Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым
план-конспект урока по чтению по теме

Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_den.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный день

посвящен 100 – летию С. Михалкова

«Весёлый день с Сергеем Михалковым»

                                                                 

                                                                       Учитель: Зуева М.Ю.

2013 г.

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.

Оформление: высказывание  К. И. Чуковского « Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила», выставка книг С.В.Михалкова, аудиозапись «Песенки друзей», название станций 

            Добрый день ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его проведём в компании весёлых друзей – героев произведений С. Михалкова.

Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые может, только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А ещё он создал текст гимна России.

             Сергей Владимирович родился 13 марта 1913 года в Москве, в семье ученого птицевода. И в этом году ему бы исполнилось 100 лет. Старинный род Михалковых, ведущий свою историю с 15 века, находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми, Яновскими (к этому роду принадлежал и Гоголь). Отец будущего поэта, Владимир Александрович Михалков, окончил юридический факультет Московского университета и неожиданно для всех увлекся... птицеводством. Ученый, изобретатель, энтузиаст и пропагандист  своего дела. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова

Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое - Сергей, Михаил и Александр. ... Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе.

Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево, что в Подмосковье. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка- гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Да и спустя более полувека Сергей Владимирович Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.

Две зимы кряду, наезжал, молодой священник — отец Борис, он же Борис Васильевич Смирнов. В его задачу входило преподать основы географии, истории и русского языка. В обычную школу пошёл с четвертого класса после переезда семьи в Москву.

Стихи Сережа начал писать лет с девяти, а примерно через год беспризорные воришки, проникшие в квартиру Михалковых, стащили заветную шкатулку, где среди прочих мальчишеских «сокровищ» (рогатки, перочинного ножа) находилась и общая тетрадь с первыми стихами юного поэта...

Так или иначе, мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые   поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца.

В 15 лет, в 1928 году в журнале «На подъёме» публикуется его первое стихотворение «Дорога». Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу, Сергей решает начать самостоятельную жизнь — ехать в Москву, учиться и писать. Отец сына напутствовал словами: «Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись, дальше... Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»

Переехав в Москву, в течение трех лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио.

С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем - корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова.

Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча".

Посмотрите на эту книжную выставку, здесь лишь малая часть того, что написано Михалковым за его длинную жизнь.

По каким же произведениям, прежде всего нам знаком Сергей Владимирович? По стихам.

        Скажите, ребята, как называется человек, который пишет стихи? Конечно ПОЭТ. В своих стихах вместе со своими героями поэт мечтает, смеется, огорчается, чувствует их переживания, я не буду подробно на них останавливаться, так как его стихи еще будут звучать на нашем мероприятии.

         Все знают имя Крылова, который писал басни. Ребята, как называется человек, который пишет басни? (БАСНОПИСЕЦ). Правильно. Крылов писал свои басни в 19 веке, а вот лучшим баснописцем 20 века, прошлого века, был С.В.Михалков. Им написано более 200 басен. В них он высмеивает зазнайство, лень, жадность, подхалимство и другое, что есть в людях очень плохое.

             Дети подготовили инсценировку басни «Услужливый».

            -Какой же недостаток высмеивается в басне?

 Всем вам знакома сказка о трех братцах поросятах. Эту сказку перевел для вас с английского языка С.Михалков, еще в 1936 году. Ее читали и читают дети уже более семидесяти лет. Он не только переводил сказки, но и сам их сочинял. Значит, как его можно назвать?(СКАЗОЧНИК).       

 Стихи, басни, сказки. Для одного человека, кажется, более чем достаточно, но С. Михалков настолько одарённый человек, что на этом не остановился. И он стал писать повести, рассказы, были. К ним можно отнести повесть-сказку «Праздник непослушания», новогоднюю быль «Ёлочка». Есть что-то в этих произведениях сказочное, но сказками их не назовёшь, значит, что можно сказать о Михалкове, кроме того, что он поэт, баснописец, сказочник. – ПИСАТЕЛЬ.

            Ребята, а вы когда-нибудь слышали такое слово «ДРАМАТУРГ».

Это писатель, который пишет пьесы для театра, для того, чтобы их можно было показывать на сцене. И, конечно, его пьесы тоже писались для детей.

            Говоря о творчестве С.В. Михалкова, ко всему выше сказанному просто необходимо добавить, что Сергей Владимирович автор слов главной песни нашей страны – ГИМНА РОССИИ. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков.

А в Москве у Кремлёвской стены есть священное место – могила Неизвестного солдата, а на ней такие слова «Имя твое – неизвестно, подвиг твой – бессмертен». Эти слова тоже Сергея Владимировича Михалкова.

           Посмотрите на доску. – Что мы можем сказать о Михалкове?

С. В. Михалков – поэт, писатель, баснописец, сказочник, драматург.

 Совсем недавно, 27 августа в 2009 году, на 97 году жизни Сергей Михалков умер. Задорный и весёлый, поэт и прозаик, сатирик, сказочник и баснописец, видный общественный деятель, лауреат многих государственных премий – всё это он, Сергей Михалков.

Так что его произведения читали ещё ваши дедушки и бабушки.

            Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтоб было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете её? Правильно, это «Песенка друзей».

  1. Остановка «Дворик».

Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить

Вы послушайте, ребята

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно(продолжают дети)

     А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае маленько, прихвастнуть.

Дело было вечером,

Делать было нечего(дети продолжают)

Звучит второй куплет «Песенки друзей».

2. Отправляемся дальше. Следующая остановка «Школа».

Послушайте весёлое стихотворение «Азбука»

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Очутившись на полу,

Поломало хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась.

Не узнала никого!

А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строки:

1. Писать красиво не легко:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»

За буквой буква,

К слогу слог.

Ну, хоть бы кто-нибудь помог! («Чистописание»)

А эти строки:

2. Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет! («Прививка»)

     Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя. Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу.

И про себя прошу, прошу:

Родная миленькая ртуть,

Ну, поднимись ещё чуть-чуть! («36,5»)

Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился

От каких, скажите, рук!.. («Лапуся»-инсценируют дети)

А теперь ребята расскажут сказку С.Михалкова «Как старик корову продавал».

Продолжим наше путешествие. (Звучит 3 куплет «Песенки друзей».

3. Остановка «Фронтовая».

     В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал.

     В первый год войны у Михалкова родились такие строки:

Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадёт и не умрёт

И в рабство не пойдёт!

Оказался ли прав Михалков? Почему? (ответы детей)

Пора в путь. (Звучит аудиозапись песни)

4. Остановка «Лесная».

Послушайте стихотворение «Прогулка»

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло.

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли

Место новое нашли… и т.д.

     Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а сами после себя оставили гору мусора.

  1. Остановка «Загадочная».

Кто в викторине победит
Конечно, лучший эрудит, 
У нас сомнений в этом нет - 
Он самый первый даст ответ.

- Сейчас мы посмотрим, как вы знаете произведения С. В. Михалкова.

-Нос распух, не видно глаза 
Перекошена щека 
И впиваясь, как игла 
На хвосте жужжит пчела. 
(Мой щенок.)

-Вот у Коли, например
Мама - милиционер
А у Толи и у Веры
Обе - мамы 
(А что у вас?).

-Мне поставили 
Сегодня телефон 
И сказали 
"Телефон у нас включен!" 
Я могу по телефону 
С этих пор 
С кем хочу вести 
Из дома разговор. 
(Телефон)

-Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти.

-Как-то летом, на лужайке
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
(Лесная академия.)

-Зеленые стебли, 
Как сосны в лесу, 
На крыльях его 
Осыпают росу. 
(Веселый жук)

-Писать красиво не легко
"Да-ет, ко-ро-ва, мо-ло-ко
За буквой буква, к слогу слог,
Ну хоть бы кто-нибудь помог?
(Чистописание).

-Это только трус боится 
На укол идти к врачу 
Лично я при виде шприца 
Улыбаюсь и шучу 
(Прививка).

-С горы на лыжах я летел 
У класса на виду -
Я доказать друзьям хотел,
Что я не упаду
(Травма)

         Молодцы!

Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Стёпу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль.

А есть ли продолжение у дяди Стёпы? («Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа – ветеран»). Впервые стихи про дядю Стёпу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришёл худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать о том, как

В доме восемь

Дробь один

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Серёжа». Дочитав, стихотворение редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Стёпа» и потом многие думали, что дядя Стёпа и Михалков это одно и тоже лицо.

Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком
Из Москвы- столицы родом

Его автор - Михалков.

Наши папы, наши мамы
Знали Стёпу хорошо.
Им читали эти главы
Но хотелось им ещё.

Михалков решил продолжить
Всем ребятам рассказать.
И про сына дяди Стёпы
Книжку тоже написать.

У Степана сын родился
Нарекли его Егор
Что Степан, что сын явился
Молодцы, как на подбор.

И сегодня, как и раньше.
Дядю Степу знают все.
Он нисколько не стареет
Предстает во всей красе.

Показ фрагмента из мультфильма "Дядя Степа"

Ребята! Вот и подошло время прощаться. На празднике посвящённому творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите ещё раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями. А напоследок я хотела бы вам дать домашнее задание – нарисовать рисунок к произведению С.Михалкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвященная 200-летию Царскосельского Лицея

Литературная гостиная для учеников 4-х классов. Проводится в День Лицея и посвящена пушкинскому выпуску. Врамках подготовке к гостинной, ребята посетили Красносельский Лицей и подготовили отчет об экс...

литературный праздник посвященный 100-летию С. Михалкова

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

Литературный праздник « Веселый день с Сергеем Михалковым».

Литературный праздник « Веселый день с Сергеем Михалковым». Цель: Знакомство с творчеством  С.В..Михалкова....

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством....

Литературная композиция, посвященная 70-летию образования Калининградской области

Разработка мероприятия. Цель мероприятия: ознакомление с историей города и области. формирование гражданской позиции, развитие творческих спомобностей младших школьников....

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе «Веселый день с Сергеем Михалковым»

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе  «Веселый день с Сергеем Михалковым»направлено на формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания,...