Формирование универсальных учебных действий
методическая разработка (4 класс) по теме

Земляная Елена Владимировна

Главные задачи современной школы. Актуальность проблемы и ее выявление.Стратегия, методы и механизм реализации проекта. Рабочий план реализации проекта. УУД через проектную деятельность. Типы проектов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»).  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиесяэгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. [1; 26] Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись нельзя.

2.Актуальность проблемы

 Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

3.Выявление проблемы

 В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2;37].

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

4. Определение цели для решения проблемы, формулировка задач

достижения поставленной цели

Гипотезой данного проекта является предположение, что проектная деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных действий.

 Целью работы является создание условий  для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.

Объектом исследования является процесс развития коммуникативных универсальных действий учащихся начальной школы.

Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;

-  выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;

- проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: организационные (сравнительный способ); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы).

5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Принципы организации проектной деятельности

Стратегия работы над формированием коммуникативных ууд через метод проектов.

I этап – аналитический («Предшкола» и 1класс).

Этот этап   характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые  виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы» [4].

Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [5]. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» [1; 56 ].

6.Рабочий план реализации проекта

Кадровое обеспечение:

Административно-координационная: обеспечение общего контроля и руководства; руководство деятельностью коллектива; анализ ситуации и внесение корректив.

Родители, члены семей.

Консультативная. Научно-методическая.

   - Создание условий для реализации проекта.

   - Проведение консультаций, семинаров.

   - Подготовка и издание методических рекомендаций.

   - Аналитическая деятельность.

Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность представлена по следующим направлениям:

Такое построение урока, где необходима  работа в парах, группах.

Кружковая работа по предмету. Создание программы кружка «Юный исследователь».

Работа в консультировании и продвижении индивидуальных проектов.

Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель.

Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.

Участие  в школьной научно – практической конференции с защитой учебных проектов.

Участие в районном туре научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

 Участие в городском туре научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на формирование коммуникативных УУД потенциала учащихся, являются школьные декады. Театрализованные праздники «Театральный фестиваль» — особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных  компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.  Основным методом развития коммуникативных  способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

Осуществление метода проектов  может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

На первом этапе - постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование  необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах. (Приложение 6).

Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. [2;56] (Приложение 1).

В рамках проектов любого типа (Приложение 7) можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.

Методическое обеспечение системы работы над формированием коммуникативных УУД через проектную деятельность

  Информационное обеспечение

   - Нормативно-правовое обеспечение.

   - Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов).

   Организационно-методическое обеспечение

   - Создание целевого методического объединения по проблеме.   

--Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

 - Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

-Участие в районных и городских мероприятиях по данной теме.

   - Изучение обобщения опыта работы педагогов.

   - Мониторинг работы системы.

      7.Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов

Предполагаем, что в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличится. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Предполагаемые результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности. 

Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания будет способствовать повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

Типы проектов

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проекты бывают:

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатовПример: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы.

     



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»).  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиесяэгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. [1; 26] Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись нельзя.

2.Актуальность проблемы

 Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

3.Выявление проблемы

 В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2;37].

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

4. Определение цели для решения проблемы, формулировка задач

достижения поставленной цели

Гипотезой данного проекта является предположение, что проектная деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных действий.

 Целью работы является создание условий  для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.

Объектом исследования является процесс развития коммуникативных универсальных действий учащихся начальной школы.

Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;

-  выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;

- проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: организационные (сравнительный способ); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы).

5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Принципы организации проектной деятельности

Стратегия работы над формированием коммуникативных ууд через метод проектов.

I этап – аналитический («Предшкола» и 1класс).

Этот этап   характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые  виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы» [4].

Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [5]. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» [1; 56 ].

6.Рабочий план реализации проекта

Кадровое обеспечение:

Административно-координационная: обеспечение общего контроля и руководства; руководство деятельностью коллектива; анализ ситуации и внесение корректив.

Родители, члены семей.

Консультативная. Научно-методическая.

   - Создание условий для реализации проекта.

   - Проведение консультаций, семинаров.

   - Подготовка и издание методических рекомендаций.

   - Аналитическая деятельность.

Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность представлена по следующим направлениям:

Такое построение урока, где необходима  работа в парах, группах.

Кружковая работа по предмету. Создание программы кружка «Юный исследователь».

Работа в консультировании и продвижении индивидуальных проектов.

Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель.

Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.

Участие  в школьной научно – практической конференции с защитой учебных проектов.

Участие в районном туре научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

 Участие в городском туре научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на формирование коммуникативных УУД потенциала учащихся, являются школьные декады. Театрализованные праздники «Театральный фестиваль» — особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных  компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.  Основным методом развития коммуникативных  способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

Осуществление метода проектов  может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

На первом этапе - постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование  необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах. (Приложение 6).

Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. [2;56] (Приложение 1).

В рамках проектов любого типа (Приложение 7) можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.

Методическое обеспечение системы работы над формированием коммуникативных УУД через проектную деятельность

  Информационное обеспечение

   - Нормативно-правовое обеспечение.

   - Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов).

   Организационно-методическое обеспечение

   - Создание целевого методического объединения по проблеме.   

--Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

 - Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

-Участие в районных и городских мероприятиях по данной теме.

   - Изучение обобщения опыта работы педагогов.

   - Мониторинг работы системы.

      7.Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов

Предполагаем, что в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличится. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Предполагаемые результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности. 

Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания будет способствовать повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

Типы проектов

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проекты бывают:

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатовПример: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...