Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения Л. Н. Толстого».

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе на примере произведений Л. Н. Толстого.

Задачи:

пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям и животным;

  • дать детям представление о добре и зле; о дружбе и предательстве, о милосердии и жестокости
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы;
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л. Н. Толстого;
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты;
  • развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения Л.Н. Толстого, карточки с вопросами, картинки по сказкам и рассказам.

I. Актуализация знаний.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого писателя, о котором мы сегодня поговорим.

«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». (слайд 2)

- О каком писателе идет речь?

Человек души большой

Лев Николаевич Толстой.

Известный писатель талантлив от Бога.

Мудрый учитель с душой педагога.

Был генератором смелых идей.

Школу открыл для крестьянских детей.

Лев Николаевич – великий мыслитель.

Родоначальник, благотворитель.

Знатного рода, графских кровей.

Думал о бедах простых он людей.

После себя оставил наследие

Знания стали энциклопедией.

Труды его и опыт бесценный капитал.

Для многих поколений, фундаментом он стал.

Писатель знаменитый, и в 21 веке

Мы с гордостью расскажем об этом человеке! (слайд 3)

-Правильно, Л.Н. Толстой. Сегодня наша литературная гостиная посвящена этому великому писателю и удивительному человеку.

 -С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям.

 -Сегодня мы с вами окунёмся в мир добра, понимания и сочувствия. Этот мир на протяжении всей своей жизни выстраивал наш с вами земляк, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. 

 Мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с его отрывками из произведений.

II. Работа по теме урока.

1.Знакомство с биографией

Родился Толстой в деревне Ясная Поляна под городом Тулой 9 сентября 1828 года в большой знатной дворянской семье. У него было три брата и сестра.

Детство будущего писателя прошло в Ясной Поляне. Он рано потерял родителей. Мама Лёвушки умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевшие дети переехали жить к тёте в Казань, где Лев Толстой прожил шесть лет. В 16 лет он поступил в Казанский университет, но через 3 года оставил учёбу. Молодому человеку хотелось испытать себя, проверить свою силу, храбрость. Он поступил на военную службу в армию, был участником обороны города Севастополя. За храбрость награжден орденом и медалями.

Вернувшись обратно в Ясную Поляну писатель занялся устройством школ для крестьянских детей. Он открыл школу не только в Ясной Поляне, но и в соседних деревнях.

Лев Николаевич сам написал учебник, Азбуку, и сам учил ребят читать, писать, считать, рисовать. На переменах и после уроков учитель рассказывал ребятам что-нибудь интересное, играл с ними. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич сам начал писать рассказы и сказки, басни, были, пословицы и поговорки для детей.

…Прошло уже более ста лет, но и сегодня взрослые и дети читают книги, написанные Толстым. Ребята, а вам нравятся произведения Льва Николаевича?

2.Литературная викторина  «Назови произведение»

-  Сейчас я проведу викторину по произведениям писателя. Ваша задача назвать произведение, отрывки из которых вы сейчас услышите.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море .» (Акула) (слайд 4)

2) «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. »  (Прыжок) (слайд 5)

3) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте! (Басня «Отец и сыновья») (слайд 6)

4) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». (Лев и собачка.)  (слайд 7)

5) «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла...» (Три медведя.)  (слайд 8)

6)  « Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка и уж больше не брал его с собой в поле». (Котёнок.)  (слайд 9)

7) «Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила». (Муравей и голубка.)  (слайд 10)

8.)Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались, она несла большую куклу» («Пожарные собаки») (слайд 11)

9. «Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу и они оба спрятались под лавку». ( «Пожар»)

10.«Был Серёжа именинник и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить» («Птичка») (слайд 12)

-Молодцы! Я вижу, что вы все знаете  рассказы Льва Толстого»

-Герои рассказов, которых мы с вами сей час вспомнили простые люди , крестьяне. Лев Николаевич всегда был дружен с крестьянами, любил крестьянский труд, помогал им заботиться об их детях. Писатель открыл для крестьянских детей школу, написал учебники и сам учил ребят.

-Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

III. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


-Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
- Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство Л.Н. Толстого.

3.Игра «Загадки»
- Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. 
Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)

-И с эти заданием вы справились! Молодцы!»

