Интерактивные формы работы с родителями
статья по теме

Асламова Селена Григорьевна

Описание интерактивных форм и методов в работе с родителями. Методы и формы могут применятьсяв любом образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интерактивные формы104 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы с родителями

                                        

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается  с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда  не уедешь…»

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и дошкольных учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины:

  1. максимально раскрыть индивидуальный возрастной потенциал ребенка.

Реализация цели предполагает решение ряда задач, одна из которых:

  1. воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;

Обязательными условиями решения этой задачи являются охрана и укрепление здоровья дошкольников. Здоровье  мы рассматриваем не только как физическое состояние и самочувствие, но и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека.

Изучив  в начале 2010-2011 учебного года  формы и методы работы с родителями, было выявлено, что воспитателями в основном используются традиционные формы проведения родительских собраний. Вследствие этого, наблюдалась пассивность родителей, их недостаточная активность в работе на собраниях, отсутствие заинтересованности в участии в жизни группы и детского сада в целом.

Для  повышения профессиональной компетентности воспитателей  на одном из педагогических советов было решено организовать постоянно действующий семинар-практикум «Становление личности воспитателя», который проходил каждый вторник в течение 6 месяцев для внедрения в работу интерактивных форм и методов работы.

Результатом работы на семинаре стало проведение родительских собраний с использованием интерактивных методов:

  1. 1 младшая группа  - родительские собрания «Адаптация без слез» и «Культурно-гигиенические навыки», воспитатель Бондарева Е.В.
  2. старшая группа – родительское собрание  «Развиваем познавательные способности», воспитатели Акушева С.И., Санина И.А.

Если посмотреть на рисунок 1, то мы увидим, что семья – это не только мама и папа ребенка, а еще бабушки и дедушки, не показаны, но есть в действительности дяди, тети, братья, с которыми контактирует ребенок. Все, с кем общается ребенок, имеют свой опыт общения и воспитания.  Но, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые, окружающие ребенка, не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и  ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.

          Интерактивная методика – самая современная система обучения. Интерактивные методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуальному развитию, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и ценностей.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).

Цели интерактивного метода обучения:

•  Создание среды

•  Обучение через действия

•  Связь с жизнью

•  Формирование самостоятельности и индивидуальности

1. Создание среды:

- Создавать условия, в котором родитель ощущает успешность своих действий;

- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения между родителями;

- Предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать родителей.

2. Обучение через действие:

-  Стимулировать родителей к активным действиям;

- Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов.

3. Связь с жизнью:

- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать темы собраний как способы решения жизненных проблем;

- Каждое собрание есть установление связей с миром, с реальной жизнью.

3. Формирование самостоятельности и индивидуальности

- Конструирование собственного мнения, самостоятельное решение проблемы через размышление, рефлексию;

- Предоставление возможности для самостоятельного конструирования нового;

- Формирование навыков критического и аналитического мышления.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками.

Самыми активными формами работы воспитателя с родителями являются родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. Здесь обсуждаются самые интересные, самые наболевшие вопросы и принимаются решения всеми участниками образовательного процесса:

  1. формирование здорового образа жизни;
  2. организация летней оздоровительной кампании;
  3. обеспечение безопасности детей во время образовательного процесса;
  4. интеграция взаимодействия детского сада, школы, семьи, общественности по реализации образовательной программы.

Для того чтобы организовать родительское собрание с применением интерактивных форм и методов работы, необходимо знать правила организации интерактивного обучения:

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на собрание, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Существуют и обязательные условия организации интерактивного обучения:

  1. доверительные, по крайней мере, позитивные отношения;
  2. демократический стиль;
  3. сотрудничество в процессе общения между собой;
  4. опора на личный ("педагогический") опыт родителей, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  5. многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их мобильность;
  6. включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации родителей.

Интерактивные методы применяются при организации следующей работы с родителями:

•  организация родительских собраний

•  организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов

Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

•  Интерактивная экскурсия

•  Использование кейс-технологий

•  Проведение видеоконференций

•  Круглый стол

•  Мозговой штурм

•  Дебаты

•  Фокус-группа

•  Деловые и ролевые игры

•  case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

•  тренинги.

Остановимся на некоторых интерактивных методах:

Тренинги

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Тренинг делового общения направлен на развитие у родителей не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

Учебная дискуссия

Этот метод заключается в проведении групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах родителей (от 6 до 10 человек).

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Можно  выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме воспитателя и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у родителей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны родителей. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения истинного знания, преодоление заблуждений;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо родители выводят истинное знание при помощи педагога.

