Сборник социально-адаптивных игр на каждый день.
методическая разработка по теме

Чуянова Ирина Юрьевна

В сборнике собраны упражнения и игры способствующие социальной адаптации детей в коллективе со сменным составом детей, могут применяться на занятиях в дополнительном образовании и в программе деятельности лагерей дневного пребывания в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Брошюра "Игры на каждый день".190.5 КБ

Предварительный просмотр:


РАЗБИВАНИЕ ЛЬДА

Большинство детей, находясь в новой обстановке, чувствуют себя неуверенно. Чаще всего они не знают друг друга, а если и знакомы хотя бы с одним участником, то держаться вместе. Поэтому ведущий, начиная занятия, должен создать дружественную атмосферу, которая даст чувство комфорта и безопасности для того, чтобы участники могли сосредоточиться на том, чему им предстоит заниматься. Для этого существует техника «Разбивание льда».

1.  Представление

Ведущий просит участников, чтобы они представились и коротко рассказали о себе. Подбор информации зависит от цели знакомства.

Например:

  • Имя. и Фамилия
  • Возраст
  • Чем любит заниматься в свободное время
  • Чего ожидает от посещения лагеря летнего
    отдыха
  • Чему хочет научиться

Хорошо, если информация записывается в форме таблицы на большом листе бумаги. Можно также на большом листе бумаги нарисовать карту и попросить участников, чтобы они обозначили на ней свою местность.

Данная техника безопасна и неагрессивна, отнимает немного времени (2-3 мин. на человека) и невозможно ею пользоваться в группах свыше 30 человек. Она особенно подходит для групп, о которых


мало информации, и члены которой незнакомы. Техника не гарантирует хорошего знакомства участников.

2.        ИНТЕРВЬЮ

Разбейте участников на пары. Дайте им 5-7 мин. Для того, чтобы они познакомились и узнали друг о друге как можно больше информации. По истечении отведенного времени, попросите, чтобы каждый представил всей группе своего партнера - фамилию, возраст, состав семьи, предпочтения в литературе, музыке, кино, искусстве, размер одежды и т.д.

Эта техника гарантирует, что каждый хорошо познакомится с одним человеком из группы. Дает возможность высказаться каждому участнику и доставляет тем самым ощущение своей важности. Техника отнимает больше времени, чем первый метод, ее нельзя применять в группе, число участников которой превышает 25 человек.

3.        ТАБЛИЦИ

Дайте каждому участнику лист бумаги и пишущий предмет. Попросите разделить лист на четыре части и в каждую из них вписать следующую информацию:

  • В  левой  верхней   -  описать   себя
    одним словом;
  • В правой верхней - чем гордится;
  • В левой нижней - выдал какой-то
    секрет   о   себе   (это   может   быть
    маленький секрет или то, что о вас
    не знают присутствующие);
  • В правой нижней - нарисовать (не
    писать) свое хобби.

высокого роста?», «У него(нее) волосы темного или светлого цвета?».

  • Остальные игроки отвечают на вопросы одним
    словом. Отгадчик должен догадаться кто стоит за
    его спиной.
  • Если    отгадчик    отгадал    правильно,    он(она)
    остается еще на одну игру. Если - неправильно,
    отгадчиком становится другой игрок.

СЛЕПАЯ КОЗА СТРАНА КАБЭ-ВЕРДА ОСТРАВА ЗЕЛЕНОГО МЫСА)

Одному из членов команды закрывают платком глаза, и он должен попасть пальцем в круговое поле (в виде мишени), на котором проставлены числа от 1 до 5. в какую цифру попал палец, такое количество очков присваивают всей команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

АРАБСКАЯ ИГРА (ИОРДАНИЯ)

Играющие сидят по кругу на корточках. В центре водящий ходит по кругу и поет песню. В руке у него шарфик (платочек). Песня заканчивается, он быстро кладет платочек на одного из сидящих. Тот должен вскочить и увернуться от догоняющих. Если его задержали, он водящий (ходит по кругу и поет новую песню). Если он сумел вырваться, первый ведущий продолжает петь.


■,. I


ОПИСАТЬ

себя

Я ГОРЖУСЬ

МОИ секрет

НО& ХОББИ

Ведущий заполняет свою таблицу вместе с участниками.

ВНИМАНИЕ! Содержание отдельных клеток таблицы можно заменить.

Когда все участники заполнят таблицы, попросите, чтобы они, держа их перед собой, вышли в центр зала и, гуляя, знакомились с другими. Наконец, все вписывают в таблицы свои имена и вешают их на стене.

Данная техника отнимает сравнительно немного времени (15 минут), но не позволяет получить подробную информацию об участниках. Она хороша для групп, участники которых уже более или менее знакомы.

16


4.   ИГРА

Участники становятся в круг. Ведущий передает мяч в руки следующему участнику, по направлению часовой  стрелки,  называя  свое  имя.  Участник также


передает мяч, называя имя ведущего, затем свое. Следующий участник называет два предыдущих имени, а также свое. И так дальше по кругу. Для лучшего запоминания имен можно повторить игру несколько раз. К имени можно добавить характерный жест участника (например жест рукой, поклон, реверанс и т.д.).

