Игра "Раскопки в лесу"
методическая разработка (3 класс) по теме

Бутюгина Татьяна Евгеньевна

Мероприятие рассчитано на детей 9-10 лет.  Цель – развивать творческое  воображение. Эта цель  достигается путем применения  теории ТРИЗ, которая    имеет в своем арсенале  правила, методики,  законы, приемы, позволяющие грамотно провести анализ ситуации.

Основными задачами мероприятия являются:

  1. Развитие творческого мышления, пробуждение личности ребенка к поиску решения проблемы. 
  2. Закреплять и расширять знания, полученные на уроках естествознания, изобретательного искусства и т.д.
  3. Стимулировать и развивать самостоятельность, здоровый азарт творческого труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskopki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Мероприятие рассчитано на детей 10-12 лет.  Цель – развивать творческое  воображение. Эта цель  достигается путем применения  теории ТРИЗ, которая    имеет в своем арсенале  правила, методики,  законы, приемы, позволяющие грамотно провести анализ ситуации.

Изучение ТРИЗ строится на системе практических вопросов и задач, содержание которых должно быть взято из жизни, а также связано с трудовой деятельностью и изобретательным творчеством самих детей.  

Поэтому в настоящее время  возникла необходимость в обучении  основам творческого креативного мышления.

Основными задачами мероприятия являются:

  1. Развитие творческого мышления, пробуждение личности ребенка к поиску решения проблемы.  
  2. Закреплять и расширять знания, полученные на уроках естествознания, изобретательного искусства и т.д.
  3. Стимулировать и развивать самостоятельность, здоровый азарт творческого труда.

Во время мероприятия применяются следующие МЕТОДЫ: 

- словесные (рассказ, беседа),  

- практические  (рисование),

- наглядные.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: коллективная.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ: Путешествие по лесу.

ОБОРУДОВАНИЕ:  свиток-послание, части карты, цветик-семицветик, картинки животных,  рисунок с очертаниями муравейника, танграм, приз, записка.

 

Аналогичное мероприятие было апробировано в пришкольном лагере. Задания соответствовали уровню знаний детей. Ребята были заинтересованы правильно организованной  беседой, охотно включались в игру и давали много интересных ответов.  

«Раскопки в лесу»

Знакомство с окружающим миром. Выезд в лес.

П Л А Н

I. Орг.момент: игра «Да-нет»

II. Основная часть:  

  1. Игра «Хорошо – плохо»
  2. Логическая игра на РТВ.
  3. Развитие воображения: составление загадки.
  4. Рисование целостного образа на основе произвольного контура.
  5. Работа с танграмом.

 

III.  Итог:

  1. Составление карты.
  2. Поиск приза.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, у меня для вас что-то есть.  А что это, попробуйте отгадать. Сыграем в игру «Да- нет». Вы задаете такие вопросы, на которые я  могла бы ответить только «да» или «нет».  Выбирайте вопросы, которые помогут отгадать что у меня есть. (В результате игры дети отгадывают, что у ведущего есть свиток –послание или письмо).  

(Ребята получают часть карты, которая указывает, что идти надо на поляну).

Ведущий. Посмотрите вокруг, как много здесь полевых цветов. Но есть среди них один особенный – цветик-семицветик. У него волшебные лепестки. На оборотной стороне каждого лепестка написаны слова. Надо найти, что есть хорошего в этом слове и что плохого. (Слова: пень, дерево, дятел, грибы, земля, вода, солнце).

Ведущий. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились. За это вы получаете следующую часть карты. (эта часть направляет детей к речке).

Ведущий. Здесь вас ждет новое задание: на песке нарисовать картинку, которая называется «Переполненный летний пляж». Но! Рисовать людей нельзя!

(Выполнив это задание, ребята получают следующую часть карты, которая направляет их в лес).

Ведущий. В лесу очень много зверей, но они спрятались. Я вам буду загадывать загадки о животных, которые живут в лесу:

  1. В птичник повадится – жди беды,

     Рыжим хвостом заметает следы.

  1. Косолапый, неуклюжий

          Любит он малину кушать.

  1. Ни зверь, ни птица, а нос как спица,

     Летит – кричит, а сядет – молчит.

     Кто его убьет, свою кровь прольет.

  1. Зимой белый, летом серый

     Самый маленький зверек,

     И от всех он наутек.

Загадки отгадывать вы умеете, а вот придумать свою загадку сможете? Как вы думаете, почему вы так легко отгадали мои загадки?

(Потому что были описаны свойства животных, внешний вид, привычки).

 Ваше задание: составить загадку о животном,  а я буду отгадывать.

(После выполнения задания получают часть карты, которая их отправляет к муравейнику).

Ведущий. Перед вами муравейник. Какой формы? Какого размера? На что похоже?

Сейчас вы получите рисунок с очертаниями муравейниками. Ваше задание: дорисовать рисунок.

(После выполнения получают часть, которая направляет в хвойный лес)


Ведущий. Вокруг вас елочки, их много. А вы попробуйте составить свою ель с помощью «танграма».

Ведущий. За правильно выполненное задание вы получаете последнюю часть карты. Сейчас соберите все части, составьте карту и узнайте где приз.

(Собрав карту ребята узнают, что приз под елкой. Там же они находят записку.

                                               

                                                Записка

              Прошло немало лет. Клад, который вы искали, уже выкопали и

             сдали государству. Не расстраивайтесь, вам достается сладкий  

                                                          приз – торт!

                                              Приятного аппетита!!!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крячко В.Б. «Учителям о ТРИЗ». Выпуск 4.

г.Санкт-Петербург.

  1. Подалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию        творческого воображения »  

  1. Нестеренко А.А. «Страна загадок». Журнал ТРИЗ.

  1. Симоновский «Развитие творческого мышления детей»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...

Весна в лесу (экскурсия по лесу)

Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...

Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”

Мероприятие   помогает  обобщить и  расширить представление детей о лесе и его значении;  воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".

Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...