Классный час на тему "Мы маленькие граждане большой страны"
классный час (3 класс) по теме

Арашкевич Маргарита Юрьевна

Внеклассное мероприятие. Классный час на тему  " Мы маленькие граждане большой страны "

Цель: 

- формирование гражданской позиции младшего школьника

Задачи:

  • познакомить детей с понятиями: малая и большая Родина, гражданин, конституция, конвенция;
  • помочь детям осознать свои права и обязанности в обществе;
  • формировать первоначальные элементарные представления о родном крае, о Родине; развивать познавательную и творческую активность;
  • воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
  • соблюдать технологии здоровьесберегающего режима

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_malenkie_grazhdane_bolshoy_strany.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Классный час на тему

" Мы маленькие граждане большой страны "

Оборудование и реквизит:

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, медиа-проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Используемые ЦОР:   презентация "Мы маленькие граждане большой страны".

Переносная театральная ширма, куклы – перчатки.

Понятия, написанные на карточках.

“Конституция”, “Ваши права” - автор Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г..

Предварительная работа с детьми:

  • разучивали загадки, пословицы, поговорки о Родине;
  • сочиняли стихи о родном городе, родном крае;
  • подготовили спектакль кукольного театра «Наши права»;
  • знакомились с малой Родиной, элементарными правилами поведения граждан в разных ситуациях.

Цель:  

- формирование гражданской позиции младшего школьника

Задачи:

  • познакомить детей с понятиями: малая и большая Родина, гражданин, конституция, конвенция;
  • помочь детям осознать свои права и обязанности в обществе;
  • формировать первоначальные элементарные представления о родном крае, о Родине; развивать познавательную и творческую активность;
  • воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
  • соблюдать технологии здоровьесберегающего режима

Ход мероприятия

  1. Организационный  момент.

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте объяснить своими словами, что такое Родина?

Презентация: слайды  № 1, 2, 3 (картины природы России)

Дети: Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля,

Это русское раздолье, это русская земля!

Вижу горы — исполины, вижу реки и моря,

Это русские картины, это Родина моя!

Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья,

Это русская сторонка, это Родина моя!

Дети свободно высказываются. (За правильные и интересные ответы получают фишки для копилки знаний)

- На доске написаны незнакомые для нас слова, прочитайте их. (Гражданин, Конвенция, Конституция). Сегодня мы постараемся эти слова понять и запомнить. А помогать нам в этом будут сказочные герои.

  1.  Основная часть.
  1. Беседа о маленьких гражданах большой страны.

- Как называется наша Родина? (Россия).

- Люди, которые живут в России, любят и гордятся своей Родиной. Любовь свою выражают стихами, песнями, пословицами, поговорками, загадками. Какие пословицы о Родине знаете вы? А поговорки? Загадки?

Всякому мила своя сторона.

Где родной край, там и рай.

Каждому мила своя сторона.

Каждой птице свое гнездо нравится.

Та земля мила, где мать родила.

Дома и стены помогают.

На чужой сторонушке рад  родной воронушке.

Человек без родины, что соловей без песни.

На родной стороне и камушек знаком.

Наш городок — Москвы уголок.

- А кто знает, как называют всех жителей одной страны? (граждане) - Граждане – это люди, которые любят свою страну, гордятся Родиной. Стараются сделать её богатой и сильной. Вы, маленькие граждане большой страны России. А что у нас (у граждан) общее, что делает нас гражданами одной Родины – России?

Презентация: слайд  № 4  (Единый язык, территория, законы, по которым мы живем)

- На каком языке мы говорим?

-Что такое территория?

-Что такое законы? (Законы – это обязанности, правила по которым мы живём).

Все законы записаны в одной книге, а называется она – Конституция.

Ребята,  вы проживаете на территории России, пользуетесь защитой нашего государства, называетесь его гражданами. А знаете ли  какими правами и обязанностями вы наделены?

Презентация: слайд  № 5 (высказывание Амана Тулеева)

 «Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека, есть гражданские обязанности и права. Но знай: твои права особые. Это права ребёнка. Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защитят тебя  от несправедливости»

На доске выставляется книга “Ваши права” автора Шабельник Е.С. – книга для начальных классов. Зачитываются статьи № 1, № 3, № 5.

Права детей записаны не только в Конституции. Перечень своих прав вы сможете найти и в другом документе. Называется он «Конвенция».

Презентация: слайд  № 6 (Знай свои права — это защита твоя!)

Конвенция – это международное соглашение нескольких стран по какому-либо вопросу. 170 правительств разных стран 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется "Конвенция о правах ребёнка". Теперь они должны помогать вам и спасать от всяких бедствий.  А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как "Международный день прав ребёнка".

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них (зачитывают подготовленные ученики).

·       Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.

·       Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды.

·       Дети имеют право на медицинский уход.

·       Дети имеют право на отдых.

·       Дети имеют право на бесплатное образование.

·       Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

·       Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.

·       Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

·       Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.                                            

Давайте посмотрим, как соблюдаются эти права в Стране сказок.