Следует  отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт родителей. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не воспитатель говорит родителям о том, что является правильным, а они сами  вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов,  максимально используя свой личный опыт.

Case-study

— анализ конкретных практических ситуаций (case-study — англ. яз., Fallstudie — нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения родители получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

значимость этого метода для формирования  коммуникативной компетенции у родителей проявляется в:

•  аналитическом и системном мышлении;

•  оценке альтернатив;

•  презентации результатов проведенного анализа;

•  оценке последствий, связанных с принятием решений;

•  освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретных эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера родитель вживается в конкретные обстоятельства, понимаеть ситуацию, оценивает обстановку, определяет, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

•  Подготовительный этап;

•  Ознакомительный этап;

•  Аналитический этап;

•  Итоговый этап.

На первом этапе воспитатель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

•  Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей родителей, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

•  Содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты.

•  Родителям должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение родителей в живое обсуждение реальной ситуации. Воспитатель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности родителей в определенной области. Знакомит их с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

•  выявление признаков проблемы;

•  постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

•  различные способы действия;

•  альтернативы и их обоснование;

•  анализ положительных и отрицательных решений;

•  первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые компетенции как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От воспитателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

 В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник — организатор коммуникации — согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности родителей, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Воспитатель (педагог-психолог) отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность родителей в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить способность самостоятельного решения проблемы.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Этот метод был нами использован на семинаре – практикуме по изучению педагогами современных развивающих методов и технологий.

Презентация включала в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как ТРИЗ, сказкотерапия, музыкотерапия, гармоническая ритмопластика, рифмотерапия, но и возможности их применения в работе педагогов.

После презентации на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

Метод дидактической игры, который подразумевает – моделирование, разработку технологий деятельности, проводимые в игровой форме.

Рассмотрим реализацию этого метода на примере игры «Разбор почты руководителя», где моделируется деятельность учреждения, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю для разбора. В нашем учреждении, как правило, рассматриваются приказы и распоряжения по составлению планов или отчетов деятельности учреждения по организации работы с детьми и сотрудниками по безопасности жизнедеятельности, сотрудничеству с другими социальными институтами города, проведению тестирования с детьми.

В ходе игры участники изучают документы, принимают по ним необходимые решения. Кроме того, они составляют определенное мнение о ситуации в учреждении и в конце игры разбирают действия игроков.

Использование такой игры эффективно способствует развитию самостоятельности у педагогов, ответственность за принятие решений.

Метод «Кейсов» (Case study) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.[1] Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:

  1. ситуации – иллюстрации;
  2. ситуации – упражнения;
  3. ситуации – оценки;
  4. ситуации – проблемы.

Предполагаемые результаты использования интерактивных форм в работе с родителями:

•  Повышение эффективности родительских собраний, интереса родителей  к жизни и  деятельности ребенка в группе и группы в целом.

•  Формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

•  Формирование и развитие аналитических способностей (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

Активные методы работы показали, что родители приобретают навыки работы в сотрудничестве, коллективное планирование, взаимодействие с партнером, взаимопомощь в решении задач, деловое партнерское общение, умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс.

Материал подготовлен Асламовой С.Г.,

 педагогом-психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНОЕ СОВМЕСТНОЕ ИГРОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИНТЕРАКТИВНОЕ СОВМЕСТНОЕ ИГРОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 4, 7, 11 КЛАССОВ «ВЕСЁЛЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ».  ЦЕЛИ: 1.Передача опыта социального общения родителей, опыта поко...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».

Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...

Конспект интерактивной формы работы с родителями: "Компьютер - благо или зло?"

Конспект интерактивной формы работы с родителями: "Компьютер - благо или зло?"...

Интерактивная программа для детей и родителей "Я и моя семья"

Интерактивная программа для детей и родителей "Я и моя семья"...

Интерактивная дискуссия с родителями

Данная дискуссия проводилась в ходе общего родительского собрания в доме творчества. Может быть проведена и в детском саду, и в начальной школе....

Сценарий интерактивной встречи с родителями Тема: «Зона безопасности при общении ребенка в компьютерной среде»

Перед Вами конспект интерактивной  тематической встречи с родителями.Тема: Зона безопасности при общении ребенка в компьютерной среде»Применяемые методы: словесный (диалог), ...

интерактивная работа с родителями

В данном материале разработана одна из форм взаимодействия педагога и родителей. Материал для проведения интерактивной работы с родителями. Групповые, парные и индивидуальные задания....