?

        Ответы – рассуждения детей. (Лес – зеленый наряд земли, наше богатство, чистый воздух, дом для птиц и зверей, кладовая лесных плодов.)

        Учитель. Мы отправляемся на прогулку в лес. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце классного часа ответим на вопрос: «Что мы сажаем, сажая  леса?».

       - А как вы представляете, что такое лес?  (Представления детей о лесе.)

       Итак, Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. 

 (слайд 5)

      Лес – это дом для зверей и птиц. (слайд 6)

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды,грибы.

(слайд 7)

  С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только растаял снег, а в лесу уже распускается подснежник. Рассмотрите представленные на наборном полотне цветущие растения и разделите их на группы по месту обитания. А пока это делает группа ребят, послушаем стихи о цветах, которые вы подготовили к сегодняшнему классному часу. (слайд 8)

Да, пусть не померкнет природа,
Да, пусть расцветут в лесах,
Те первые первоцветы,
На моих глазах.

А так ухает гроза мышей,

лесная хищница сова.

Ученик.    Читает загадку.  - Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?
Отгадка: петух, кукушка, сова, дятел.
(слайд 9)     (Сова)

Учитель  (Сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

Ученик.    Загадка про кукушку. (слайд 10)    

  Учитель. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

      Ученик. (слайд 11)    

  1. Хитрая плутовка,  

          Рыжая головка,                           

          Хвост пушистый – краса!        А зовут её…(лиса)   

   2. Он как ёлка, весь в Ученик. (слайд 12)     иголках,                                                                                                             Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!                                                   

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный…(ёж)

3. Хозяин лесной Ученик. (слайд 13)    

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( медведь)

5. В сосне дупло, в дупле тепло. Ученик. (слайд 14)    

А кто в дупле живет в тепле? (белка)

 Викторина.  (слайд 15)    

    Учитель. А сейчас проведем викторину о нашей русской природе.    

  - Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза). . (слайд 16)    

- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).  (слайд 17)    

- Пока дети – каждый в берете, повзрослели – шляпы надели? (Грибы). (слайд 18)    

Грибы – это пища, лекарство, вода, соли.

Вывод: грибы лесу нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. (слайд 19)   

- Кто из обитателей леса любит березовый сок? (Дятел, бабочка, шмель, муравей) (слайд 20)    

- Кто из лесных обитателей любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, бурундук. Белка, дятел, клест ). (слайд 21)    

- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, синица). (слайд 22)    

- Какие птицы прилетают к нам севера? (Снегирь, свиристель). (слайд 23)    

     Учитель. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. (слайд 24)    

   Ученица.   Ты вспоминаешь Родину такую,

                      Какой её ты в детстве увидал:

                      Клочок земли, припавший к трем березам,

                      Далекую дорогу за леском.

                      Речонку со скрипучим перевозом,

                      Песчаный берег с низким ивняком.

                      Вот где нам посчастливилось родиться,

                      Где на всю жизнь до смерти мы несли

                      Ту горсть земли, которая годится,

                      Чтоб видеть в ней приметы всей земли. (К.Симонов).

 

   Ученик.     Бом - бом – бом! 

                       Начинается погром.

                       Выезжаем на природу,

                       Сколько здесь в лесу народу!

                       Здесь костер и там костер,

                       Банки, склянки, всякий сор.

    Учитель. Ребята, вы, наверное, догадались, кто здесь побывал. Очевидно, здесь побывали те, кто не бережет природу. Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера и перед вами  огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут разные животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические ситуации.

Ситуации 

Ситуация 1. Ребята пошли в поход. Вечером  дети решили разбить лагерь в молодом сосняке. Они знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле. (Дети сделали правильно).

Ситуация 2.  Перекладин  для приготовления еды  дети не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр. ( Дети сделали неправильно, разжигать костёр можно только на открытой местности, далеко от деревьев).

Ситуация 3.  По дороге ребята собрали полное ведро грибов. «Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня. «Я знаю, – ответил Витя, -  у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное,  - сыроежка». «Если это сыроежка, наверное, его можно есть сырым», - сказал Коля, но слегка поджарил гриб на костре и съел. (Он поступил  неправильно, нужно точно знать, что это за гриб).

Ситуация 4. Утром  собрали вещи, тщательно убрали место ночевки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю. (Дети сделали неправильно.   Пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет.)  

     Учитель.

      - Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев, лягушек.

        Ученица. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, Каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе очень трудно залечивать раны.       (слайд 25)    

                                                                                                                                               Человек!!!      Задумайся!!!

_ Что  ты есть без природы, без воздуха, воды, пения птиц, аромата цветов, шелеста листьев?

 А теперь сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека. Ответьте на вопросы:

  - Может ли человек обойтись без леса?

Вывод (делают учащиеся):  Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.

        Оказывается, лес столько много даёт человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей. (слайд 26)    

        «Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять её наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!» (М.Пришвин).

 Список литературы 

  1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? Москва: Начальная школа , №8,  2008 г.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 1991г.
  3. Использованы фотографии из личного архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Охрана окружающей среды", 1 класс

Презентация наглядно позволяет детям  увидеть все проблемы экологии, возникшие в последние годы. а также поможет сделать вывод о том, как сохранить и сберечь природу....

Охрана окружающей среды

о защите окружающей среды...

Педагогический проект по теме: «Охрана окружающей среды»

За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное и...

Год охраны окружающей среды

Вращаясь в космосе, в плену своей орбитыНе год, не два, а миллиарды лет,Я так устала. Плоть моя покрытаРубцами ран – живого места нет. Терзает сталь моё земное телоИ яды травят воды чистых ...

Конспект урока - лекции по окружающему миру "Как прекрасен этот мир"

Урок - лекция подготовлен учениками 4 класса и проведен с демонстрацией презентации....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Проектно - исследовательская работа по окружающему миру и презентация к ней....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Консект к презентации проектно - исследовательской работы "Вторая жизнь мусора"....