Данная техника очень проста. Её можно использовать в самом начале занятий. Она не подходит для групп с количеством участников более 20 человек. Она хороша для детей младшего школьного возраста.


ИГРЫ НАРОДОВ МИРА

ИГРА «ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН» (РОССИЯ)

  • Дети садятся в круг. Один из них выбирается
    ведущим он говорит на ухо первому игроку какое-
    то слово.
  • Игроки передают соседу на ухо это слово, но
    только так, чтобы не слышали другие.
  • Когда все игроки в круге услышат и передадут
    соседу слово, ведущий по очереди, начиная с
    первого  игрока,  спрашивает,  какое  слово  они
    услышали.  Если слово ведущего передано без
    изменений, все берутся за руки и изображают звон
    телефона - он работает! Ведущий меняется.
  • Если же слово искажено кем-то из игроков, он
    уходит на «Камчатку», т.е. садится в самый конец
    «линии». Телефон молчит.

КТО ЭТО? (ЧИЛИ) Играют от 6 до 30 игроков.

  • Один игрок - «Отгадчик». Другие выстраиваются
    в цепочку сзади. Отгадчик не должен видеть, кто
    стоит сзади него
  • «Отгадчик» медленно делает 9 шагов вперед, а
    другие игроки  в  это  время  быстро  меняются
    местами.   Один  из  них  становится  за  спиной
    Отгадчика.
  • Другие   игроки   спрашивают   Отгадчика:   «Кто
    стоит за тобой?»
  • Отгадчик может задать три вопроса. Например:
    «Это    мальчик?»,    «Он(она)    маленького    или

15


ЭЛЬБРУС МОГУЧИЙ

Все стоят, плотно прижавшись друг к другу в кругу. Один ходит по кругу, остальные поют:

Эльбрус красавиц

Смотрит сквозь тучи

Белой шапкой в синеву.

Этой вершиной,

Самой могучей, налюбоваться не могу.

О райда, райда, райда,

О райда.

(на цыганский мотив).

Во время пения водящий, пританцовывая, проходит по кругу и может дотронуться до любого, стоящего в кругу. Тот , до кого он дотронулся, идет, пританцовывая, за водящим и, свою очередь, дотрагивается до следующего.

Когда песня кончается, все должны успеть встать на свободные места. Одному места не хватило. Игра продолжается.

Играя по такой схеме, можно использовать другую песню или музыкальное сопровождение.

ЯЩИКИ - ХРЯЩИКИ - СПИЧКИ

Участники делятся на три группы. Первая группа кричит: «ЯЩИКИ!», вторая: «ХРЯЩИКИ!», третья: «СПИЧКИ!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все группы кричат одновременно. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».

Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова, не очень хорошо слышен результат.



ВЕРЕТЁНА ТОЧЕНЫ, ВЕНИКИ МОЧЁНЫ

Игры на регуляцию психофизического состояния

Часто бывает так, что эмоциональное состояние групп не соответствует бедующей деятельности. Участники либо заторможены, либо находятся в возбужденном состоянии. В этом случае педагогу необходимо соответствующим образом настроить детей, создать адекватную психологическую атмосферу.

Настройки бывают разными: бодрящими, концентрирующими внимание, релаксационными и т.д. педагогу важно не только выбрать настройку соответствующую целям , которые он перед собой ставит. Игры на регуляцию психофизического состояния рекомендуется использовать не только в начале, но и в конце занятия для снятия усталости, а также в тех случаях, когда завершается один смысловой блок занятия и начинается другой.

При составлении данного раздела использовались
материалы доктора педагогических наук Елены
Левановой,        президента        некоммерческого

образовательного        учреждения        «Психолого-

педагогический институт воспитания», и Ирины Телегиной, вице-презедента НОУ «ППИВ».

БУГИ-ВУГИ

Взявшись за руки, все участники идут по кругу и напевают:

Мы танцем буги-вуги, Поворачиваясь в круге,

14


И в ладоши хлопаем вот так.

Играющие хлопают в ладоши.

Деле все движения сопровождаются такой песней:

Руку правую вперёд,

А потом её назад,

А потом опять вперёд

И немного потрясем.

Танец повторяется:

Мы танцуем буги-вуги...

Продолжая танец-игру, начальные слова заменяют на: «руку левую вперёд», «ногу...», «ухо...», и т.д. -насколько хватит фантазии и сил.

Стимулируйте фантазию участников, пусть они сами предлагают варианты игры.

Эта игра хорошо подходит в группе младших школьников, старших подростков и взрослых. Это связано с возрастными и психофизическими особенностями. Младшие подростки воспринимают игры подобного рода, как «детские», из которых они уже выросли. В этом случае, чтобы не создавать излишнего напряжения в группе, лучше от них воздержаться.

ВЕРЕТЕНА ТОЧЁНЫ

Всех участников ведущий разбивает на три команды. Одна команда «Веретена точены», другая -«Веники мочены», третья - «Барыня, барыня, сударыня барыня». Ведущий указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.

