Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
материал на тему

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

Проблема: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

 Именно поэтому я поставила перед собой цель: воспитывать духовно-нравственные качества детей   через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.

                                       Актуальность

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов, календарно-обрядовых  праздников.

Духовно-нравственное  воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного   воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики школьного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.  

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это календарно-обрядовые  праздники.

«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.  В широком смысле слова – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и  плодовом изобилии на Спас.

Календарно-обрядовые   праздники положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события.

В связи с этим выделено противоречие между необходимостью развития интереса к календарно- обрядовым праздникам и отсутствием как теоретического, так практического материала по данной проблеме, низкая заинтересованность  педагогов и многонациональный  состав  семей, не знающих  своих  традиций  и  обрядов.

Для решения поставленных задач я:

- изучила и проанализировала научную  и методическую  литературу по теме;

-изучила педагогический опыта других педагогов школьных образовательных учреждений;

- проанализировала программные требования по внеурочной деятельности младших школьников;

- классифицировала, систематизировала и обобщила полученную информацию.

-  составила перспективный план работы с детьми;

Проанализировав знания детей в своем классе, я сделала вывод, что знания у детей в данной области весьма схематичны, а порой и вовсе отсутствуют.

Как же, используя современные подходы, осуществлять духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций?

Первое педагогическое условие – овладение словарем – необходимо для понимания детьми знаний о культуре и традициях своего народа. Подчеркиваю, что не просто представлений и знаний, а понимание этих знаний можно достигнуть не механическим повторением и заучиванием новых слов и понятий, а ярким иллюстрированием знаний значимыми эпизодами традиций и обрядов.

Второе педагогическое условие – создание мотивации, которое необходимо соблюдать для привлекательности знаний о народной культуре и, конечно, развития интереса у дошкольников к художественным и техническим приемам.

Знакомя детей с культурой нашего народа, встали вопросы:

• как донести до понимания детей особенности крестьянского быта, труда,

• как в доступной форме познакомить с фольклором, народными традициями, с русским народным творчеством, обрядами, праздниками.

Я разработала тематический план работы по приобщению детей к народной культуре своего народа, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данному разделу. В основе построения работы с детьми положила органичную связь тематического плана с народным календарем и социально-бытовым. Такой метод построения тематического плана делает его более реальным, жизненным, связывает непосредственную  образовательную  деятельность  с окружающей жизнью.

Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности и возможностей школьного учреждения. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.

Кроме этого в нашем ОУ имеется мини-музей русского быта, в котором с помощью родителей собран большой этнографический материал.  А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".

Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

В русской  избе я также знакомлю детей с укладом русской жизни, с русскими народными традициями.

Тему дома, домашнего уюта, начатую с пения колыбельных, продолжаю. Специальные занятия посвящаются разъяснению понятий «изба, дом, терем», а также «семья и семейный уклад»,

Большое место в своей работе я отвожу обрядовым праздникам.

Обряды для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд - пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание. В этом возрасте интерес вызывают былички - рассказы о домовых и разной нечисти.

Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом поясняю его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») - наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях - в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде.

 Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда.

Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.   Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх.

Всю работу по ознакомлению с календарно-обрядовыми  праздниками  я веду совместно с родителями.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ни для кого не секрет, что в настоящее время теряются родственные связи, далеко не всегда мы интересуемся нашими предками, историей своей семьи

 Для того чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме я предложила родителям своих воспитанников создать генеалогическое древо своей семьи, разузнать как можно больше о своих предках. Родители восприняли это с интересом.

Используя этот метод в работе с родителями и детьми, я пробуждаю у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать семье такое задание, я рассказала об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, росписей, карточек. Как правило, семьи составляют родословную, указывающую всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, и оформляют ее в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно.

В современных условиях многонациональности  нашего  государства возросла проблема возрождения культурных традиций разных семей. Поэтому одной  из  задач  является – воспитание  интерес а  и желания  к продолжению семейных традиций, привлечению  родителей к посильному участию  в праздниках и  развлечениях  вместе  с  детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной  школе направлен на формирование всесторонне развитой л...

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"

Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное  воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

«Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста»

Изучение возможностей духовно - нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности....