Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»
материал

Виндекер Анна Владимировна

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях.

Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное, духовно-нравственное развитие ребёнка проходит более успешно. В своей работе я использую некоторые методы определения уровня знаний и представлений у детей о семье это:

  • наблюдение за детьми в повседневной жизни.
  • Индивидуальные и групповые беседы с детьми (они дают возможность изучить понимание школьниками слова «семья», выявить представления детей о семейных традициях, об организации свободного времени в условиях семьи.)
  • В рамках непосредственно образовательной деятельности я знакомлю детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепляю знания детей о названии родной страны, культуре (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).

В моей практике например очень эффективной формой работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у школьников, является организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги имеют возможность вместе оформить класс поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготовить подарки, поздравления и угощения, играть в  игры и исполнять песни.

Так же считаю целесообразно организовывать консультации для родителей на интересующие их вопросы. Благодаря консультации родители могут получить много важной, интересной информации, которой с удовольствием воспользуются. Для поддержания активно-действенного отношения к семейной традиционной культуре эффективным будет оформление выставок рисунков детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи» и тд.

Родительские собрания позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагога по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Организация работы семейных клубов как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Данный материал будет полезен для организации воспитательной работы в начальной школе. Как организовать родительскую общественность класса? Какие новые интересные формы работы с родителями и детьми мо...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"...