"Всё делаем сами, своими руками!" (коррекционно-развивающее занятие по привитию санитарно-гигиенических навыков)
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Цели: учить детей выполнять работу по самообслуживанию в определенном порядке; развивать и корректировать санитарно-гигиенические и трудовые навыки; воспитывать культуру труда, радость от выполненной работы, вырабатывать потребность и необходимость выполнять работу по самообслуживанию для полноценной социальной и биологической жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Все делаем сами, своими руками
(практическое коррекционно-развивающее занятие
по СБО и привитию санитарно-гигиенических навыков)
Цели: учить детей выполнять работу по самообслуживанию в определенном порядке; развивать и корректировать санитарно-гигиенические и трудовые навыки; воспитывать культуру труда, радость от выполненной работы, вырабатывать потребность и необходимость выполнять работу по самообслуживанию для полноценной социальной и биологической жизнедеятельности.
Оформление доски: плакат «Все делаем своими руками»; пословицы о труде:
• Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
• Труд кормит и одевает.
• Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
• Труд человека кормит, а лень портит.
Отдельные сюжетные картинки: мальчик чистит обувь, вешает брюки на плечики, гладит белье, девочка стирает белье, поливает цветы, мышка моет полы, зайка подметает полы, белочка моет посуду; на магнитных досках 2 плаката:
1. Пьет через край. 2. Вытирается рукой. 3. Неправильно держит вилку с ножом. | 1. Чай пьет из бокала. 2. Пользуется салфеткой. 3. Правильно держит вилку с ножом. |
Ход занятия
I. Оргмомент и сообщение цели занятия.
– Наше практическое занятие называется «Все делаем сами своими руками». Сейчас мы покажем, как мы играем (на материале стихотворения «Мы играем» О. Дриз, перевод Р. Сефа):
Мы играем, мы играем –
Чистим, моем, вытираем.
Мы сегодня вчетвером
Выстроили новый дом.
Боря красил потолок,
Коля привинтил замок.
Я принес ведерко мела,
Нина воду подогрела.
И покуда не стемнело,
Каждый делал все, что мог.
Пока воспитатель читал этот отрывок из стихотворения, дети играли каждый своей игрушкой. Потом игрушки складывают в ящик и становятся у доски. Проговаривают дальше строки стихотворения и выполняют соответствующие движения.
Дети. В понедельник ровно в час
Мы зажжем на кухне газ.
А во вторник утром рано
Побежит вода из крана.
В среду будем печь пирог –
Купим сахар и песок.
Вымоем в четверг окошки,
Блюдца, чашки, вилки, ложки.
Скатерть в пятницу погладим
И за стол в субботу сядем.
Приходите на веселье:
В воскресенье – новоселье!
Воспитатель. Вход в квартиру со двора...
Вот и кончена игра.
– Действительно, игра осталась в детском саду, а сейчас началась работа. Ребята расскажут и покажут, какую работу они умеют уже делать и как они ее выполняют. Давайте представим такую ситуацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? (Снимаем обувь и переодеваемся.)
– Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте посмотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.
– Объясните, что мы будем чистить в первую очередь – обувь или школьный костюм. (Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви.)
– Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть посуду. (Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высохнуть, и после стирки руки чистые – можно мыть посуду.)
– Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. (Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом – полами.)
– Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. (Гладим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье может касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается.)
– План работы мы с вами наметили.
Дети. С трудом мы очень дружим,
Ведь это нам знакомо.
Сейчас мы вам покажем,
Как помогаем дома.
Воспитатель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу. Давайте споем песню «Всегда найдется дело для умелых рук» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен).
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
И грядку надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год.
II. Чистка школьной формы.
1-й мальчик. Я покажу, как я чищу школьные брюки. Брюки я складываю по стрелкам, кладу на стол. Сухой щеткой очищаю пыль со всех сторон, грязные пятна затираю мокрой тряпочкой, при необходимости прочищаю все брюки влажной щеткой, стряхиваю и вешаю.
Воспитатель. Хорошо ты выполнил работу.
III. Чистка обуви.
Воспитатель. Этот чистит валенки,
Моет сам калоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
В. Маяковский
– Сейчас ученик покажет, как он ухаживает за обувью.
2-й мальчик. Наливаем в ведро для мытья полов теплую воду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.
Воспитатель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.
IV. Стирка белья.
3-й мальчик. Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
Выполняет работу: наливает в таз воды, добавляет порошка, стирает, прополаскивает, отжимает, вешает, воду выливает, тазы ставит на место.
Воспитатель. Послушайте стихотворение «Если был бы я девчонкой...» Э. Н. Успенского.
Чтец. Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
Воспитатель. А обязательно надо быть девочкой, чтобы постирать, пол подмести, вымыть посуду и т. д.? (Это должны уметь выполнять и мальчики.)
V. Уход за цветами.
Воспитатель. Первоклассница будет ухаживать за цветами. Посмотрите и скажите, что сделано неправильно, как надо было выполнять эту работу. (Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)
– Справились с заданием. А теперь послушайте частушки в исполнении двух подружек.
