ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

      Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

      По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД  К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

      Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

      По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-  игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  •  наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

       В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

       Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

   Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

      Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификация педагогических игр

Спектр целевых ориентаций

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Через роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Трудно переоценить значение игры для нравственного воспитания детей. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, скромность, гуманность, честность.

При этом очень важно правильное педагогическое руководство в игре, что дает возможность педагогу косвенно воздействовать на ребенка, ставить  его в такие условия, в которых он мог бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

 Индивидуальность детей с ограниченными возможностями здоровья в играх проявляется в самостоятельном развитии ими замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушку или атрибуты для игры, в выразительности той или иной роли, а также в настойчивости достижения поставленной цели.

Для индивидуального подхода к  детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями, не должны выпасть из поля зрения педагога.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как умение действовать вместе, дружелюбие, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. К.Д.Ушинский писал: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни».

В подвижных играх с правилами, в дидактических играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Педагог должен поддержать нерешительных и поощрять смелых детей.

В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго подчиняться правилами игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой координацией движения, а также несдержанные, гиперподвижные.

  Индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность. А также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

В сюжетно-ролевых, творческих играх всегда выявляются группы организаторов. Это активные дети, они умеют выбрать сюжет, привлечь детей к игре и объединить их в общем стремление достичь цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который педагог может опираться в руководстве играми. Коллективные игры вырабатывают у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучают считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Поэтому необходимо чаще проводить игры, в которых дети должны действовать по принципу «Один – за всех, все – за одного», действовать сообща, руководствуясь общими интересами коллектива.

Осуществляя индивидуальный подход к  детям с ограниченными возможностями здоровья в игре, педагог должен развивать в них такие нравственные качества, как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу, команде.

Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно коллективным. Многие дети интересуются играми и на приглашение выполнить несложную роль охотно соглашаются, но сами организовать игру не умеют. У них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах. Необходимо также обращать внимание на их развитие, интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Успех в работе в данном случае во многом зависит от согласования действий семьи и педагога.

Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашения детей. Обычно это застенчивые и нерешительные дети. Отдельные дети, чаще всего возбудимые, неуравновешенные, равнодушные к коллективным играм, увлекаются беспорядочной беготней. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве; они стоят в сторонке от коллективных игр, не проявляют к ним никакого интереса.

Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней зависят во многом от особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента.

Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную игровую деятельность.

Ограниченность содержания творческих игр, уклонение отдельных ребят от участия в коллективных играх должны тревожить педагога, так как все это впоследствии неблагоприятно скажется в той или иной мере на формировании личности  ребенка, на его всестороннем развитии. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают большой притягательной силой. Они привлекают робких нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.

Известно, что большое значение в развитии игры имеет игрушка. Она помогает вызвать интерес к игре, активизировать внимание, двигательную деятельность ребенка.

Самой популярной игрушкой не только у младших, но и у детей начального звена является кукла. В играх с куклой особенно проявляется индивидуальность детей, их склонности и интересы. Некоторые умеют играть с куклой интересно и содержательно, другие же, взяв куклу в руки, не знают, что с ней делать, и тут  же бережно ее бросают. Случается, что игра с куклой заключается лишь в том, что ребенок наказывает ее, ругает. Чаще всего в этом виноваты взрослые, которые своими действиями дали ребенку образец для подражания.

Для поддерживания интереса необходимо, чтобы каждая кукла имела имя. Не должно быть совершенно одинаково одетых кукол, так как шаблон и однообразие вызывают у детей скуку. Можно давать куклам имена в соответствии с именами тех детей, которые с ними играют, это способствует запоминанию кукольных имен.

«Приход» новой куклы в детский коллектив – радостное событие. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – это уже начало игры. Педагог должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим – сверстникам и взрослым.

Педагог должен так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение. Часто бывает необходимо включаться в игру самому.

