Блокада Ленинграда
классный час (4 класс) на тему

совершенствование духовно - патриотического развития учащихся,  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,  воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_moy_klass_chas.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цель: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся,  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,  воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.

                                                               Ход

-СЛАЙД 1.  22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра без объявления войны на нашу страну напали гитлеровские войска.

Сергей Орлов «Атака на рассвете»

Заря сверкнула над равниной –

И вот уж немцы наугад,

По солнцу, мина вслед за миной,

Как очумелые палят.

Они пал, палят с заката…

Но солнце расстрелять нельзя,

И умолкают автоматы,

И тишина встаёт, грозя.

А мы встаём несметной силой,

Штыками раздвигая тьму,

Как бы дорогу для светила

Прокладывала в злом дыму.

 (Вставай страна огромная)

СЛАЙД 2.

4 года шла война

20 миллионов погибших людей!

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов– это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту.

Вот что такое 20 миллионов!

- Вот уже  65 лет мы живем под мирным небом: не гремят разрывы снарядов, не приходят похоронки, не плачут навзрыд вдовы. Сегодня я хочу вам рассказать о городе СЛАЙД 3. Ленинграде (ныне Санкт – Петербург).

-  Ленинград – огромный город. Один из крупнейших в мире.

СЛАЙД 4.

      Гитлеровские войска  намеревались стереть с лица земли этот город. Этому свидетельствует документ, в котором есть такие слова Гитлера: «Этот город надо уморить голодом, активными действиями перерезать все пути подвоза продовольствия, чтобы мышь туда проскочить не могла, нещадно бомбить с воздуха и тогда город рухнет…».

Елена Рывина «Ночь»

… И летели листовки с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы всё это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Пётр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдёшь.

 - СЛАЙД 5.

       И вот с особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. Так в августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной прервалась. Началась блокада Ленинграда.

СЛАЙД 6.

      На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Начались страшные дни Ленинграда.

- Как хорошо, что мы живем в мирное время, давайте мысленно представим те страшные дни для ленинградцев.

- СЛАЙД 7.

      Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город  мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов, погибали люди.

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9. В городе не было топлива, не было электроэнергии, вышел из строя водопровод, замер транспорт. Фашистские бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на жителей города (стариков, женщин, детей) обрушился голод. Голодная смерть стала обыденным явлением: умирали дома в постели, по дороге на работу, у станка. Умирали в одиночку и семьями.

-СЛАЙД 10.

                  Из воспоминания бывшего блокадника: «До войны я весил 66 кг. Осталось 43! Сколько же я весил в январе или в феврале? Тогда ходили разговоры, что человек, потерявший третью часть своего веса, обязательно умрет». А вот какие стихи написал поэт, тоже блокадник:

СЛАЙД 11.          

Иной сугроб

Страшней трясины

Встал на пути – и прерван путь.

Что делать,

Я один не в силах

Через него перешагнуть.

- СЛАЙД 12, 13.

       Горожане теряли силы от голода. Ведь единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла – 250 г (показ), всем остальным – 125 г.

СЛАЙД 14

     В осажденном городе часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок Иван Васильевич. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не взяли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Кто – то взял конверт в руки, а из него вдруг выпал шоколад. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота. Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел отнести конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались...

- СЛАЙД 15.

     Всему миру известен сегодня дневник юной ленинградки Тани Савичевой.

СЛАЙД 16.

      Записная книжка с пометками на девяти страницах: «Женя умерла 28 декабря в 12. 30 ч утра 1941 г (Женя – это сестра Тани); бабушка умерла 25 января; Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г (Лека – это брат Тани); дядя Вася умер; дядя Леша умер; мама умерла 13 мая в 7. 30 ч утра 1942 г; Савичевы умерли; умерли все, осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда, но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье.

СЛАЙД 17. Не стало и Тани Савичевой. Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища.

Глеб Семёнов «Мужество»

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была одна судьба на всех

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли тёмный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали …

Город жил-

Исполнен малых наших сил.

СЛАЙД18.  

        И в память об их героизме, мужестве и стойкости возникли братские кладбища. Одно из них это Пискаревское мемориальное кладбище.                                    

- Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от холода и голода, от бомбежек и артобстрелов.

СЛАЙД 19.

       Противник обстреливал город в различное время. Как только начинался обстрел, население оповещалось об этом по радио, при этом передавались указания, какой стороны держаться пешеходам.

 - СЛАЙД 20.  

         Наша авиация открывала ответный огонь, после чего обстрел города прекращался.  

   

- СЛАЙД 21.

                     Во время блокады, когда даже «жить было подвигом» люди работали по 12 – 14 часов в сутки. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, снарядов, мин. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.

СЛАЙД 22.

              Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали. Очень часто заводы бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места.

       Ольга Берггольц «Настанет день…» январь-февраль 1942

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дышала дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

И если чем-нибудь могу гордиться,

То, как и все друзья мои вокруг,

Горжусь, что до сих пор могу трудиться,

Не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда,

Мы знали вдохновение труда.

И ночь ли будет, утро или вечер,

Но в этот день мы встанем и пойдём

Воительнице –армии навстречу

В освобождённом городе своём.

- СЛАЙД 23.

          Наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны. Они работали на заводах, встав за станки вместо ушедших на фронт. Одним из таких молодых рабочих был Федя Быков. Вот что он писал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время есть хочу, а мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!»

Не отдадим (Александр Прокофьев) 1941

***

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа, свет его

И преградим пути ей в глубь России,

К бессмертию народа моего!

Не отдадим грядущий день победы,

Сиянье солнца, отблески зари,

Не предадим могил отцов и дедов,

Курганов, где лежат богатыри!

Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим,

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим!

- СЛАЙД 24.      

        Население прилагало все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. И какой ценой: в одном из бригад на Ленинградском заводе, ремонтировавшей танки, работала семья Задворновых: отец, мать и 16 – й сын Толя. На глазах у родителей сын умер от крайнего истощения на своем рабочем месте. У отца от горя отнялись ноги, но он попросил, чтобы его подвесили на люльке к крану, и оттуда руководил работой. Таков был дух ленинградцев. И недаром  есть такие строки:  Мы знаем: клятвы говорить непросто,

                  И если в Ленинград ворвется враг,

                  Мы разорвем последнюю из простынь  

                  Лишь на бинты, но не на белый флаг.

- СЛАЙД 25.        Всего же за время блокады в Ленинграде умерло 641 803 человека. Их могло бы быть значительно больше, если бы не была проделана огромная работа по доставке продуктов питания в город через Ладожское озеро по Дороге жизни

-  СЛАЙД 26      

     22 ноября 1941 года наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. По не окрепшему льду Ладожского озера прошла первая автомобильная колонна 60 грузовых машин в колонне. Прогибается, трещит лед под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Так и случилось:  машины провалились под лед. Машины могли взять не больше 20 – 30 мешков муки.

- Много трудностей и опасностей подстерегало шоферов. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вели прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали ее Дорогой жизни. Вот как о ней написала О. Берггольц:  

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

 СЛАЙД 27.

     По ней возили из осажденного города слабых, обессиленных людей. Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

- 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли.

СЛАЙД 28.

     Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8 – 11 км. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.

- СЛАЙД 29, 30.

   Полностью от блокады Ленинград был освобожден только в 27 января 1944 года.  Люди выходил на площади и улицы, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц наиболее опасные, но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

СЛАЙД 31. ТЕКСТ.

- СЛАЙД 32. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества и непобедимости наших людей. От голода, болезней, бомбежек и иных тягот блокады погибло около 1 миллиона жителей Ленинграда.

Вы,

Живые,

Знайте,

Что с этой земли

Мы уйти не хотели

И не ушли.

Мы стояли насмерть

У темной Невы.

Мы погибли,

Чтоб жили вы.

СЛАЙД 33. Минута молчания в честь тех, кто погиб, чтобы жили мы.

Чтение стихов.

- 9 мая наша страна будет праздновать День Победы в Великой Отечественной войне.

Юрий Воронов  «Мёртвые»

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые только не поют:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мёртвые молчат.

Опять война,

Опять блокада,-

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:«Не надо, Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы ото рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно в полнее».

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....