Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Ильина Ольга Николаевна

Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ilina_o.n.ppt1.15 МБ
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная гостиная, посвящённая творчеству В.А.Осеевой Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №102 им М.С.Устиновой» Ильина Ольга Николаевна

Слайд 2

«Открывая книгу, открываем мир!» По В. А. Осеевой

Слайд 7

«Динка» и «Динка прощается с детством»

Слайд 10

Ребята! Обязательно прочитайте эти книги. Они вам очень понравятся!

Слайд 11

« Весёлые деньки»

Слайд 13

« Ежинка»



Предварительный просмотр:

Литературный вечер ,посвящённый творчеству В. А. Осеевой

Цель: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Аудитория:  начальная школа

Разработала и провела учитель начальных классов

МБОУ гимназии №102

им. М.С . Устиновой г. Казани

Ильина Ольга Николаевна

Ход мероприятия:

1.Приветсвенное слово. Рассказ о творчестве В.Осеевой.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной!

2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости и ребята!

1 ВЕДУЩИЙ: Мы очень рады, что вы, несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли сегодня к нам.

2 ВЕДУЩИЙ: Гости нашей литературной гостиной - это произведения детской писательницы В. А Осеевой (слайды В. Осеевой)

1 ВЕДУЩИЙ:Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей.

2 ВЕДУЩИЙ:Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

(Слайд с произведениями В. Осеевой)

1 ВЕДУЩИЙ:Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

(Слайд с обращением)

2 ВЕДУЩИЙ: В сборнике (демонстрация книги) В. Осеева обратилась к своим читателям.

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

1 ВЕДУЩИЙ:Вот уже много лет нет Валентины Александровны Осеевой, но голос ее книг звучит все так же проникновенно, волнующе, по-боевому.

2 ВЕДУЩИЙ:Именно поэтому герои книг Валентины Александровны интересны современным читателям.

Представляем вашему вниманию литературный коллаж, собранный из произведений  В.А.Осеевой.

2)Сценарий постановки по рассказам "Отомстила","Волшебное слово", "Время","Три товарища"

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

Катя:

— Алёшка! — Алёшка! (закрыв лицо руками, громко заплакала.)

Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

Алёша:

— Ничего я тебе не сделал!

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

Катя:

— Я тебе отомщу!

Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

Алёша:

— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

Катя:

— Ты у меня тоже заплачешь! —  Ещё как заплачешь!

Алёша:

— Это я-то заплачу? ( Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх)

. — А ты сначала поймай меня.

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и

обломилась. Алёша упал.

Катя бегом бросилась в сад.

Катя:

— Алёша!  — Алёша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.

Катя:—Встань! Встань!

Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

Катя:— Не можешь? — Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

— Больно тебе?

Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.

Катя:— Что, не можешь стоять?

 Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.

Алёша:— Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду! 

Катя усаживает Алёшу на лавочку , сама уходит со сцены на сцене появляется старик и подсаживается к мальчику.

Старик подвинулся и, взглянув на  мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
Алёша:- Ну и ладно! А вам-то что?

 Старик:
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...


Алёша:- Ещё бы!- Я скоро совсем убегу из дому.

Старик: - Убежишь?
Алёша:

- Убегу! Из-за одной Кати убегу.(Алёша сжал кулаки.)

 - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старик:

- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Алёша:

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Старик:
- Пустяки! - Один поругает, другой пожалеет.
Алёша:

- Никто меня не жалеет! -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
Старик:

- Что же, не берёт тебя брат?
Алёша:

- А почему вы всё спрашиваете?

Старик (разглаживая длинную бороду):
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
(Алёша раскрыл рот.)
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...
Алёша:

- А какое слово?
(Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил):
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Алёша:- Я попробую, я сейчас же попробую.

(Он вскочил и побежал домой.)