-В нашей гостиной находятся предметы, которые принадлежали героям произведений Л. Н. Толстого. Назовите этих героев.
- узелок («Липунюшка») ;
- кувшин и камни («Галка и кувшин») ;
- слива («Косточка») ;
- грибы («Девочка и грибы») ;
- кукла («Пожарные собаки») ;
- шапка («Филиппок») .
- Чему учат нас его рассказы? ( 
быть добрыми, отзывчивыми, дружными, преданными, честными, воспитанными, учат бережному отношению к природе, животным, избавится от лени и лжи)

-Все произведения поучительны, они воспитывают нравственные качества как в детях, так и во взрослых.

-А сейчас мы все вместе повторим наказы, которые Лев Толстой даёт нам, читателям в своих произведениях. Я вам буду говорить начало строки, а вы заканчивайте:

Лев Николаевич

Толстой

Любил детей он всей

душой

Учил он старших

уважать

Друзей своих

не предавать

А малышей

не обижать

Птиц и животных

защищать

Учил живое все

любить

Природу-матушку

хранить

И непременно добрым

быть

Чтобы желание

трудиться

Не позволяло нам

лениться

Не нужно жадным

быть

И всегда правду

говорить

 -  «Ребята, вот мы с вами придумали стихотворение с наказами Л. Н. Толстого. Вам нравится?»

-  «Толстой очень любил детей и переживал за них. Он хотел, чтобы они были образованными, воспитанными, хотел пробудить в них желание читать книги, потому что …»

Книга учит понимать,

Никогда не унывать.

Книга учит веселиться,

Книга учит не лениться,

Книга учит песни петь,

Весело на жизнь смотреть.

Книга учит дружно жить,

Учит Родину любить!

Книга учит нас уму

Книга учит нас добру!

-Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначение человека на земле. Зачем он живет? Какой след должен оставить после себя?

У вас на столе лежат листочки, на них записаны уроки жизни, которые составил Л. Н. Толстой для своего внука Сережи.

Прочитайте их, ребята!

Уроки жизни Льва Толстого (слайд 13)

  1. Делай всё по возможности сам, не будь «барином».
  2. Не будь назойлив.
  3. Будь внимательным.
  4. Не надо жадничать.
  5. Не нервничай, держи себя в руках.
  6. Будь твёрд и стоек.
  7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
  8. Будь организованным.
  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

      10.Имей собственное мнение.

-  Запомните их, старайтесь им следовать!

IV. Подведение итогов урока. Проверка знаний.

- Вот и подходит к концу наша сегодняшняя встреча, которая посвящалась Л. Н. Толстому и его творчеству. С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

-Давайте вспомним

-Кто такой Л.Н.Толстой?

-Что он писал?

-О чем он писал?

-Чему учат его произведения?

- Составление кластера (слайд 14)             

 

                                Составление кластера

                           УЧАТ ДОБРУ

                           УВАЖЕНИЮ

                           ЧЕСТНОСТИ

    О РОДИНЕ

     О ДЕТЯХ,

    О ЛЮДЯХ

  О ПРИРОДЕ

РАССКАЗЫ

БАСНИ

БЫЛИ

СКАЗКИ

          ПИСАТЕЛЬ

 - Вот и подходит к концу наша сегодняшняя встреча, которая посвящалась

Л. Н. Толстому и его творчеству. С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

-  Понравилось вам мероприятие?  Надеюсь, на сегодняшнем занятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

- И в завершение нашего мероприятия – стихотворение, которое будет вам напутствием:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-Удачи Вам! Спасибо за работу!  (слайд 15) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого

Слайд 2

« Чтоб поверить в добро, надо начать делать его»

Слайд 13

Уроки жизни Льва Толстого Делай всё по возможности сам, не будь «барином». Не будь назойлив. Будь внимательным. Не надо жадничать. Не нервничай, держи себя в руках. Будь твёрд и стоек. В игре, в спорте, в труде - будь разумен. Будь организованным . Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся. Имей собственное мнение.

Слайд 14

Лев Николаевич Толстой Рассказы Сказки Были Писатель Басни О природе О детях О людях О Родине Учат добру Учат уважению Учат честности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвященная 200-летию Царскосельского Лицея

Литературная гостиная для учеников 4-х классов. Проводится в День Лицея и посвящена пушкинскому выпуску. Врамках подготовке к гостинной, ребята посетили Красносельский Лицей и подготовили отчет об экс...

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством....

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. (3-4 классы)

Литературную викторину по творчеству Н.А.Некрасова можно провести на литературном чтении, для закрепления или на внеурочной деятельности "Книжкино царство"....