Главные вкладки

    Литературная гостинная, посвященная 200-летию Царскосельского Лицея
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Андреева Ольга Станиславовна

    Литературная гостиная для учеников 4-х классов. Проводится в День Лицея и посвящена пушкинскому выпуску. Врамках подготовке к гостинной, ребята посетили Красносельский Лицей и подготовили отчет об экскурсии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературная гостинная,

    посвященная 200-летию Царскосельского Лицея,

    для учащихся 4-х классов

    Гимназия 295 Санкт-Петербурга

    Оформление:

              Зал украшен портетами лицеистов. Выставка творческих работ учащихся: рисунки к сказкам Пушкина, отчеты об экскурсии в Лицей.

    Презентации: экскурсия в Царскосельский лицей, рисунки А.С.Пушкина

    Аудиозаписи: (см.ниже)

    Звучит «Полонез» В.А.Моцарта

    Ученик 1

    (на экране – слайды Лицея)

    Звучит «Колыбельная» А. Гречанинова

    Ученик 2

    Ученик 1

    Ученик 3

    (рассказ сопровождают слайды)

    Ученик 2

    Звучит «Большой вальс» из балета В.А.Гаврилина «Анюта»

    Ученик 4

    Вольховский

    Ученик 4

    Вольховский

    Ученик 4

    Горчаков

    Ученик 4

    Дельвиг

    Ученик 4

    Дельвиг

    Корсаков

    Ученик 4

    Кюхельбекер

    Ученик4

    Малиновский

    Ученик 4

    Пущин

    Ученик 4

    Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова из к.ф.»Метель»

    Пушкин

    Ученик 4

    Ученик 5

    Ученик 6

    Ученик 7

    Ученик 8

    Ученик 9

    Ученик 10

    (Рассказ сопровождают

    слайды с рисунками Пушкина)

    Ученик 11

    Романс

    Ученик 11

    Звучит «Вальс» из «Пушкинских вальсов» С.Прокофьева

     Ученик 10

    Ученик 11

    Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова

    Ученик 10

    Ученик 11.

    1.

    В зал выходят танцевальные пары. Исполняют танец «Полонез».

    2.

    Выходит с подсвечником, ставит его у портретов лицеистов.

    В живописном уголке города Пушкина, вблизи старинных парков, стоит классический строгий четерехэтажный флигель, соедененный с Екатерининским дворцоа. Это Царскосельский Лицей. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов, здесь развивались таланты будущих поэтов, министров и офицеров.

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась.

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора:

    Стоял ноябрь уж у двора.

             (  А.С. Пушкин Евгений Онегин)

    Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октябры 1811 года.

    Лицей создавался по повелению царя Александра I. Для учебного заведения было отведено здание флигеля Екатериненского дворца. Этот флигель при Екатерине занимали великие княжны.

    Теперь же в нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартира инспекторов, служащих при лицее; во втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с концелярией;  в третьем – рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем – дортуары (спальни).

          И впервые вошли сюда Пушкин и его друзья-лицеисты.

    Вы помните: когда возник Лицей,

    Как царь для нас открыл чертог Царицын.

    И мы пришли. И встретил нас Куницын

    Приветствием меж царственных гостей.

       (  А.С.Пушкин Была пора)

    3.

    На сцену в полумраке выходят лицеисты – они в белых рубашках, на шее повязаны черные банты.

    19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Этих мальчиков назвали пушкинским выпуском. Вот их имена...

    (на каждого говорящего направляется свет)

    Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.

    Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

    Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стиха:

    Суворов наш

    Ура! Марш,марш

    Кричит верхом на стуле.

    Вольховский Владимир – через несколько лет член тайного общества декабристов.

    Горчаков Александр, 13 лет. Прозвице Франт.

    Будущий министр.

    Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвице Тося, Тосинька.

    Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

    Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

    Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

    Проснись, ленивец сонный!

    Ты не под кафедрой сидишь

    Латынью усыпленный.

    Корсаков Николай, 11 лет

    Редактор лицейский журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умрет от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

    Прохожий, поспеши к стране родной своей.

    Ах! Грустно умирать далеко от друзей!

    Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он написал обо мне много и по-разному.

    За ужином объелся я,

    А Яков запер дверь оплошно –

    И стало мне, мои друзья,

    И кухельбекерно, и тошно.

    Член общества декабристов. Был осужден и приговорен к вечной ссылке.

    Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

    Был добрым и достойным человеком.  Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

    Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий.

    С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчвостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

       14 декабря будет участвовать в восстании декабристов. Его осудят и приговорят к 31 году тюрьмы и ссылки.

    Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища: Француз, Егоза.

    В те дни, когда в садах Лицея

    Я безмятежно расцветал,

    Читал украдкой Апулея.

    А над Вергилием зевал,

    Когда ленился и проказил,

    По кровле и в окошко лазил,

    И забывал латинский класс,

    Для алых губ и черных глаз;

    Когда тревожить начинала

    Мне сердце смутная печаль,

    Когда таинственная даль

    Мои мечтанья увлекала...

    Когда французом называли

    Меня задорные друзья,

    Тогда педанты предрекали,

    Что ввек повесой буду я.

    Пушкин Александр.  

    Порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый. В будущем - великий русский поэт.

    5.

    Дух  дружбы и вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение придавалось учению. Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

    На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:  в шесть часов днялицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

    Лицеисты изучали французский, немецкий языки, латынь, русскую словесность, историю, географию, математику, логику, правоучение, Закон Божий. 

     Для работы в лицей были приглашены самые лучшие преподаватели.

    Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея – сумел создать неповторимую атмосферу свободы, дружбы, творчества, которую потом называли «лицейским духом».

    Меж нами все рождало споры

    И к размышлению влекло:

    Племен минувших договоры,

    Плоды наук, добро и зло,

    И предрассудки вековые,

    И тайны гроба роковые.

    Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватель российской словесности Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. 

    В пещерах Геликона

    Я некогда рожден,

    Во имя Аполлона

    Тибуллом окрещен,

    И светлой Иппокреной

    С издетства напоенный,

    Под кровом вешних роз,

    Поэтом я возрос.

    Учителем рисования был Сергей Гаврилович Чириков. Прекрасно образованный, с хорошим художественым вкусом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью. Все воспитанники научились рисовать, Александр Пушкин имел по рисованию 0, что значит – никаких успехов. Удивительно выразительная и лаконичная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя.

    Учителем музыки в лицее был Людвиг-Вильгельм Теппер-де-Фергюсон. Теппер был большой оригинал, но человек образованный и приятный. Лицеистам очень нравились и его беседы, и его уроки. Вечером он обыкновенно зазывал к себе учеников. Они пили чай, болтали, пели, музицировали...

    (исполняется романс                                   )

    По средам и субботам в Лицее проходили уроки танцев и фехтования.

    На сцену выходят ученики и фехтуют

     

    Лицеисты мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей.

    В день окончания Лицея они пели гимн на слова Дельвига:

    Шесть лет промчалось, как мечтанье,

    В объятьях сладкой тишины,

    И уж Отечества призванье

    Гремит нам: шествуйте, сыны!

    Простимся, братья! Рука в руку!

    Обнимемся в последний раз!

    Судьба на вечную разлуку,

    Быть может, породила нас!

     

    Судьба бывших лицеистов сложилась по-разному: кто-то из них стал известным дипломатом, кого-то отправили в ссылку, но о годах юности, проведенных вместе, они никогда не забывали.

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен –

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина,

    И счастие куда б ни повело,

    Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

    Отечество нам Царское Село.

    (во время прочтения стихов, все «лицеисты» выходят на сцену и берутся за руки)



    Предварительный просмотр:

                                                           

                                            Мои впечатления от посещения Царскосельского Лицея

                                              _________________________________________

                                                                   (фамилия, имя)

                                           

                                                        ОТЧЕТ ОБ ЭКСКУРСИИ

                                     

    1. Дата основания Лицея ____________________________________________
    2. Сколько лет учились лицеисты______________________________________
    3. Какие предметы им преподавались__________________________________

    _________________________________________________________________

    1. Любимые предметы А.С.Пушкина____________________________________

    _________________________________________________________________

    1. Кто стал лучшим другом Пушкина на всю жизнь?_______________________

    _________________________________________________________________

    1. Какие языки изучали лцеисты?______________________________________

    _________________________________________________________________

    1. Какие книги были в лицейской библиотеке?___________________________

    _________________________________________________________________

    1. Что захотелось узнать о А.С.Пушкине?_________________________________

    _________________________________________________________________

    1. Что удивило и особенно запомнилось?_______________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие качества лицеистов тебе понравились? В чем бы ты хотел(а) походить на них? __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым

    Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

    План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

    литературный праздник посвященный 100-летию С. Михалкова

    внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

    Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.

    Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством....

    Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"

    Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....

    Литературная композиция, посвященная 70-летию образования Калининградской области

    Разработка мероприятия. Цель мероприятия: ознакомление с историей города и области. формирование гражданской позиции, развитие творческих спомобностей младших школьников....