Главные вкладки

    Кл. час ко Дню антифашиста
    классный час (3 класс) по теме

    Кожина Оксана Викторовна

    Классный час, посвящён памяти Тани Савичевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_na_temu.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему «Сердце и дневник»

    (посвящается Тане Савичевой)

    1. Вступление.

    Тему героизма, памяти, можно назвать одной из главных воспитании человека. Поэтому в каждом классе проводим Уроки Памяти. Классный час «Сердце и дневник» проводится 8 февраля, в день антифашиста.

    1. Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание школьников
    2. Задачи: развитие познавательного интереса к истории своей страны,

                    воспитание уважения к памяти военных лет

                    развитие умения слушать и сопереживать, выражать читательское мнение

                    развитие навыка выразительного чтения Используемый материал: портрет Тани Савичевой, иллюстрации «Ленинград военного времени», карта Ленинградской области времён Великой Отечественной войны, плакат « Родина-мать зовёт», отрывки поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник», музыкальные отрывки седьмой симфонии Шостаковича, песня «Священная война»

    1. Сценарий устного журнала.

    Вступительное слово учителя. Сегодня, в День антифашиста, вспомним тех, кто навечно остался жить в наших сердцах. Имя Тани  Савичевой можно поставить в один ряд с прекрасными борцами за счастье людей. Судьба этой простой ленинградской школьницы не может не тронуть людей, она вызывает чувства гнева и мести, ненависти к фашизму, острой жалости к девочке и её семье. На экране – портрет Тани Савичевой и строчки из поэмы: «Встань над миром, Савичева Таня, со своей немыслимой судьбой…»

                                          Устный журнал

                                             1-й ученик

    На берегу Невы, в музейном зданье.

    Хранится очень скромный дневничок.

    Его писала Савичева Таня.

    Он каждого пришедшего влечёт…

    (Дневник, который вела Таня в дни ленинградской осады, фигурировал на Нюрнбергском процессе  как один из обвинительных документов против  фашистских преступников)

                                              2-й ученик

    Мирную жизнь рабочей семьи Савичевых сломала война.

    Не по рельсам бьющие колёса

    Стали твердь окрестную качать-

    На секретном плане «Барбаросса»

    Ставит Гитлер подпись и печать.

    Звучит фрагмент 7 симфонии Шостаковича «Нашествие»

                                              3-й ученик

    Днём и ночью бьют по Ленинграду

    Огневые средства всех систем

    И уже, в предчувствие парада,

    Гитлер ждёт паденья этих стен

         А когда войска к исходу лета

         Больше взять ни пяди не смогли,

         Он

          – Стереть!-

           Приказывает

           «этот населённый пункт с лица земли…»

    Это дословная строка из приказа Гитлера, где он презрительно именует населённым пунктом город Ленинград.

    Город был взят немцами в «кольцо» (Карта на экране) Началась осада Ленинграда, которая продлится 900 долгих дней и ночей.

                                              4-й ученик

    Хлеб – его становится всё меньше

    Мясо – стало редкостью оно.

    Это всё в глазах мужчин и женщин

    И в провалах щёк отражено

       

    Но и скудный минимум питанья-

    Это жизнь. И требует она

    Помнить всем, а в том числе и Тане,

    Что идёт священная война.

                                                   (На слайде плакат « Родина-мать зовёт» Звучит фрагмент песни «Священная война»)

                                                 5-й ученик.

    Пример непокорности, верности долгу проявляли ленинградцы: работали оборонные заводы, школы, театр

                               В думах, и ничуть не о себе лишь,

                             Люди стали действенней и злей.

                             Прочь , пассивных дух бомбоубежищ,

                             И отсидку в сырости щелей!

    Лёка, забракован был по зренью,

    И военнослужащим не стал,

    Но зато, с неистовым гореньем,

    Режет в цехе марочный металл.

