Классный час "Мой край"
материал по теме

Зиязова Наталья Владимировна

Классный  час,посвященный  Дню  республики  Башкортостан.Поможет  в  проведении  уроков  Культуры  Башкортостана,бесед  о  родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_kl.chas_.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "В семье единой"

Цели:

– воспитание любви к своей родине,

– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Башкортостана, развитие и сохранение их обычаев и традиций,

– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.

Форма проведения: игра-путешествие по станциям.

Место проведения: кабинет

1. Лингвистическая,

2. Литературно-фольклорная,

3. Памятники природы и культуры,

4. Государственные символы РБ и РФ,

5. Игровая,

6. Творческая «Мы изготавливаем Ковер Дружбы».

Подготовительная работа: Класс делится на 5 команд. Игру проводят ведущие. Учащимся заранее предложен круг вопросов, которые будут ставиться в ходе игры с тем, чтобы учащиеся подготовились

Оформление, оборудование:

– таблички с указанием станций,

– компьютер и файлы Программы-презентации «По моей Республике»,

– аудиомагнитофон с записью Гимна РФ и РБ,

– плакаты с изображением флага, Герба РФ и РБ,

– выставка книг «Моя родина – Россия, Башкортостан»,

– лист ДВП размером 100+100см и набор необходимых материалов для изготовления «Ковра Дружбы»: одноразовые бокалы (по количеству учеников), гуашь 6–12 цветов, мука, масло растительное, соль, клей ПВА, вода, полотенца, вода для мытья рук.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Кабинет красочно оформлен. Плакаты с изображением государственной символики России и Республики Башкортостан. Рисунки детей «Моя родина», книжная выставка «Моя родина – Россия, Башкортостан».

Вступительное слово учителя.

Демонстрируются слайды компьютерной презентации «По моей Республике».

Литературно-музыкальная композиция «В семье единой»

«Откуда родом ты?» –

Меня спросили.

И я ответил гордо:

« Из России,

А если говорить точней –

С Урала я.

Там родина – Башкирия моя».

Наш дом родной – Башкортостан –

Народов разных дружная семья.

Здесь наших предков первобытный стан –

У эпохальных вех история своя.

Приветствую тебя, страна благословенна

Страна обилия и всех земных богатств.

На любой карте наша республика похожа своими очертаниями на человеческое сердце. Про хорошего человека говорят: «У него доброе сердце», а что можно сказать о нашей республике?! – Очень многое.

Нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство – это люди.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу.

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили.

Храни огонь родного очага!

Горят самоцветы Урал-горы

Под небом лазоревым дотемна.

Не так ли дружба наша с тобой

Негаснущим солнцем озарена?

Сбегают с Урал-горы ручейки,

Начало реки – в глубине родника.

И наши судьбы,

Сливаясь в одну,

Текут, Россия, как Волга-река.

Ты – синяя звездная высота,

Надежда моя

И моя мечта.

Простор неоглядный, родные края –

Россия, единственная наша судьба!

Россия и Башкортостан – вместе на века!

Звучит Государственный Гимн России и Государственный Гимн Республики Башкортостан. Приглашение к путешествию.

Станция «Лингвистическая»

Родной язык мой, ты – как древний лес,

Где есть такие чащи и поляны,

Куда вхожу я, будто в мир чудес,

Где все звучит светло и необманно.

Тамара Искандарова

1. Проверим вашу грамотность

Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

– Я одел пальто и пошел гулять.

– Дружба спаивает товарищей.

– Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.

– Я взял книгу с этажерки и переставил ее на другое место.

– Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

– У дороги стоял пожилой дуб.

– Степа присел на пенек, собиравший грибы.

–Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

4.Соедините слова из левой колонки с подобными им по смыслу в правой части задания.

Вор                                       Живот

Сливки                              Отрок

Возлюбленная                   Трапеза

Ярило                                           Иностранец

Подросток                               Солнце         

                                           Ягненок

Агнец                                  Вершки

Немец                                    Зазноба

Прием пищи        Тать

Жизнь        

Станция «Литературно-фольклорная»

Открой мне, книга, сокровища свои,

Из чистых родников меня знаньем напои.

Рашит Нигмати

Задания:

1.Какие русские писатели в своих произведениях изображали Башкирский край?

2. Отгадайте башкирские загадки.

Гибкая все лето она

Белый пух – ее наряд,

Глазки фиолетово

Осенью горят. (Черемуха)

Ростом – так себе, с кулак.

А вот шуб не снять никак. (Капуста)

Игрушка мала,

А в ней – на пчеле пчела. (Огурец)

Цветет белым-бело,

А плоды красные. (Яблоко)

Без отца, без матушки

Оранжевый домок.

Уместил ребятушек –

Сколько мог. (Тыква)

3. Найдите эквивалент в русских пословицах.

