Литературный праздник « Веселый день с Сергеем Михалковым».
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Алатырева Надежда Борисовна

Литературный праздник « Веселый день с Сергеем Михалковым»Цель: Знакомство с творчеством  С.В..Михалкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_prazdnik.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник подготовила для учащихся начальных классов Алатырева Надежда Борисовна-  библиотекарь «МБОУ Покровско-Урустамакская средняя общеобразовательная школа»  Бавлинского муниципального  района Республики Татарстан

Литературный праздник

« Веселый день с Сергеем Михалковым».

Цель: Знакомство с творчеством  С.В..Михалкова.

Оформление: Выставка книг: «Поэт из страны детства», портрет  С.М.Михалкова, детские рисунки.

Цитаты: «Стих у Михалкова, то задушевный, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила» (К.И.Чуковский)

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.  

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Чтобы делал ученик,

Если  не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?...

(Как бы жили мы без книг?)

Ведущий: Добрый день, ребята! Надеюсь, день будет не только добрым, но и веселым, потому что мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя – Сергея Владимировича Михалкова. И не случайно мы  начали праздник  именно с его стихотворения « Как бы жили  мы без книг?»

Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. В 2008 году 13 марта ему исполняется 95 лет. Писать стихи он начал очень рано. Вместе с перочинным ножом  и рогаткой хранилось у меня, как он говорил и общая тетрадь со стихами. А как он выглядит? Красивый человек, высокого роста спину держит прямо, как балетный танцовщик. Он очень похож на своего героя Дядю Степу, добродушного, сильного, заботливого. В дяде Степе дети прежде всего увидели замечательного, жизнерадостного человека. Дядя Степа совершает заветные  подвиги. Это живой, близкий человек, который вот  откроет дверь и войдет в клуб , в библиотеку, в школу, снимет бескозырку и скажет звонко и раскатисто: «Я вернулся. Дали отпуск моряку!» Стихи Михалкова радостные, сердечные. Но вместе с тем он высмеивает  беззлобно недостатки мальчишек и девчонок. Вспомним его стихотворение  «Лапуся».

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: - Дверь открыта! Притвори ее, герой!-

Я ему в ответ  сердито

Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама: - Хлеб, лапуся, передай!-

Я в ответ шепчу упрямо: -Не могу, сама подай!-

Очень бабушку люблю,

Все равно - И ей грублю,

Очень деда обожаю, но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: Голубчик, ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне: Сыночек, положить еще кусочек?-

А они ко мне: Внучок, ляг, лапуся на бочок!

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился

От каких скажите рук?

Ведущий: Ребята! А может и среди вас есть  такие грубые дети, которые грубят своим близким, друзьям, родителям? Я думаю, среди вас нет таких. А вот какими дружными, веселыми должны быть друзья  говорится в песне  «Веселые друзья»

Песня «Веселые друзья»  в исполнении детей.

Ведущий: Стихи Михалкова веселые, то иронично- лукавые, то шутливые, то серьезные. Вот как писатель говорит о себе: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас мои  юные друзья,- так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть, поэтому я и пишу веселые стихи для детей?» Как этот, например:

Поиграем – угадаем!

(Игралочка)

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи – загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?

(Индюк)

                Да! Индюк! Признаться, братцы,

                Трудно было догадаться!

                С индюком случилось чудо-

                Превратился он в верблюда!

                Стал он лаять и рычать,

                По земле хвостом  стучать.

                Я запутался, однако,

                Он верблюд или… кто?..

                        (Собака)

Не зовут собаку  Шавкой,

 И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как кто?..

(Кошка)

                Верно, верно! Угадали,

                Будто где ее видали!

                А теперь давайте с вами

                В лес поедем за грибами.

                Посмотрите-ка, ребята:

                Тут - лисички, там опята,

                Ну  а это, на полянке,

                Ядовитые… Что?

                        (Поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,

Обожаем поваров!

Ненавидим…Кого?

(Докторов)

То, что я сказал вам,- тайна

Догадались вы случайно.

Это был большой секрет…

Но от вас секретов нет.   Послушайте считалку «Котята»                                                                                        

Ведущий: С детьми Михалков говорит всегда просто и доходчиво, используя в своих речах пословицы и поговорки, шутки, присказки, сказки. Посмотрите  сказку « Как медведь трубку  нашел».

