сценарий музыкально-литературной композиции
классный час (3 класс) на тему

Колчанова Ольга Кирилловна

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной Дню снятия блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_leningrada.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подвиг Ленинграда.

Сценарий композиции, посвященной 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

Цель:  познакомить учащихся начальных классов с одной из страниц героической истории нашего города, с литературными произведениями, посвященными блокаде и подвигу ленинградцев.

Реквизит:  стол, скатерть, стулья (3), свечка в кружке, кусочек хлеба, аккуратно завернутый в салфетку, метроном, тетрадь – дневник, карандаш, магнитофон, фонограммы: «Вставай, страна огромная!», 7-я симфония Д.Д. Шостаковича (Ленинградская), «Адажио» Альбинони, книга Сергея Алексеева «Рассказы о войне»,

Видео – хроника блокадных дней, Глиэр «Гимн города».

Исполнители:  учащиеся 5 класса.

1 чтец        – 70-й годовщине со дня снятия блокады Ленинграда посвящаем мы сегодня наш урок….

2 чтец          -  Мой город больше не в бою
                       Он горд победой и бессмертьем.
                       Но боль свою и скорбь свою,
                       Ему не выплакать столетья.….

Звучит запись. «Вставай страна огромная», 1-й куплет.

Участники стоят за столом (стол перед ними. На столе – скатерть, метроном, свечка, тетрадь, карандаш, хлеб).

3 чтец            – Ленинград – огромный город. Один из крупнейших в мире. В 1941 году, 22          июня, началась Великая Отечественная война. Бросив в бой огромные силы, 8 сентября 1941 года фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны, замкнулось кольцо блокады.  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

                                               900 дней и 900 ночей.

(включить метроном) пауза.

(выключить)

4 чтец           – ещё с 26 июня 1941 года по радио начал работать метроном. Его мирное                               тиканье означало, что радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно – на случай воздушной тревоги.

2 чтец -         Поэту Юрию Воронову в 1941 году было 15 лет.  В блокаду он написал свои  первые стихи.

(пауза)

5 чтец -

                                          Вместо супа-

                                          Бурда из столярного клея,

                                          Вместо чая-

                                          Заварка сосновой хвои.

                                          Это б всё ничего,

                                          Только руки немеют.

                                          Только ноги

                                          Становятся вдруг не твои.

                                          Только сердце

                                          Внезапно сожмется, как ежик,

                                          И глухие удары

                                          Пойдут невпопад…

                                          Сердце!

                                          Надо стучать, если даже не можешь.

                                          Не смолкай!

                                          Ведь на наших сердцах –

                                          Ленинград.

                                          Бейся , сердце!

                                         Стучи, несмотря на усталость.

                                         Слышишь:

                                          Город клянется, что враг не пройдет!

                                          …сотый день догорал.

                                          Как потом оказалось,

                                          Впереди

                                          Оставалось ещё восемьсот.

6 чтец –                 Ноябрь 1941 года. Труднейшие дни в Ленинграде. Прекратилось  сообщение с Ленинградом. Ожидают люди, когда лед на Ладожском озере станет крепким и по нему смогут пойти машины. «Дорогой жизни» назовут эту дорогу.

7 чтец -                 Ленинградцам снова сократили нормы выдачи хлеба.

Взрослые стали получать 250  граммов. Дети – по 125 . Смотришь на этот ломтик, а ломтик – с осиновый листик. Виден едва на ладошке. И это на целый день.

2 чтец – (раскрывает книгу)           Сергей Алексеев «Рассказы о Ленинграде и подвиге         ленинградцев». «Таня Савичева».

 (все остаются стоять, а одна из девочек садится за стол, закутывается в шаль, зажигает свечку)

 5 чтец -                Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.

                              Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. На Васильевском острове.

                              Это дом Савичевых.

                              Над листками записной книжки склонилась девочка.

                              Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.

                              Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж».

