«Деятельность классного руководителя, направленная на развитие семейных традиций на основе духовно- нравственных ценностей»
статья по теме

Попова Наталья Васильевна

 

"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”

 (В.А. Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Белгородской области

           

     Выступление на VIII Рождественских       образовательных чтениях по теме:

         «Деятельность классного руководителя,

            направленная на развитие семейных

  традиций на основе духовно-

  нравственных ценностей»

                                                                                      Подготовила:

                                                                                 Попова Наталья Васильевна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                     МОУ ООШ  № 6

                                                         

                                 

                                     Алексеевка 2014

"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”

 (В.А. Сухомлинский)

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряжённости в межличностных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, рост преступности среди молодежи и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. (слайд 2)  И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для  современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. (слайд 3)   В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство  функционирует в тесном сотрудничестве с семьями своих воспитанников. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству семьи, семейным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

              На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. (слайд 4)   Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

              Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

          Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися.

         Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. (слайд 5)   

 Духовно-нравственное воспитание младших школьников. 

          Что же это такое - духовно-нравственные ценности? Как их сохранить? Откуда можно почерпнуть знания о них? Какую роль они играют в нашей жизни?  

          Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу  через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие);  пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству). 

         Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

        Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального –общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:

  общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;

  условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

        Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д. (слайд 9)

       Особое внимание в нашей школе уделяется  знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Родители должны знать традиции школы. С первых дней работы с детским коллективом знакомим родителей с перспективами развития детского коллектива и даём возможность стать активными участниками классных дел.

Совместная деятельность родителей и обучающихся

           Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т. д. (слайды 10-13) Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений.

             Помимо классных мероприятий проходят еженедельно общешкольные с привлечением родителей. Стали традиционными встречи с ветеранами, литературная гостиная, проведение масленицы и рождества, предметных недель. Очень трогательно проходит День матери,  ведь не возможно обойтись малышу без маминых нежных и заботливых рук,  пеленающих, ласкающих, качающих, без ласкового ночного шепота, без ее колыбельных песен. Для ребенка любовь матери и отца – первоначальная, основная школа воспитания способности любви, школа, где формируется потребность любить и быть любимым. (слайд 14)

         К сожалению, активность родителей снижается, когда дети переходят в среднее и старшее звено. Но даже единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

        Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет свой след в душе. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь.

Заключение

    Эффективность духовно-нравственного воспитание младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

         Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в положительную сторону. В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». (слайд 24) Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

         Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. (слайд 25)