                                 

Лесник                 Лиса

Лесничиха               Волк

Медведь                    Дятел

Потерял лесник свою трубку в лесу, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А медведь их нашел. С этого все и началось! Стал медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что, когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табаку трубку им набивать. Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается- разомнется, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинник- за малиной или по дуплам лазать- мед искать, а теперь, чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет ,сунет ее в пасть, чиркнет  зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил лису. Медведь, так и ахнул.

Лиса. (удивленным голосом)

Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето,

Как ты бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобой? Ты больной?

Медведь. (нездоровым голосом)

Сам не знаю что со мной!

Нездоровится мне что-то;

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем-

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спиться!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь.

 Лиса.

Что ж ты к дятлу не пойдешь?

К дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему,

Не ленись, сходи  к нему!

Медведь.

Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду!

Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом, Волка встретил. Увидал волка медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленным голосом).

Слушай Миша – Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалились  бока-

Шкура стала велика!

Ты хвораешь?

Медведь (грустным голосом)

Да. Хвораю.

Волк.

Что с тобою?

Медведь (нездоровым голосом)

Сам не знаю…

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем-

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам:

Сердце колет, в лапах дрожь…

Пропадаю!

Волк.

Пропадешь,

Если к дятлу не пойдешь!

Надо к дятлу обратиться!

Он у нас такая птица:

Разберется, даст совет,

Да, так да! А, нет, так нет!

Медведь. Завтра я к нему пойду!

Волк.  А найдешь его?

Медведь. Найду!

Разыскал медведь дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову к верху задрал.

Медведь (жалобным голосом) Дятел, дятел! Старый друг!

Ты спустись на нижний сук!

Дятел.

Ба! Топтыгину привет! Ты здоров ли?

Медведь (нездоровым   голосом)

Видно, нет!

Нездоровится  мне что-то

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего то я не ем-

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спиться!

Страшный кашель по утрам,

Дурнота по вечерам:

Сердце колет, в лапах  дрожь…

Дятел.

Верно, куришь, коль не пьешь?

Медведь.

Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел (строгим голосом).

Больно дымом ты воняешь!

Ну-ка, сядь под этот сук!

Дай-ка спину! Тук-Тук_Тук!

Да-с! Выстукивать не просто

Медведь такого роста!

Не дышать и не сопеть:

Ты больной, хоть и медведь!

Ну-с. Мне все как будто ясно…

Медведь (испуганным голосом)

Не смертельно? Не опасно?

Дятел (строгим голосом)

Накопилась в легких копоть-

От куренья вся беда!

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

Медведь (жалким голосом).

Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не могу! Не брошу! Жалко!

Дятел (строгим голосом)

Выполняй-ка  мой совет!

А не то в своей берлоге

 Ты протянешь скоро ноги!

Поблагодарил медведь дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел, было закурить, да вспомнил, что ему на прощанье дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

День не курит. Два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал,  искал - насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой - закурил. Только начал дым кольцом пускать, вдруг слышит за оврагом,  дятел сосну выстукивает: « Тук-тук-тук1 Тук-тук-тук!» Тут опять вспомнил медведь,  что ему дятел на прощанье сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего. День не курил. Два не курил. Три не курил. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал – насилу нашел.

Вылез из оврага весь в колючках и репьях, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил – закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где дятла поблизости?

Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал медведь трубку курить, да так и не бросил.

Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами и собачонку с собой взял. Едет лесник по дороге, а его Заливай по лесу бегает заячьи следы разбирает. Вдруг слышит лесник, Заливай голос подает: «Тяв - тяв!  Тяв- тяв!» Не иначе, нашел кого-то! Остановил лесник лошадь, вылез из саней, встал на лыжи и пошел прямо на Заливайкин лай. Продрался сквозь чащу, выбрался на полянку, видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами вывороченная, а у самого корневища снежный бугор- медвежья берлога. А из Берлоги синий дымок вьется… И заливай на него лает- заливается: «Тяв-тяв! Тяв-тяв!» Удивился лесник: из медвежьей берлоги дым валит! Поднял лесник медведя в берлоге, а медведь от куренья так ослаб, что его и вязать не надо – голыми руками бери.

Стоит бедняга против лесника, на своих  четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!

Узнал лесник свою трубку, вынул ее у медведя из пасти, заглянул в берлогу- еще кисет с зажигалкой нашел. Вот уж не ждал, не гадал!

Спрятал лесник находку в карман тулупа, медведя на сани взвалил и поехал домой. Увидала лесничиха, что муж из леса приехал, выбежала на крыльцо.

