Викторина "Природа моего края"
классный час (3 класс) по теме

Ямщикова Ирина Михайловна

Цель данной викторины познакомить детей с растительным и животным миром Мордовии. Поговорить о бережном отношении к природе и о любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина "Природа моего края"23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Природа моего края»

Цели:

  1. Познакомить с растительным и животным миром Мордовии.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
  3. Вызывать у детей положительные эмоции.
  4. Развивать  фантазию, воображение, познавательную деятельность.

Оборудование:

  1. Карточки, на которых изображены  цифры от 0 до 3.
  2. «Звёзды».
  3. Поделки, рисунки о природе Мордовии.
  4. Выставка книг о природе Мордовии.
  5. Презентация «Природа моего края».

Перед началом викторины  ведущий читает стихотворение

 Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.

Здесь воздух кажется мне как – то чище,
Витает аромат цветов в лугах.
Берёзы, клёны распустили кисти.
Пшеница золотом гордится на полях.

    Сегодня мы будем  говорить о природе нашей Мордовии. Вы готовы к викторине «Природа  родного края»?  На нашем мероприятии мы познакомимся с растительным и животным миром нашей замечательной республики.

Учащиеся читают стихотворение Б.Заходера.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников, 
Злых и свирепых.

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд – 
Кто делает мед, 
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень 
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Проведение викторины.

    Игра проводится с участием двух команд. Отвечая на вопросы викторины, дети поднимают карточку с нужной цифрой. За правильный ответ  команды получают звезду. У кого больше звёзд, тот и победитель.

     В начале викторины  ведущий представляет каждую из команд. Затем,  обращаясь к командам,  говорит: «Я задаю вопрос.  После обсуждения, вы поднимаете карточку с нужной цифрой. Если подходят все предметы, то поднимаете карточку с цифрой 0. За каждый правильный ответ, получаете звезду. Итак, начинаем викторину».

    1 тур «Разминка»

  1. Какая из этих рек протекает у нас в районе?  ( Волга, Мокша, Лена)
  2. В каком районе находится заповедник имени П.Г. Смидовича? (Ельниковский, Дубёнский, Темниковский)
  3. Кто из этих животных не живёт на территории Мордовии? (лиса, волк, белка летяга)
  4. Все ли эти птицы занесены в Красную книгу Мордовии? (сорока, воробей, чёрный аист)
  5. Какой из грибов ядовитый? (опята, мухомор, лисички)
  6. Все ли эти растения являются лекарственными? (крапива, фиалка трёхцветная, синий василёк)
  7. Назовите лиственные деревья. (ива, клён, берёза)
  8. Кого называют «глазастым охотником»? (стрекоза, лиса, лягушка)
  9. Какое из растений весной появляется первым? ( подорожник, мать – и – мачеха, ландыш)
  10. Все ли насекомые полезные? ( муха, божья коровка, пчела)
  11. Какое из этих животных занесено в Красную книгу Мордовии? ( заяц, волк, зубр)
  12. Все ли эти змеи ядовитые? ( гадюка, уж)
  13. Назовите перелётных птиц. ( кукушка, ласточка, скворец)
  14. Какое из этих растений занесено в Красную книгу Мордовии? (венерин башмачок, нивяник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный)

2 тур : «Загадки о растительном и животном мире Мордовии»

Загадки о животных

     Ведущий читает загадку, а  учащиеся выбирают ответ и поднимают карточку с нужной цифрой.  За правильный ответ  команда получает звезду.

  1. Зверька узнаем мы с тобой

      По двум простым приметам:

      Он в шубке серенькой зимой,

      А в рыжей шубке летом.

                                                      (Белка)

  1. Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы, -

Уши больше головы.

                                   (Заяц)

  1. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепёшкой на носу.

Роет землю он в лесу.

                                      (Кабан)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                                      (Лось)

Загадки о растениях .

  1. Будто снежный шар бела,

     По весне она цвела,

     Нежный запах источала.

      А когда пора настала,

      Разом сделалась она

     Вся от ягоды черна.

                                      (Черёмуха)

  1. Красна, сладка, душиста,

Растёт низко, к земле близко.

                               (Земляника)

  1. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

                                (Малина)

  1. Голодный шмель вздыхает тяжко:

Поел бы с радостью я кашки.

Цветов едва коснулся ветер.

 И шмель тот час заметил …

                               (Клевер)

3 тур.

   Из слова «СТРЕКОЗА» составить как можно больше слов. Время на обдумывание  - 1 минута. Команда, которая составит больше слов, получает звезду. (коза, кора, кот, рот, сок, роза и т.д)

                   

4 тур : «КРОССВОРД»

р

а

к

и

о

с

и

н

а

д

я

т

е

л

г

р

и

б

к

а

л

и

н

а

к

о

м

а

р

  1. Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд.

  1. Всё в покое, замер ветер

И деревья все молчат…

Нет, не все ещё – у этих листья тихо шелестят.

  1. Кто в берете ярко – красном,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит?

                     

  1. Под сосной у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть, нет головы?

  1. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

  1. Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит – кричит

Сядет -  молчит.  

     Прочитайте слово, которое получилось по диагонали. Это слово  -  Родина. Сегодня вы показали себя знатоками родной  природы. Русский  писатель М.М. Пришвин сказал замечательные слова: Охранять родную природу - значит охранять Родину.  Эти слова являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь ее так же, как мы любим и бережем нашу Родину. 

 Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, вместе

Мы к ней относиться добрей.

 Знакомство с выставкой книг о природе Мордовии

Подсчёт звёзд, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

водоёмы моего края

Презентация подготовлена учеником 4 класса по теме: " Водоёмы моего края"...

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"

Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...

Презентация "Символы моего края"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности. Тема "Символы моего края"...

Турнир знатоков. Устное творчество народа коми. "Осень в моем крае"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....

Программа природоведческого кружка "Деревья моего края"

Программа природоведческого кружка предполагает исследование живой природы и изучение взаимосвязей растений с окружающей средой.Обобщает знания детей о деревьях родного края и расширяет понятия в обла...