                                    Женя, как всегда – неутомима

                                    И сосредоточенно строга,

                                     За станком обтачивает мины-

                                   «Личные гостинцы для врага».

    Дядя Вася вместе с дядей Лёшей,

    Старожилы дома своего,

    Тянут обязательную ношу

    Активистов службы ПВО (противовоздушная оборона города)

    Даже та же бабушка Авдотья

    Позабыла думать про уют

    И живёт в насущной спецзаботе:

    Что и где по карточкам дают?

                          А хозяйка с ревностной охотой,

    Прикипела к делу своему:

    Шьёт и шьёт для матушки-пехоты

    Обмундированье на дому.

                                                 6-й ученик.

    НО обстрелы, голод и холод уносили жизнь мужественных ленинградцев. 

              И у человека рвутся корни,

              Коль открыты сабельным ветрам,

               Долго ли продержишься на норме,

              Если норма - двести с чем-то грамм?

                (На слайде – норма хлеба в день,                        Ленинград, зима 1941 год)

    Гибнут люди, гибнут сплошь да рядом,-

    Кто во тьме, а кто средь бела дня.

    И приметой скорбного обряда

    Стал служить не гроб, а простыня.

       Первая в семье умерла старшая сестра Женя.

    На завод ушла – и не вернулась…

    Прямо на работе умерла.

            Умерла наставница и няня,

             Вечный холод в грудь её проник…

            Со священной бережностью Таня

            Держит свой теперешний дневник

    (Прикрепляется к магнитной доске первая страница дневника «Женя умерла 28 дек. В 12-30 утра 1941 г»)

                                                 7-й ученик.

    И не стало бабушки Авдотьи…

    И, как прежде, верная себе-

    Вносит Таня в свой дневник - блокнотик

    Этот скорбный факт – где буква «Б»

    (Прикрепляется страничка « Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч дня 1942 г»)

                                                 8-й ученик.

    Под утро, в предрассветной рани,

     Мамин крик прогнал остатки сна:

    - Лёка! Лёня! ...- и его не стало.

    Стиснут рот. Погашены зрачки.

    В пальцах, не отмытых от металла,

    Холодеют Лёкины очки.

    (Прикрепляется страничка «Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г»

                                                 9-й ученик.

    И под новой тягостью раздумий,

     Сжав дневник, как птаху, в рукаве

    Таня пишет: «Дядя Вася умер…»

    На страничке с чёрной буквой «В»

    (Прикрепляется страничка «Дядя Вася умер  в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г»)   

                                              10-й ученик.

    Дядя Лёша хочет встать с постели

    И не может. Больше нету сил…

    Съел кусочек хлеба еле-еле.

    И губу нещадно прикусил.

    И застыл, как снегом запорошен

                                                     сединой…

    И Таня, взяв блокнот,

    Вписывает кратко: «Дядя Лёша…»

     А под ним – число, и час, и год.

    (Прикрепляется страничка «Дядя Лёша  10 мая в 4 ч дня  1942 г»)   

                                              11-й ученик.

    Всё могла себе представить Таня.

    Всяких бед навиделась она.

    Но никак, никак, в в её сознанье

    Не вмещалась истина одна,

                                  Что и мама после всех аварий,

                                   Занеможет, выронит иглу,

                                   И велит бежать за тетёй  Варей,

                                    В сонную, предутреннюю мглу.

    Тётя Варя сразу же явилась,

    Возле мамы села на кровать:

    - Ты это чего, скажи на милость,

    Вздумала, Игнатьевна, сдавать?!

                                   Мать склонила голову с подушек

                                   И шепнула, тёмного темней:

                                   Если что, -

                                   Не оставляй Танюшу…

                                   Позаботься как-нибудь о ней…

    И …немеет Таня отрешённо,

    Девочка с глазами  мудреца,

     И не сводит взора с рук скрещённых,

    С маминого строгого лица…

                         Умерла. Задач не дорешила,

                        До конца всех дел не довела.