Руководство педагога игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

Уже на первых этапах можно видеть детей – организаторов игр. Важно своевременно заметить и развить эти проблески инициативы, едва намечающиеся способности организатора.

В начальной школе  подчеркивается большое значение сюжетно-ролевых, творческих игр в общем процессе воспитания и развития дружеских взаимоотношений школьников. У детей наблюдается уже четко выраженное стремление к играм, в которых они отражают свои впечатления от окружающей жизни и любимых книг. При этом отношение их к игре и поведение в игре различно.

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти свое дело.

Игры школьников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей.

У школьников наблюдается различное отношение к игре, появляются различные игровые интересы, умение играть с товарищами и одному. А так как игры детей школьного возраста усложнились и сами дети уже более сформировались как личности, то индивидуальный подход к ним при воспитании в игре приобретает особую сложность.

Очень важен индивидуальный подход к школьникам при распределении ролей в игре. Если ребенку постоянно предоставлять только главные роли, то тем самым создадутся предпосылки для развития у него зазнайства, чувства своего превосходства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется, а это крайне нежелательно, даже вредно для формирования коллектива в целом.

Как же в таких случаях должен поступать педагог? Воздерживаться от просьб детей в предоставлении главных ролей или соглашаться с их желанием? Безусловно, время от времени желание ребенка нужно удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям попробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что у них все получится хорошо, что они непременно справятся со своими обязанностями в игре. Ребенку активному, не получившему главной роли, следует помочь, исходя из его интересов и возможностей, найти привлекательность при выполнении и второстепенной роли, подсказать, как проявить инициативу, находчивость.

Участие ребенка в игре, выполнение им определенной роли нужно использовать не только как средство его развития, но в первую очередь как средство воспитания. Часто некоторые дети, вежливые и предупредительные в игре, в повседневной жизни ведут себя по-другому. Чтобы предупредить это явление, добиться, чтобы ребята старались всегда вести себя одинаково хорошо, надо предлагать им самим выбирать «исполнителя» главной роли. Таким образом дети  научатся находить у своих товарищей положительные качества, приучатся видеть в них прежде всего хорошее (это очень важно для воспитания дружелюбия, коллективизма). Такой отбор явится хорошим уроком для тех воспитанников, кто любит ссориться, драться. Как показывает опыт под влиянием общественного мнения, высказываемого при выборе на ведущую роль, значительно улучшается поведение детей, склонных к зазнайству.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение  имеют дидактические игры. Они способствуют расширению представлений об окружающем мире, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность  к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные способности детей.

Многие дети любят играть с конструктором, любят строить различные сооружения. Однако, педагог может легко выявить, кто и в какой степени активно или неактивно участвует в такой игре. Одни дети стесняются активно вмешаться в игру,  хотя способны внести в нее творческое начало. Другие наоборот, активно включаются в игру на подсобных ролях, не желая всерьез, творчески воспринимать ее. Наблюдение за детьми, умелое руководство их игрой позволит педагогу вовлечь всех детей в игру как творческую, созидательную деятельность, а конструктивные игры представляют для этого широкие возможности.

Дети также проявляют интерес к настольным спортивным играм – в шашки, шахматы. Эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. А это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуально педагогического воздействия на детей. И педагог, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития ребенка.

Список использованной литературы

  1. «Беседы о детской психиатрии» Буянов М.И. М., 1986.
  2. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Собр. соч. в 6 тт. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 115-136.
  3. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1983.
  4. «Кто они дети с отклонениями в развитии?» В.Г. Петрова, И.В. Белякова М. Флинта Московский психолого-социальный институт, 1998г.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М: Медицина; 1995.
  6. «Коррекционная педагогика» Б.П. Пузанов. М. Издательский дом «Академия». 1999г.
  7. Матюрина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. – 1994. – №1. – С. 105-117.
  8. «Нарушение психического развития у детей» Лебединский. 1985.
  9. «Психология и проблема человекознания» Под ред.  А.А. Бодалева. М.;Воронеж, 1996.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...