Программа по курсу вязания "Волшебная ниточка"
материал (1 класс) по теме

Ашурова Елена Васильевна

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к истокам народного ремесла. Владение им даёт не только прикоснуться к настоящему искусству, но и раскрыть свою индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл титульный лист13.35 КБ
Файл программа курса31.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Согласовано:                                                                                                                                          Утверждаю:

заместитель директора по УВР                                                              Директор ______Р. А. Полпирогова

______Ткаченко Н.Л.                                                                         Приказ от «__» __________2013г. №___

ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВЯЗАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»

Составитель программы:

учитель-логопед

Ашурова Елена Васильевна

 

г. Муравленко

2013-2014 учебный год



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативных документов и материалов

1.     Концепция художественного образования Российской Федерации.

2.     Закон «Об образовании» ст. 9.

 3.    Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы.

4.     Программа развития системы дополнительного образования детей в Ставропольском крае.

5. Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства Российской Федерации.

6.     Проект стандартов для общеобразовательной школы («Искусство» № 18/2002)

 Актуальность программы курса

 Образование ХХI века должно дать выпускнику основу культурно-духовного становления, социальный опыт, начальную профессиональную ориентацию с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей. В новой экономической и политической обстановке в России происходит обнищание духовности нашего общества, отчуждение от достояния этноса. В условиях глобализации, отдаваясь чуждой нам культуре, порой самой низкой пробы, теряются наши, российские, традиции и обычаи, рвутся те нити, которые связывают поколение с поколением. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Искусство изготовлений украшений из мелких бус, бисера, стекляруса, вышивка гладью, крестиком, бисером, лоскутная пластика, вязание на спицах и крючком – являются традиционными видами народного творчества, которые и по сей день находят применение в современном костюме, в интерьере современного жилища, офиса. Обучение по предлагаемой программе способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Народное искусство было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми. Данная программа возвращает нас к истокам национальной духовности. В последнее время утрачиваются такие понятия, как общественно – полезный труд, труд для людей. Принимая модную философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. Почву под ногами теряют не только дети, но и взрослые. И встает педагогическая и психологическая проблема – адаптация детей в окружающем мире. Как помочь ребенку? Увлекая ребенка декоративно – прикладным творчеством, активизируя творческий поиск, программа курса способствует решению этой проблемы.

Новизна предлагаемой программы курса заключается в приобщении детей к истокам народного ремесла, используя традиции народных промыслов. Изучая особенности народного костюма, программа способствует формированию у учащихся новых знаний, умений и навыков в изготовлении современной одежды.

Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Образовательные:◦

  • познакомить с историей и развитием художественного вязания;
  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
  • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;◦
  • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2.Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • привить основы культуры труда.

3.Развивающие:

  • развить образное мышление;
  • развить внимание;
  • развить моторные навыки;
  • развить творческие способности;
  • развить фантазию;

выработать эстетический и художественный вкус.

Программа курса  «Волшебный ниточка» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данному курсу способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках  окружающий мир, мир деятельности.  При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей   рисования, математики.

Программа рассчитана на 1 год обучения –  34 часа занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 7-10 лет, количество детей в группе 10 – 12 человек. Режим работы – 1 раз в неделю по 40 минут.

 В конце обучения учащиеся должны  ЗНАТЬ:

  • Инструменты и материалы.
  • Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.
  • Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон
  • Основные способы вывязывания петель.
  • Условные обозначения, понятие «раппорт». Основы цветоведения.
  • Способы вязания по кругу.
  • Правила ухода за трикотажными изделиями.

УМЕТЬ:

  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом. Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.
  • Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.
  • Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
  • Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.
  • Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
  • Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.
  • Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
  •  Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.  
  • Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правил.

Формы и режим занятий

 В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

            •беседа;

•практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся;

•выставка;

•игра;    

•викторина;

•конкурс и другие.

В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения/. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 (от 20.06.2003). //Официальные документы в образовании, 2003, № 20).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема

кол-во   часов

Примечание

1

Вводное занятие.

2

2

Основы материаловедения.

2

3

Основные приёмы вязания крючком.

8

4

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

5

5

Условные обозначения

2

6

Основы цветоведения.

4

7

Вязание крючком круговая цепочка

4

8

Вязание  Шарфик. Коврик.

3

9

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

 

4

Итого:

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

ТЕМА 2

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна.

 Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.

ТЕМА 3

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.

II уровень. Вязание игрушек.

ТЕМА 4

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

ТЕМА 5

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.

ТЕМА 6

 ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе­ние цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

ТЕМА 7

ВЯЗАНИЕ  КРУГОВОЙ ЦЕПОЧКИ

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника). Анализ схемы салфетки.

Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.

ТЕМА 8

ШАРФИК, КОВРИК

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.

ТЕМА 9

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

 Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

2.Наличие инструментов:

-вязальные крючки различной толщины, ножницы, швейные иглы;

-булавки, кисточки;

-сантиметровая лента;

3.Наличие материалов:

-пряжа и нитки разной толщины и цветов;

-фурнитура

4.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы◦

-таблица «Основные приёмы вязания»;

-схемы изделий

-коллекции ниток;

-образцы вязания;

-изделия;

-инструкционные карты;

-дидактические карточки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

4. Журнал «Школа и производство».

5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.

15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» название курса для обучающихся 2 классов

Данна программа соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....