Практически все игры, связанные с увеличением ритма и громкости, способствуют повышению уровня эмоционального состояния.


ЛАВАТА

Все участники стоят в кругу, начинают водить хоровод и напевать:

Мы танцуем дружно

Тра-та-та

Тра-та-та

Танец наш веселый

Лавата, лавата.

У меня ушки красивые.

(Берутся руками за свои уши),

А у соседа лучше.

(Берутсяруками зауши соседа).

Хоровод продолжается. Дальше идут: шея, плечи, локти, руки и т.д. вплоть до пяток.

ГРОМ - УРАГАН - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит «Ураган!» - «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.

Рекомендуем проводить это упражнение в первой
части программы занятий, так как оно дает возможность
освоить        пространство,        повысить        уровень

эмоционального состояния и начать процесс группообразования.

13


(руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях совершать круговые движения кистями),

Тач-тач-тач

(танцевальные движения бедрами, руки, согнутые в локтях двигаются на уровне талии),

А-а-а-а-а, о-о-о-о-о

(руки согнуты в локтях на уровне талии, ладони вниз, совершаются движения влево - вправо),

Пиф-паф

(руки сложены «пистолетиком», движения к левому уху, потом к правому),

Вжик-вжик

(кулак с вытянутым большим пальцем, движение по шее),

Йау!

(жест «уез!»).

Темп игры постоянно увеличивается. Добейтесь от участников группы, чтобы все выполняли движения и произносили слова одновременно, громко, дружно и весело.


ДОЖДИК

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение.

Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге щелкает пальцами, на третьем - хлопает ладонями по коленям, на четвертом - неритмично хлопает в ладоши, на пятом - стучит по коленям, на 6-м - хлопает в ладоши, на 7-м - щелкает пальцами, на 8-м - шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.

Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие, неважно идет ли он за окном, важно, что происходит с нами. (Не стоит увлекаться разговорами о погоде.)

ПОРОСЯЧЬИ БЕГА

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы попали на поросячьи бега - новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу.

Сначала дайте всем участникам возможность потренироваться в «хрюканье». Игра на время. Старайтесь добиться рекорда.

Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того, что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает на взаимодействие.


ЕГОРКИ

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» - это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе в слух считает: «Раз Егорка, два Егорка... » и т.д. У кого будет больше Егорок, тот - победитель.

Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.

12


ИППОДРОМ

Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно. Его стул как бы отделен от всех остальных. Можно посадить участников полукругом.

Ведущий говорит:

- Есть ли у нас ладони? - участники показывают. - а колени? — кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке. Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! - быстрое похлопывание.-бежим! Бежим! По мостовой! ~ удары кулаками в грудь поочередно (а-ля Кинг-конг). - По песочку! - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту! -быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руками описывается полукруг на уровне груди. И так далее.

Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности финал: Скоро финиш! - быстро хлопаем. -приближаются трибуны! Трибуна девушек. Девушки, кричим! А вот трибуна юношей! Ребята давай! - Возгласы. - вот финиш! Ура! Мы победили!

Можно провести несколько «забегов». Игра проводится с постоянным увеличением ритма.

КАРЛИКИ-ВЕЛИКАНЫ

Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики или «великаны». На слово «карлики» все приседают, на слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполнят какое-либо задание.

Игра развивает внимание и координацию движений.


КОРИДОР

Участники делятся на две группы и становятся в две шеренги напротив друг друга. Пара участников, которая стоит в начале, проходит внутри «коридора». Не договариваясь заранее, они должны выполнить одно общее движение, например, подпрыгнуть или развести руки. Затем проходит следующая пара, которая выполняет свое движение. Когда все участники выполнят свое задание, им необходимо объединиться в четверки, потом в восьмерки и, наконец, пройти по комнате вместе, выполняя одно движение.

Это упражнение дает возможность участникам внимательно посмотреть друг на друга, настроиться на взаимодействие в группе. Благодаря этому и повышается уровень эмоционального состояния.

ОЙ-ЛЯ-КАЛИНА

Ведущий совершает конкретные движения, проговаривая слова, а все участники сначала повторяют за ним медленно, а затем увеличивают темп. Слова следующие:

Ой-ля, калина, оп-ля

(резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),

Ку-ку, ку-ку

(кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала по левому, потом по правому уху),

Ой-ля, калина, ой-ля

(резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),

Ку-ку, ку-ку

(кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала по левому, потом по правому уху),

Румба, румба

10


11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

"Что означает каждый день Страсной седмицы".

Дети посредством занятия узнают о событиях , происходящих на Страстной неделе....

"Каждый день - День Земли"

«Каждый день - День Земли!» Пояснительная запискаЦель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в ц...

развитие социально-адаптивной личности во внеурочной деятельности

Развитие социально-адаптивной личности во внеуолчной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью....

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

Сборник диктантов по русскому языку "В помощь учителю на каждый день". 1-4 класс

В сборнике представлены тексты словарных и текстовых диктантов, в том числе загадки, стихи, пословицы, которые можно использовать в любой момент урока. Материал рассчитан на учащихся 1-4 классов....