Катя сидела за столом и рисовала. Увидев Алёшу, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой.
Алеша(обращаясь в зал)"Обманул старик!  - Разве такая поймёт волшебное слово!.."
Алёша боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Катя, дай мне одну краску... пожалуйста...
Катя широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
Алёша:- Мне синюю. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре.

Алёша(реплика в зал):
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

 Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
Бабушка:- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой!


Алёша подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

Алёша(реплика в зал):
"Волшебник! Волшебник!"

Главные герои садятся за обеденный стол.

Брат:

-Завтра поеду на лодке кататься.

Алёша положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.

(За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.)
Катя:- Возьми его. - Что тебе стоит!
Бабушка:- Ну, отчего же не взять?  - Конечно, возьми.
Алёша:- Пожалуйста.

 Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
Алёша(реплика в зал):

-Помогло! Опять помогло!
Павлик выскочил из-за стола схватил портфель и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.

Около скамейки Алёшка встречается со своим одноклассником.        

Юра:

— Привет,Леша.Я не решил примера, потому что он был со скобками.

Алёша:— А я потому, что там были очень большие числа.

— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!

Юра (смотря на наручные часы):

— У нас целых полчаса. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.

Алёша:

— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.

Юра:— Что — за двадцать!.. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.

Алёша:— А вот случай! Во время одного состязания спортсмен за 5 минут уложил противника.

Юра :

- А я один раз за 5 минут во всей квартире полы подмёл.

Алёша:— А я ... ( вдруг остановился и взглянул на часы. )

— Ровно два!

Юра ахнул.

— Бежим!  — Мы опоздали в школу!

Алёша:

— А как же пример?

Юра на бегу только махнул рукой. 

Мальчики вбегают в класс.

Двое других одноклассников жуют бутерброды.

Коля, спрашивая у Алёши:

- Почему ты не ешь?

Алёша( шарясь в портфеле):

- Завтрак потерял...

Коля:- Плохо.- До обеда далеко еще!

Миша:- А ты где его потерял?

Алёша:- Не знаю... (сказал тихо и отвернулся).

Коля:- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть.

Юра подошел к Алёше, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Звенит звонок. Все участники сценки садятся за парты.

Звучат стихи В.А. Осеевой, иллюстрированные слайдами.

"Весёлые деньки"

Проснулся я, слышу – залаял Дружок.
Гляжу – на кого он? На первый снежок!
Конечно, он не жил на свете зимой
И с горки ещё не катался со мной.
Коньков не видал. Ну и лает, чудак.

А вот посмотрел бы на взрослых собак!
Они так и рвутся на первый снежок…
Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!
И если явился со снегом мороз,
Огнём загорится холодный твой нос,
И так тебе весело станет зимой,
Тебя не загонишь, пожалуй, домой.
Ты будешь кругами носиться, скакать
И снег, как метёлкой, хвостом разметать.

Прокатишься с горки по гладкому льду.
Потом на каток я тебя поведу.
Весёлые скоро наступят деньки!
Эх, жалко – не можешь надеть ты коньки!

"Ежинка"

В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живётся Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ёжик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слёз:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унёс!

Мелькали берёзы и ёлки,
Зелёный кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!

Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдёшь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Ёж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдёшь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.

3) Все участники постановки, и другие участники класса выстраиваются на сцене и исполняют песню "Бедный Ёжик" на стихи В.А. Осеевой

4)Ведущий:

Благодарим за внимание. Литературная гостиная закрывается .До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвященная 200-летию Царскосельского Лицея

Литературная гостиная для учеников 4-х классов. Проводится в День Лицея и посвящена пушкинскому выпуску. Врамках подготовке к гостинной, ребята посетили Красносельский Лицей и подготовили отчет об экс...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....

Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"

 ... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....

Внеклассное мероприятие "Литературно-музыкальная гостинная, посвященная Дню Защитника Отечества"

Цели: познакомить учащихся с военной историей России,  рассказать эпизоды из военной жизни, проследить историю войн. Воспитывать у школьников чувство патриотического долга, а главное, ч...