                       Отгремела швейная машина.

                        Отмелькала быстрая игла.

    Прекратились мамины заботы.

    Их совсем не будет впереди…

    Для чего ж висит на стенке фото,

    Сбоку надпись: «Мама, погляди!»?

                                     Нет, не глянет…

                                    Не обронит слова…

                                   Не обнимет…

                                   Мамы больше нет…

    И – раскрыла свой блокнотик снова

    Девочка одиннадцати лет.        

                                   

    (Прикрепляется страничка «Мама  13 мая в 7-30 час. утра  1942 г»)   

                                      12-й  ученик

    Машинально Таня полистала

    Свой немногословный дневничок

    Всё семейство Савичевых встало

    Перед нею вновь наперечёт.

                             И она, буквально по два слова,

                             Пишет, как на крайней полосе:

                            «Савичевы умерли…

                            И снова: «Умерли…

                           И добавляет: «все»

    За окном – весеннее блистанье.

    А она сиротски занесла

    В свой дневник: «Осталась одна Таня»

    Даже не проставила числа.

                       Над тобой твой отчий дом – без крыши.

                      Кухня, как семейный склеп, черна…

                      Нет, неправда! Слышишь, Таня, слышишь,

                     Ты на белом свете не одна!

    Это всем живущим в назиданье,

    Чтобы каждый в суть явлений вник,-

    Время возвышает образ Тани

    И её доподлинный дневник…

                        Это смертный приговор убийцам

                        В тишине Нюрнбергского суда.

                       Это – боль, которая клубится.

                       Это – сердце, что летит сюда…

    Время удлиняет расстоянья

    Между всеми нами и тобой.

    Встань пред миром, Савичева Таня,

    Со своей немыслимой судьбой.

    1. Беседа с учащимися.

    - Почему своё произведение С. Смирнов назвал «Сердце и дневник?» (слайд – обложка поэмы)

    - Эти события вызывают боль в сердце, переживание за судьбу Тани.

    - Таня не совершила героического поступка, но мы называем её борцом, героем. Почему?

    - Ленинград не сломался, не сдался врагу, его называют городом - героем, а Таня – частица этого города.

    - Таню отправили на «Большую землю», в Горьковскую область, с детским домом № 48 по Дороге жизни. Знаете ли вы, что это за Дорога жизни и где она проходила? (слайд)

    - Дорога проходила по Ладожскому озеру, зимой – по льду, а летом – на пароме. По ней доставляли продовольствие, вывозили людей из осаждённого города. Она была спасением, поэтому получила такое название.

    -  Таня Савичева умерла в больнице, в селе Шатки находится её могила. ( Слайд ) Что вы можете сказать о памятнике, установленном на её могиле?

    - Мы видим разрушенное здание, на нём каменные страницы из дневника Тани. Таня была пионеркой, поэтому у неё на шее красный  галстук.

    6. Заключение.

    Великая Отечественная война была испытанием для нашего народа. Высокой ценой была одержана победа. 20 млн. жителей нашей страны не дожили до победы. Мы должны помнить о тех, кто боролся, надеялся и верил в победу.

    Звучит фрагмент 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича «Праздничная увертюра».

                   

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "День юного героя-антифашиста"

    8 февраля отмечается как день юного героя-антифашиста...

    Внеклассное мероприятие к Дню юного героя - антифашиста

    Мероприятие к Дню юного героя-антифашиста...

    классный час "Герои- антифашисты".

    Рассказ о юных героях антифашистах. Подборка стихов....

    Классный час "Юные герои - антифашисты"

    Классный час проводится в канун Дня юного героя - антифашиста. Сообщения о пионерах готовят сами школьники....

    Презентация к внеклассному мероприятию "День юного антифашиста"

    Презентация к внеклассному мероприятию "День юного антифашиста"Тупицына Т.А....

    Классный час "Юные герои-антифашисты"

    О подвигах юных героев начала 20 века....