Активные и интерактивные формы работы
статья по теме

Чебыкина Ирина Валериевна

Из опыта работы. Мероприятия, которые делают школьную жизнь  интересной, разнообразной, живой, приносящей радость и удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_i_interaktivnye_formy_raboty.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Активные и интерактивные формы работы

(из опыта работы)

В условиях современной школьной реальности классный руководитель становится главным воспитателем для своих учеников. Поэтому, профессиональный подход педагога к своей работе очень важен. Эффективность воспитательного процесса зависит в первую очередь от целесообразности и разумности действий классного руководителя. Важной задачей является обоснованная постановка воспитательной цели и отбор содержания воспитания.

В свою очередь, цель и содержание определяют методы, формы и средства работы, которые педагог применяет. Таким образом, реализуется педагогический замысел. Выбор методов, форм и средств остается за педагогом. Но важно, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям и потребностям учащихся, были увлекательными, разнообразными, методически грамотными.

Классный руководитель имеет возможность использовать множество форм в работе с классом, при этом, как предложенные педагогом, так и детским коллективом.

В настоящее время в школах, наряду с традиционными «пассивными» формами работы (слушает и смотрит), все чаще используются активные и интерактивные формы.

Это и творческие задания, самостоятельная работа, праздники («Осень, осень, в гости просим», «Чествуем именинников», «Рыцарский турнир», «Мамин праздник» и другие). Походы в лес; экскурсии и последующее обсуждения, просмотр кино-, видеофильма и последующее обсуждение (м/ф «Однажды в лесу»), обсуждение литературного произведения («Маленький принц», «Синичкин календарь», «Детство в Соломбале», «Четвертая высота»), всевозможные викторины, спортивные соревнования, участие в различных конкурсах, индивидуальные творческие выставки.

Очень важно, чтобы воспитательная работа планировалась при активном содействии и участии родителей учащихся. А, как правило, активное сотрудничество со школой происходит, если между педагогом и родителями есть взаимопонимание.

Тем более, что младшие школьники любят и активно стремятся участвовать в мероприятиях вместе с родителями.

Поход в лес классом (родители и дети), праздники, где гости – их мамы и папы, семейные соревнования: «Мама, папа, я – музыкальная семья» (дружная, спортивная), экскурсии, инициатором, которых являются родители (работа), классный тематический час, совместное с детьми родительское собрание, участие родителей в подготовке детей к конкурсам («Очаровашка», «Ломоносовский турнир»), совместное участие в конкурсах («Мастеровая семья», «Сладкая ярмарка»).  

Жизнь учащихся подобными активными формами работы можно сделать интересной, разнообразной, живой, приносящей радость и удовольствие. У ребят не должно пропасть желание бежать в школу, они должны чувствовать радость от общения друг с другом.

Ведь организация активной жизни класса во внеурочное время – это создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция, развитие у учащихся навыков общения, умение отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль исполнения дела.

Основным компонентом системы работы классного руководителя являются классные часы. Они проводятся с различными воспитательными целями, их технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта педагога и школьных условий.

Классные часы не должны быть только деловыми, где решаются текущие рабочие вопросы, проблемы, накопившиеся за неделю, рассматриваются вопросы дисциплины или учебы. Классный час должен стать тем замечательным временем общения педагога с учениками. Готовясь к классному часу, необходимо продумывать такие формы проведения, чтобы эти встречи были детям в радость.

Организовать тематический классный час можно с помощью родителей или самих учеников. Для учащихся младших классов хороши игровые классные часы, где можно использовать парную или групповую работу (сочинение невероятной истории, 10 применений конфетной обертки, обыгрывание диалоговых ситуаций – правила поведения в общественных местах, этикет, культура питания, поведения, общения).

Игры – состязания, игры – конкурсы, игры – путешествия.  Игры – споры (строятся таким образом, чтобы в них сталкивались различные мнения, которые могут высказать как отдельные школьники, так и группы, объединившиеся для защиты своего мнения).  Подготовка проекта с помощью родителей: «Расскажи нам о себе» для 1 класса, в 3-4 классах – ученики могут самостоятельно или в паре подготовить и провести семинар «Мое увлечение», использование ИКТ: «Летний отпуск», «Моя коллекция», «Мой домашний питомец».

 Изготовление работ под руководством детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования (аквариум, вышивка ненецкого орнамента, мукасолька).

Для классных часов ребята сами готовили викторины, сами приобретали призы. Но я не была сторонним слушателем. Условие было - прежде, чем выходить на класс, я должна была увидеть, что предлагалось детям, проводила необходимую корректировку.

Удивительно то, что стоило только предложить одному провести классный час, сразу появилось много желающих. Образовалась очередь на классный час. Дошло до того, что мне приходилось выпрашивать для себя время.

Большим подспорьем в подготовке и проведении внеклассной работы, активизирующем ребят, является использование презентаций с применением ИКТ.

Недавно в журнале я подглядела такую идею – проведение интересных тематических дней. Хочу опробовать на своем 1 классе. «Внимание! Разноцветная неделя: вторник – «желтый» день, среда – «зеленый» день, четверг – «красный» день». Далее, можно фантазировать: день разных ботинок, день смешных причесок (конкурс на лучшее название прически), день любимой игрушки…

Обязательно рефлексия:

- 1-2 классы – цвет, солнышко-туча.

- 3-4 классы – анкетирование в конце года (какие мероприятия запомнились больше всего, самые удачные классные часы, пожелания)

В завершении хочу сказать, что внеклассная работа будет интересной, разнообразной, активизирующей только в том случае, если этим горит и живет педагог и выстраивает свою деятельность, исходя из интересов самих учащихся.  

28.10.09. Выступление на семинаре классных руководителей.

Чебыкина Ирина Валериевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г. Нарьян-Мара»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Интерактивные формы работы с педагогами.

Интерактивные формы работы с педагогами на ШМО, РМО...

Интерактивные формы работы с родителями

Описание интерактивных форм и методов в работе с родителями. Методы и формы могут применятьсяв любом образовательном учреждении....

Конспект интерактивной формы работы с родителями: "Компьютер - благо или зло?"

Конспект интерактивной формы работы с родителями: "Компьютер - благо или зло?"...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения

laquo;Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности  программы ,  ...

Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»

В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же  педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихс...

Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ

Цель выступления:Познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применении в работе с детьми с ОВЗ...