( девочка, исполняющая роль Тани открывает тетрадь и пишет, произнося написанное вслух)

Пишет:

Таня –   Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. Утра. 1941 года.

5 чтец –                 Женя – это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник.                  Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:

Таня –     Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942г.

5 чтец –                новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем.

Таня –    Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.

5 чтец -                     Лёка – это брат Тани.

                              Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву « «В».Читаем:

Таня -    дядя Вася умер 13 апр. В 2 часа ночи 1942 год.

5 чтец -                   ещё одна страница . Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной    стороне листка.

Таня -      дядя Лёша. В 4 часа дня 1942

5 чтец  -                 Вот страница на букву «М». читаем:

Таня -     мама. 13 мая в 7ч. 30 мин. утра 1942.

 5 чтец -                долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу на букву  «С». Пишет:

Таня -      Савичевы умерли.

5 чтец -               открывает страницу на букву «у». Уточняет.

Таня -     умерли все.

5 чтец -               Посидела, посмотрела дневник, открыла страницу на букву «О».     Написала.

Таня -    Осталась одна Таня.

5 чтец -              Таню спасли. Вывезли девочку из Ленинграда. Но не долго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких,  подорвалось её здоровье. Не стало Тани Савичевой.

Скончалась Таня. Дневник остался. «Смерть фашистам!» - кричит дневник. (закрывает книгу).

 (тихо звучит песня  на стихи Расула Гамзатова «Журавли», возможно, ребята поют её сами)

2 чтец–               9 августа 1942 года. 355-й день ленинградской блокады.

                           На стенах ленинградских домов появились афиши:

«Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию,

Большой зал Филармонии.

Воскресенье, 9 августа 1942 года.

Концерт симфонического оркестра.

Дирижёр Карл Элиасберг.

Дмитрий Шостакович. Седьмая симфония.

(в первый раз)»

6 чтец  –            Над Ленинградом тревожно выли сирены. Стучал по радио метроном.                     Иногда по улицам проходили танки. Била дальнобойная артиллерия Балтийского флота. Может быть из всех этих звуков и слагались первые звуки будущей симфонии?....

(звучит начало 7-й симфонии.)

Делаем тише.

2 чтец –                     «Баллада о музыке»

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…

Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…

А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

1 чтец -            прорвали наши войска в январе 1943 г. Южнее Ладожского озера  фашистский фронт, пробили брешь в ленинградской блокаде.

3 чтец -        а 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление. 27 января 1944 года прорвали они полностью фашистскую блокаду Ленинграда.

 4 чтец –

За залпом залп

 гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль, заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

Звучит гимн Великому Городу.

Литература:

  1. Сергей Алексеев «Рассказы об обороне Ленингада», «Дрофа», 2003 г.
  2. Юрий Воронов. «Блокада», стихи, «Лениздат», 1985 г.
  3. «Был город-фронт, была блокада….», сборник: стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней,  «Детская литература», Ленинград, 1984 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиция: "Любимый край наш, островной"

Мероприятие посвящено открытию  зала в  школьном  музее:  «Наш Сахалин"...

Сценарий музыкально-литературной композиции "Песни дорогами Войны и Победы"

Сценарий "Песни дорогами Войны и Победы" -Автор -  Дедюрина А. В. учитель музыки и руководитель музыкального театра "Шутка".Сценарий - часть педагогического проекта "Память поколений".Исполнители...

Сценарий музыкально-литературной композиции « День защитника Отечества» в средовом подходе

Сценарий музыкально-литературной композиции "День защитника Отечества" рекомендован педагогам начальной школы и воспитателям ГПД...

Сценарий музыкально-литературной композиции «Мы этой памяти свято верны!»

Материал содержит множество стихов и песен для праздничного мероприятия, посвящённого Дню Победы....

Сценарий музыкально-литературной гостиной для начальной школы

воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся...

Сценарий музыкально- литературной композиции "Масленица"

Сценарий  музыкально- литературной композиции "Масленица"...