Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Горелик Наталья Анатольевна

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его культуре.

Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, так как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.

Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 1.15.89 КБ
Файл Часть 2.15.35 КБ
Файл Часть 3.15.01 КБ
Файл Часть 4.13.79 КБ
Файл Часть 6.16.9 КБ
Файл Часть 7.2.63 МБ
Файл Часть 8.2.62 МБ
Файл Часть 9.1.15 МБ
Файл Часть 5.17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его культуре.

Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, так как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.

Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

Исходя из выше сказанного, была сформулирована тема исследования: «Народные традиции  как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. »

Объект: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет: народные традиции как средство духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель: выявить и экспериментально проверить педагогические возможности использования народных традиций как средства духовно-нравственного воспитания  детей младшего школьного возраста.

Проблема: в связи с неустойчивостью социального положения в переходный период в развитии государства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствие механизма законов требует пристального внимания к нравственному воспитанию на основе народных традиций.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

  • раскрыть содержание понятия нравственное воспитание;
  • рассмотреть вопрос о народных традициях  как средстве нравственного воспитания в русской педагогике;
  • изучить психологические особенности восприятия детьми народных традиций;
  • проверить действенность воспитательного воздействия народных традиций на детей младшего школьного возраста через анкетирование;
  • обработать статистические результаты анкетирования.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности народных традиций, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, ранжирование,   письменный  опрос.

Опытно-экспериментальная база исследования – МБОУ "СШ № 4».

В эксперименте участвовали учащиеся моего класса. Начиная со 2 по 4 класс. С 2015 по 2017 г.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (выбор и осмысление темы). Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (проведение анкетирования, с целью выявления знаний обучающихся о народных традициях; разработка конспектов занятий  и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы).

Третий этап – интерпретационно-оформительский (проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала).

Практическая значимость заключается в том, что по результатам исследования создана методическая разработка «Использование народных традиций в воспитательном процессе младших школьников, как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся», применение которой  позволит учителям начальных классов найти некоторые ответы на вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей младших классов.



Предварительный просмотр:

Глава 1. Роль нравственного воспитания в развитии личности.

§1.  Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[8. c.7]

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[5.c. 29]

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[2. c. 163]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.



Предварительный просмотр:

§2. Структура и функции нравственного воспитания.


Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5. c.104]

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [5. c. 105-106]

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.[7. c.380]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

«Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»[9. c.269]

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.



Предварительный просмотр:

§ 3. Народные традиции  как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Сохранение, передача и степень восприятия накопленного многовекового  опыта во многом зависит от стиля воспитания подрастающего поколения.

     Старая поговорка гласит: «Все новое хорошо забытое старое».  Действительно, человек возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в  истинность,  которой перестали уже верить».

   Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Прививать нашим детям любовь к народной культуре – дело очень ответственное и благородное. Вот почему приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Ведь «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (Васнецов В.М.)

Воспитательная работа - важная составляющая образовательно-воспитательного процесса, протекающего в школе.  Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания, и если обогатить работу элементами народных календарных традиций, то содержание воспитательной работы будет максимально эффективным.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, как традиционный элемент народной жизни, как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием. Поэтому я выбрала эту форму в качестве средства духовно-нравственного  воспитания своих учеников.



Предварительный просмотр:

Заключение

Реализуя задачу духовно-нравственного воспитания учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры, я пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях.

     Уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности в жизни. Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.
  3. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
  5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
  6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
  7. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
  9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
  11. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Глава 2.  Духовно-нравственное воспитание по средством народных традиций.

§1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств личности

С целью выявления уровня сформированности нравственных качеств личности у учащихся была проведена диагностика с помощью методики Н.П. Капустина и М.И. Шишловой.

Были получены результаты

(Каждому ученику нужно было оценить себя по след. Критериям: 1. Отзывчивость 2. Бережливость 3. Ответственное отношение к учёбе 4. Чувство товарищества 5. Трудолюбие 6. Доброта).

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Низкий уровень

16,6%

4,3%

45,8%

33,3

Как показали результаты диагностики, у детей ещё не вполне сформировались нравственные убеждения. Всё это в совокупности и побудило меня акцентировать внимание на подготовку и проведение календарных праздников и обрядов.

В связи с этим возникла необходимость в работе с детьми использовать целостную систему культурного опыта, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её духовно-нравственному выздоровлению.

§ 2.  Внеурочные мероприятия с использованием народных традиций, направленные на формирование нравственных качеств личности.

Мною были проведены в 2015-2017 учебном году такие мероприятия, связанные с приобщением детей к народным традициям.

Праздник осени «Осенние посиделки», «Новый год в кругу семьи», «Рождественские колядки », День защитников Отечества,  Масленица, «Кулики-Сороки», Вербное Воскресение, Пасха, праздник русской берёзки, и другие.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Настоящий праздник народных игр - это «Рождественские колядки». Самым  шумным и весёлым праздником на Руси после длительного рождественского поста были Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения. Во время Святок  проходили  колядования, когда молодёжь наряжалась, надевала маски зверей и птиц, ходила по дворам, пела величальные песни, посвященные Рождеству Христову:

Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла

Рождество принесла!

Ещё одним замечательным праздником является Вербное Воскресение. Планируется с ребятами провести выставку поделок. Веточки вербы на дисках, покрытых пластилином. Цветочки-вербочки изготовленные  из ваты.

Приобщить младших школьников к истокам русской культуры,  традициям, обрядам помогает подготовка и проведение самого главного праздника у христиан  «Пасха-праздник светлого Христова воскресения». К празднику планируется не только приготовить крашеные яйца, пасхальные куличи, но и поделки, используя вышедшие из строя диски и другие подручные материалы.

Пробудить в детях интерес к традициям русского народа, дать представление о народном толковании весны, познакомить с основными приметами весны, рассказать о сорока мучениках Севастийских позволяет нам праздник «Кулики-Сороки». К празднику планируется приготовить печенье в виде птиц, которые мы украсим цветами из конфетных фантиков, сделанных своими руками.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

   В народных праздниках используются народные игры в которых много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи, развивают ловкость. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Ледяные ворода», «Эхо», «Кошки-мышки» «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются  такие нравственные качества,  как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.

        Для  выявления уровня сформированности нравственных качеств личности   у учащихся, на данном этапе была проведена повторная диагностика с помощью методики Н.П. Капустина и М.И. Шишловой.

Были получены результаты

(Каждому ученику нужно было оценить себя по след. Критериям: 1. Отзывчивость 2. Бережливость 3. Ответственное отношение к учёбе 4. Чувство товарищества 5. Трудолюбие 6. Доброта).

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Низкий уровень

18%

8,5%

50%

23,5

Как показали результаты диагностики, у детей уровень  сформированности нравственных убеждений изменился. Уменьшился процент детей с низким уровнем. Высокий, хороший и средний уровни стали выше.