  1. Сценка кукольного театра.

Дети стоят перед театральной ширмой.

 1 ведущая: Вот это да! Ребята, оказывается,  права есть не только у взрослых, но и у детей.

Дети: – Как это?  Надо разобраться!

2 ведущая:  – Я ничего не поняла… Это надо как-то себе представить.

Дети: – Может быть позвать взрослых?(вместе)

1 ведущая:  – Вот еще! Мы уже сами не маленькие. Знаем, что есть такие науки, как литература, математика, химия, астрономия…

Девочка:  – На компьютере  умеем играть, так что пора самим думать и соображать!

2 ведущая:

 – А давайте прогуляемся по страницам своих любимых сказок и посмотрим, где героев обижают – там нарушаются их права, а где они веселы и счастливы – там соблюдаются.

Дети. Правило первое:

Девочка:  - Дети имеют право на медицинский уход.

1 ведущая. Отправляемся в сказку. ( африканский танец)

Появляются куклы.

Айболит:

- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок , и червячок…

Девочка: (спрашивает у доктора)

-Ну а если, вдруг, у Оли, или Коли, или Пети

Заболит живот иль ухо, или насморк одолеет?

Айболит:

 – Приходите, приходите, всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит!    

   Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что же обязаны делать вы, чтобы сохранять свое здоровье?

Дети: - Надо, надо умываться…

Айболит: 

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

 Стыд и срам, стыд и срам.    

Девочка: - Давайте же мыться, плескаться

                    Купаться, нырять, кувыркаться    

                    В ушате, в корыте, в лохани, в  реке, в ручейке, в океане

                    И в ванне и в бане, всегда и везде – вечная слава воде!  

2 ведущая: -Значит у нас должна быть хорошая, чистая вода…

1 ведущая: - И вкусная питательная еда!   А чтобы все это было

Дети: -  Ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нем хорошо заботиться 

2 ведущая: -А вот сейчас мы перелистаем странички еще одной замечательной сказки.(музыка из сказки)

Дети. Смотрите, это  Буратино!

            Живой Буратино!

            Веселый Буратино!

            Плутишка Буратино!      

Карабас: - Ага-га-га… Так это ты помешал моему представлению? (кукла в страхе разбегаются).Ну ,Буратино, ты сделан из дерева, и я сегодня растоплю тобой камин…(держит его за шиворот).

Мой народец странный, глупый, деревянный

Кукольный владыко, вот кто я, поди-ка.

Грозный Карабас, славный Карабас.

Куклы предо мною стелются травою.

У меня есть плетка, плетка в семь хвостов.

Пригрожу лишь плеткой-

Мой народец кроткий, песни распевает,

Денежки сбирает, в мой большой карман, в мой большой карман!

1 ведущая. Но это же безобразие, дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы!

2 ведущая: -И никто не имеет право жестоко обращаться с ними!   

Девочка: - Поэтому они и убежали от Карабаса. Буратино добыл Золотой ключик, им они открыли волшебную дверь и оказались в волшебной стране.

Мальчик: - И так как дети имеют право объединяться вместе и выражать свои взгляды и желания, то они создали свой театр.

Буратино: - Что, видели? Значит, не зря я мокнул в болоте у тетки Тортиллы. В этом театре мы поставим комедию «Необыкновенные приключения Буратино».

Пьеро: - Я напишу комедию роскошными стихами.

Арлекин: - Я буду продавать мороженое.

Мальвина: - А я – билеты, и буду играть все, что вы мне дадите.

1 ведущая: - А когда же учиться?

2 ведущая: - Ведь все дети имеют право на бесплатное образование.

Мальвина: - Я займусь вашим воспитанием и образованием.

Все куклы: - Учиться утром, а вечером играть в театре.

Буратино: - Как хорошо, что есть театр!

Пьеро: - Всегда он был и с нами будет,

Мальвина: - Кто посмотрел наши спектакли,

Все куклы: - Тот никогда нас не забудет.

1 ведущая:

- А давайте устроим необыкновенный бал, ведь дети имеют право на отдых.

2 ведущая:

- И пригласим на этот бал всех ребят мира, и обязательно в своих национальных костюмах.

1 ведущая:

-Молодец, Алина. Классно придумала. Ведь в книге записано, что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры,

2 ведущая: - Исповедовать свою религию

1 ведущая: -  И говорить на родном языке.

Дети: - Бал начинается. ( Танец).

3. Физкультминутка. Дети повторяют танцевальные движения за участниками спектакля.

- Ребята, назовите еще раз права, о которых вы узнали из путешествия в сказочную страну? (дети перечисляют, за правильные ответы получают фишки для копилки знаний).

Каждый человек на свете должен знать свои права. Но, заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей.  Также, заявляя о своих правах, нужно помнить и об обязанностях.

Прочитайте, запомните и выполняйте их. Дети читают хором  со слайда.