А) В своем доме – горшок с водой, в чужом – горшок с маслом.

  (В чужом саду яблоки вкуснее)

Б) У кого много друзей, у того много сил. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

В) Егета по его другу узнают. (Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты)

Г) Кто не спит – с добычей будет. (Поздняя пташка глазки открывает, ранняя пташка зобик набивает. Кто рано встает, тому бог подает.)

Д) Решайся – и в работу впрягайся. (Назвался груздем – полезай в кузов.)

Станция «Игровая»

В празднике, в игре познается народ...

Станция «Государственные символы Российской Федерации и Республики Башкортостан»

О музыка свободы и любви –

Святой источник языка родного!

Лишь добротой полны цветы твои,

Не злу, а счастью служит твое Слово.

С тобою мир мой ясен и велик.

С тобой душа к высокому стремится.

Тамара Искандарова

Вопросы:

1. Что входит в понятие «Государственная символика»?

2. Кто автор слов и музыки Гимна России?

3. Кто автор музыки Гимна Республики Башкортостан?

4. Опишите Государственный Флаг России.

5. Опишите Государственный Флаг Республики Башкортостан.

6. Расскажите о Государственном Гербе России.

7. Расскажите о Государственном Гербе Республики Башкортостан.

Станция «Памятники природы и культуры народов Республики Башкортостан»

Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе!

Я день встречаю звонкими словами:

Цвети, земля, цвети и хорошей!..

Хай Мухамедьянов

Приветственное слово членов жюри.

Вопросы.

1. Какие памятники археологии на территории Республики Башкортостан вы знаете? Где они расположены? (Башиевский микрорайон, Капова пещера – Бурзянский район, Мавзолей Бэкдэбикэ, Мавзолеи Турахана, Хусейнбека – Чишминский район.)

2. Демонстрируются фотографии памятников культуры г. Уфы (набор открыток). Нужно назвать памятник или здание, указать, где они расположены, назвать автора сооружения, год открытия:

– монумент Дружбы народов,

– памятник Салавата Юлаева,

– здание Театра оперы и балета,

– здание Башкирского театра драмы имени М.Гафури,

– здание Русского драматического театра.

Станция «Творческая»

«Мы ткем Ковер Дружбы»

Наш дом родной – Башкортостан –

Народов разных дружная семья.

Здесь наших предков первобытный стан –

У эпохальных вех история своя.

Издавна на земле Башкортостана жили люди разных национальностей и продолжают жить в семье единой. 2007-й год в Республике Башкортостан является годом 450-летнего юбилея добровольного вхождения Башкирии в состав Русского Государства, Годом единства. Сегодня мы с вами на самой заключительной станции – «Творческой» – будем ткать так называемый «Ковер Дружбы». Разные цвета и оттенки нашего «Ковра» – это разные люди, их чувства, дела, творения. Но общее для нас всех – это наша Родина, Россия, Башкортостан. И «Ковер Дружбы» – это наше первое творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.

(Подходим к столу, на котором приготовлены все необходимые материалы.) Без чего нет дружбы? – Без доброго отношения к людям. – Насыпаем в каждый стакан по 2 ложки добра (мука). А добро всегда побеждает какие-то неприятности, зло. (Кладем в стакан по 1,5 ложки соли). Масло, или добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга – (наливаем по 0,3 ложки масла растительного). Все хорошо перемешиваем. Это – вечный дар – чистая вода – она дается нам на века нашими предками, нашими прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, папами и мамами. И мы передаем ее из поколения в поколение. Вода. (Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции, как на блины). Для того, чтобы наша дружба между народами стала крепкой, положим сюда клей ПВА (2 ложки). А раскрасим наш ковер разноцветными красками. Каждый кладет по 1 чайной ложке гуашь любого цвета. Хорошо перемешиваем. Выливаем на лист ДВП в круг по очереди, затем проводим ровные лучики из центра круга. Получился красивый «Ковер», похожий на звезду, – наш «Ковер Дружбы».Пусть наш «Ковер» станет символом дружбы всех народов Республики Башкортостан, проживающих «в семье единой». Через 1.5 суток он высохнет, и мы поместим его в класс как память о нашем празднике, посвященном Году единства и 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского Государства. Спасибо всем за участие. Приглашаем всех на чаепитие.

Рефлексивно-оценочный этап

На выходе из кабинета на лист ватмана нанесено изображение стилизованного цветка Курай. Рядом лежат разноцветные полоски бумаги, из них дети «раскрашивают» цветок. Красный цвет полоски бумаги обозначает оценку: «Все очень понравилось!». Синий цвет – «Понравилось». Зеленый цвет – «Не понравилось». По преобладанию цветовой гаммы можно судить об оценочной рефлексии.

Заключительный этап

Подведение итогов. Награждение.

Чаепитие.