Лесничиха (С  любопытством)

Что привез из леса Федя?

Лесник.

Посмотри! Привез медведя!

Лесничиха.

Настоящий!

Лесник.

Настоящий! Да к тому ж еще курящий!

Лесничиха (испуганно)

Что ж теперь нам делать с ним?

 Лесник (спокойно)

Как что делать ? Продадим!

Завтра утром на возу

 В город в цирк его свезу!

И отвез лесник его в город..

В нашем цирке есть медведь

Приходите посмотреть.

Смел и ловок Мишка бурый:

И ребята говорят,

Что артист с мохнатой шкурой

Самый лучший акробат!

Если кто проходит мимо

С папиросою во рту

Или с трубкой - запах дыма

Мишка чует за версту

И, топчась на задних лапах,

Начинает вдруг реветь,

Потому что этот запах

Не выносит наш медведь.

  Ведущий:  Ребята! А нет ли среди вас  таких?

Сергей Михалков способен по- детски удивляться жизни и заражать своей радостью детей. Он похож на человека, охваченного безудержным желанием  немедленно рассказать другим обо всем, что интересно ему самому. Он всегда говорит о дружбе, о доброте. О любви к жизни, к человеку, к природе. Послушайте его стихотворение «Прогулка». Читают стихотворение «Прогулка»

Действительно, природу надо любить. (Выводы детей)

Ведущий: Многие стихи Михалкова – это любимые песни. Послушайте  песню «Уточка» (сл С.Михалкова, муз .Н. Елисеева)

Ведущий: Михалков пишет не только стихи и песни, статьи и заметки, но и басни. В баснях он высмеивает подхалимство, зазнайство, лень и другие недостатки людей. Посмотрите инсценировку басни «Заяц- симулянт».

Автор: Наступил медведь зайцу на мозоль.

Заяц: Ой, ой! Спасите! Умираю!

Медведь: Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно!

Заяц: Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду?

Автор: Стал медведь Зайцу лапу перевязывать.

Заяц: Ой1Ой! Я сейчас умру

Автор: Стал медведь лечить, поить, кормить зайца. Утром только проснется, идет к зайцу.

Медведь: Ну, как лапка? Заживает?

Заяц: Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу.

Автор: Медведь уходит в лес, а заяц  скачет  и песни поет.

Заяц: Мишка кормит, Мишка поит-

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровно счетом ничего!

Автор: Обленился Заяц, стал капризничать.

Заяц (к медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь. Хочу груш с медом.

Автор: Пошел медведь за грушами. По дороге повстречал лису.

Лиса: Куда ты, Миша, такой грустный?

Медведь: Да зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходиться.

Лиса : Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти.

Медведь: Да где его взять?

Лиса: Так проводи меня к зайцу. Я его быстро на ноги поставлю.

Автор: Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал.

Лиса: Плохи его дела, Миша. Видишь, какой у него озноб? Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим. (Заяц убегает)

Вот он и здоров!

Медведь: Да, век живи, век учись!

Ведущий: Сейчас мы показали только одну из басен. Но у него их много.

 Книги, написанные Михалковым, представлены на нашей книжной выставке. Приходите в библиотеку, и берите те, с которыми вы еще не знакомы. За литературное творчество и активную общественную работу С.В.Михалков награжден правительственными наградами, однако  сам он считает, что нет большой награды, чем любовь читателей. И я думаю, что вы с этим вполне согласны. Мы его очень любим. (Ответы детей)

Наш праздник заканчивается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты его добрым юмором.  Всем – большое спасибо.  До новых встреч!

Песня «Планета детства».

Учитель благодарит  гостей за внимание, учащихся за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым

Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....

Литературная гостиная «В гостях у Сергея Михалкова». Внеклассное мероприятие, посвящённое 100 – летию детского писателя.

Классный час, посвященный 100- летию детского писателя, который внес огромный вклад в развитие культуры и литературы нашего государства....

литературный праздник посвященный 100-летию С. Михалкова

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе «Веселый день с Сергеем Михалковым»

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе  «Веселый день с Сергеем Михалковым»направлено на формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания,...

Проектирование массового мероприятия по продвижению книги и чтения "Веселое путешествие с Сергеем Михалковым"

Желание заняться  творческим  проектом возникло после того, как на уроках внеклассного чтения  учителя стали давать учащимся  задания найти и прочитать книги Сергея Владимировича М...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Весёлый день с С.Михалковым"

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе "Весёлый день с С.Михалковым"...