1-я девочка. Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
На уроке булку ела.
Думаешь, не видно?
2-я девочка. Подружка моя,
Я ее не ела:
Раз пятнадцать откусила –
Больше не хотела.
1-я девочка. Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Папе ты не помогаешь.
Думаешь, не видно?
2-я девочка. Подружка моя,
Я-то помогаю:
«Жигули» разобрала,
«Волгу» начинаю.
1-я девочка. Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Маме ты не помогаешь.
Думаешь, не видно?
2-я девочка. Подружка моя,
Я-то помогаю:
Все тарелки перебила,
Чашки начинаю.
VI. Мытье посуды.
Воспитатель. Смотрите, как дети моют посуду, очень осторожно, чтобы не разбить.
Дети. В таз наливаем теплой воды, на губку добавляем моющее средство для посуды. Трем губкой бокал внутри, после – снаружи, смываем и ополаскиваем чистой водой, ставим сушить.
Воспитатель. Вас вполне можно назвать умелыми! Теперь посмотрите сценку. Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка заглянем в одну из квартир.
Сценка.
Ведущий. Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком...
Вова. Я вам вовсе не девчонка,
Не пойду за молоком!
Ведущий. Мама смотрит без улыбки.
Мама. Что же, сделаешь ошибку:
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Ведущий. Постоял, подумал он.
Вова. Ну, давай уж свой бидон.
Ведущий. Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной.
Вова. Может, так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Ведущий. Дядя с длинными усами,
Высоченный, как отец,
Улыбнулся.
Дядя. Видно, маме помогаешь.
Молодец!
Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.
Тетя. Смотри сюда.
Помогает мальчик маме,
Это ведь не ерунда.
Ведущий. И уже не стороной
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал,
Молоко не расплескал.
Вова. Мама, что еще купить?
Я могу сейчас сходить!
VII. Подметаем полы.
Воспитатель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку. Кто быстрей сметет веником мусор на совок? (Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)
– А теперь поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы их заканчивать.
Я люблю трудиться, Сам умею ровно, гладко
Не люблю лениться. Застелить свою (кроватку).
Помогать я маме буду Нашей маленькой Иринке
С ней я вымою (посуду). Рисовать люблю (картинки).
– Ребята, скажите, кто дома помогает своим мамам и бабушкам? Спросим-ка мы их сейчас. Я загадаю две загадки, а мамы и бабушки пусть нам ответят.
Встанет утром он с постели:
«Вы куда ботинки дели?
Где рубашка? Где носок?
Есть у вас такой сынок? (Нет.)
Сам кроватку застелил,
Пол подмел, цветы полил,
Маме стол накрыть помог.
Есть у вас такой сынок? (Да.)
Давайте споем песню «Без труда не проживешь» (муз. В. Агафонникова, сл. В. Викторова).
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землей –
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат –
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь!»
– Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Скажите, по какой картинке мы с вами работу не проводили. (Мальчик гладит белье. Мышка моет полы.) Потрудились вы на славу. Получайте награды: сапожная мастерская – губку для чистки обуви, химчистка – одежную щетку, прачечная – прищепки для белья, цветовод – распылитель для воды, посудомойщица – средство для мытья посуды, уборщицы – совки для мусора, повар – фартук.
VIII. Готовим бутерброды. Культура поведения за столом.
Воспитатель. Наработались? Проголодались? (Да!) Сейчас подкрепимся. Для вас готовила бутерброды ...
(Булочка и сыр нарезаются тонкими ломтиками, кладем сыр на булочку – и бутерброд готов. Разливаем чай или сок.)
Воспитатель. А перед тем как приступить к еде, давайте вспомним правила гигиены и культуры поведения за столом. Смотрите на плакаты «Как не надо вести себя за столом?» и рассказывайте. (Сначала нужно вымыть руки с мылом. За столом пользуются салфеткой, нельзя облизывать тарелки, хлебать пищу через край. Следует правильно держать приборы. Когда я ем, я глух и нем.)
Дети угощаются. Звучит веселая музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок"Делаем сами. своими руками" Тематический план.1 год обучения.
Тарасенко Лилия Ситдиковна. Учитель начальных классов. Темтический план.1 год обучения кружка "Делаем сами .своими руками"...
Кружок"Делаем сами своими руками" 2 год обучения.
Тарсенко Лилия Ситдиковна. Учитель начальных классов. Тематический план кружка "Делаем сами своими руками" 2 год обучения....
Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...
Все делаем сами своими руками
- Наше практическое занятие называется «Все делаем сами своими руками». Сейчас мы покажем, как мы играем (на материале стихотворения «Мы играем» О.Дриз, перевод Р.Сефа):Мы играем, мы играем –Чистим, м...
программа кружка "Делаем сами своими руками"
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев -Польского района»Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Владимирская, д.13Телефон (49246) 2-37-65....
Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с РАС.
Сообщение.для педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра....
Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...