Презентация: слайд  № 7 (перечень обязанностей)

  • соблюдение Устава Школы;
  • добросовестное обучение;
  • бережное отношение к имуществу школы;
  • соблюдение правил поведения обучающихся.

Вывод: Каждый человек, живущий в России, пользуется правами этого государства и исполняет обязанности перед своей Родиной.

4. Викторина на знание правил этикета.

 Ребята, мы сейчас вспомнили о правах и обязанностях в глобальном, общечеловеческом смысле этого слова. А еще есть права, а точнее сказать - правила и обязанности человека в быту. И они - не мелочь. Они характеризуют гражданина как личность, умеющую жить в обществе культурных людей. Эти правила не даются нам от рождения, они не записаны  ни в каких конвенциях. Они усваиваются людьми в  общении друг с другом.

Чтобы лучше это понять, давайте поиграем. Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, как дети культурные и воспитанные, найдете правильный выход из них.

Викторина.

  • Кто первым заходит в транспорт?
  • Кто кого пропускает в дверях?
  • Кто должен снять головной убор, заходя в помещение?
  • Как правильно пользоваться тканевой салфеткой?
  • Назовите достоинства воспитанного человека.
  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Назовите правила поведения в гостях.
  • Что такое – комплименты?
  • Сделайте комплименты своим одноклассникам.

5.  Беседа о малой Родине, викторина по краеведению.

         Велика наша страна – Россия. Настоящий гражданин должен хорошо знать историю, культуру и традиции своей страны, своей большой Родины. Но особенно хорошо он должен знать о своем родном крае, месте, где родился и живет. У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас с вами - это Кольский край, Кольское Заполярье.

Презентация: слайды  № 7-12  (фотографии г.Мончегорска, сопок и тундры)

        Наш край славен людьми, которые в тундре построили красивый город, сохранив его природные парки. Построили комбинат «Североникель», который производит металл для всей нашей огромной страны. А в кладовых земли кольской нашли много полезных ископаемых, нужных людям.

         Наш город Мончегорск лишь маленькая часть большой страны, которая называется Россия. Но для нас этот город самый родной и любимый.

         Вывод: у каждого есть малая Родина, место, где ты родился, где живешь.

Викторина.

  • Сколько лет нашему городу?
  • Кто такие поморы? ( Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей)
  • Где находится Мурманская область? (На Кольском полуострове за полярным кругом) Какие горы есть на Кольском полуострове? ( Хибинские, Ловозерские)
  • Какими морями омывается наш край? (Белым, Баренцевым)
  • Как называют коренных жителей Ловозера? (саамы)
  • Чем покрыты сопки? (лишайником, мхом)
  •  Как переводится Монче-тундра? (Красивая тундра)
  • Как называется сияние в зимнем небе Заполярья?  (Северное сияние)
  • Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? (Полярный день)

Ученики нашей школы и нашего класса участвовали в городском конкурсе на лучшее стихотворение о родном крае и предлагают нам послушать свои стихи.

Чтение стихов о родном городе.

Много городов на «М»,

Минск, Москва – понятно всем.

Только этот – самый лучший!

Не огромный, не могучий.

Предлагаю посмотреть:

Горки, парки – все в нем есть,

Озеро, песочный пляж –

Разноцветный город наш!

С ним мы с детства заодно.

Как название его?  (Екатерина Смирнова, 8 лет)

Я знаю, страна наша очень большая,

В ней много прекрасных и значимых мест.

Но все же милее, любимее, ближе

Мне мой Мончегорск,

Он красивее всех!

Я знаю мой город уже девять лет.

Я здесь родилась и в садик ходила.

Теперь я учусь и очень горжусь,

Что я – мончегорка

И дом мой – в России.  (Надежда Большакова, 9 лет)

  1.  Обобщение и закрепление изученного.
  • С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
  •  Что значит быть гражданами своей страны?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось на занятии?

- Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети)

Берегите Россию!

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию!

Без неё нам не жить

Берегите её,

Чтобы вечно в ней жить

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию!

Нет России другой.

Подведение итогов, выявление победителей, награждение участников мероприятия.

Используемая  литература:  

  1. Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  2.  Зинина И.  Сценарии праздников в детском саду и дома. Издательство: Современная школа, 2007
  3. Шабельник Е.С. Права ребенка: Книга для учащихся начальных классов. М.: Вита- Пресс, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Маленькие граждане большой России"

Данная программа описывает работу классных руководителей с детским коллективом по духовно-нравственному направлению разития личности....

Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России»

Программа предназначена обучающихся начального общего образования для детей в возрасте от 7 до 11 лет...

Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны»

Цель: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны.Задачи: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего нар...

Классный час на тему "Маленькие герои большой войны"

Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы их дети и внуки никогда не знали войны. В нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев...

Конспект классного часа «Маленькие герои большой страны», 2 класс

Класс: 2 «б»Тема: «Маленькие герои большой страны»Цели: создание условий для   формирования уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому наш...

Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».

Знакомство второклассников с маленькими героями ВОВ....