толерантность учителя
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Смышляева Оркия Минбаевна

доклад "Формирование толерантности у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C1   «Я, ты, он, она - вместе целая страна,

вместе - дружная семья,

в слове «мы» - сто тысяч "я"!»

- так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.

C2  Вот они такие милые, красивые, обладающие разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, пришли к нам в класс, попали в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, но уже с первых дней они пытаются создать организованную структуру. Идет поиск лидера.

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, можно вести  на всех уроках в начальной школе, а с введением ФГОС, еще и во внеурочной деятельности.

В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени, для этого уже на первом классном часе провожу игры, помогающие запомнить имена.

(C3)Очень помогла в этом и акция «Аллея первоклассников», проведенная в первый учебный день, где в неформальной обстановке произошло знакомство учителя с детьми и родителями.

С самых первых дней идет усиленная работа по знакомству со школьными законами и правилами поведения в школе. На осенние каникулы детям дается задание выполнить первый мини-проект – оформить одну страницу общей книги «Законы школьной жизни», которая затем вывешивается в классный уголок. Совместно составленные правила и законы жизни в классе лучше усваиваются и воспринимаются детьми и предотвращают многие конфликтные ситуации.

Формированию толерантности способствует коллективная творческая деятельность, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников. Главная задача творческой деятельности – научиться радоваться своим и чужим победам. По результатам участия класса в школьных конкурсах в 1 полугодии мой класс занял в параллели первоклассников 1 место. Один из учащихся стал лауреатом городской экологической акции «Помоги птице зимой».

(C4 - 6) Классные часы, праздники, экскурсии, беседы, - все это помогает в сплачивании детского коллектива, в формировании коммуникативной культуры и толерантности. А их за 4 месяца проведено уже немало!

Велика роль уроков чтения. Неоценимую роль в воспитании толерантности оказывают произведения многих детских писателей, особенно короткие и очень содержательные  рассказы В.Осеевой, с которыми мы знакомимся буквально с первых школьных дней.

А сказка Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок"? После ее прочтения, можно предложить детям ответить на следующие вопросы:

  • объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
  • кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
  • считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться    вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?
  • У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение.

Цель такой работы - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждают, могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утенку.

На уроках окружающего мира можно сходить на экскурсию в парк и дать задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбрать одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Вместе внимательно их надо рассмотреть. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. После этого задать вопрос: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?» Ребята задумаются. Потом начинают высказывать свое мнение. В итоге надо задать вопрос: «Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга?»

Итогом такой работы является вывод: любой человек имеет право быть не таким, как ты,  обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.

Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи терпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная планомерная работа. Чтобы сделать этот процесс целенаправленным, следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

В своей практике я использую три группы приёмов воспитания толерантности.

(С 7)  Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.  

  • Приём «Взаимопомощь». Я стараюсь так организовать деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
  • Приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом стараюсь опираться на конкретные факты.
  • Приём «Ломка стереотипов». Во время беседы стремлюсь  к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение, у каждого, по любому вопросу, должна быть своя точка зрения. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».
  • Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда я хочу, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.
  • Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются определенные правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
  • Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. Затем делается общий вывод.

 (С 8)  Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

  • Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
  • Приём «Прогнозирование развития ситуации». Я предлагаю высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.

(С9)   Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

  • Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
  • Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)
  • Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную мною тему (моделируют, конструируют, инсценируют и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку, педагогу самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

(С 10)  

Толерантный учитель

  • должен осознавать, что его воспринимают как образец для подражания;
  • должен осваивать и использовать соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
  • должен поощрять творческие подходы к решению проблем;
  • должен содействовать вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
  • должен учить мыслить критически и уметь ценить позиции других;
  • должен ценить культурное разнообразие и создавать условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Профессионально подготовленный педагог не позволит себе тратить силы на бесполезную перепалку со школьниками, а вместо этого попытается решить его личностные проблемы, оказать реальную помощь.

Стремление понять другого, любознательность, неравнодушие к ближнему- вот что делает работу учителя результативной и определяет пути профессионального совершенствования.

(С11) Будьте толерантны! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Толерантность".

В докладе рассматривается толерантность как социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию мира и как психологическая устойчивость в педагогической деятельности....

Статья по теме: "Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся"

Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки отличабтся от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур...

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

толерантность учителя

доклад "Формирование толерантности у младших школьников", сопровожденный презентацией....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Разговор о толерантности"

Классный час, на котором учащиеся знакомятся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной личности. Работая в группах, ребята строят город толерантности....

Толерантность учителя

Презентация по толерантности педагога....

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...