Организация работы семейных клубов как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Куталина Вера Борисовна

Данный материал будет полезен для организации воспитательной работы в начальной школе. Как организовать родительскую общественность класса? Какие новые интересные формы работы с родителями и детьми можно использовать в воспитательной работе начальных классов? На эти и другие вопросы поможет ответить эта работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_kutalina.pptx1.58 МБ
Файл vystuplenie.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация работы семейных Клубов в начальной школе как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников». Выполнил: учитель начальных классов в ысшей квалификационной категории Куталина Вера Борисовна

Слайд 2

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей В.А. Сухомлинский

Слайд 3

- Конституция РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Семейный кодекс РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Правовое обеспечение прав и обязанностей родителей:

Слайд 4

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России . Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения. Цели и задачи:

Слайд 5

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; В области формирования личностной культуры :

Слайд 6

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей; формирование нравственного смысла учения. В области формирования личностной культуры :

Слайд 7

формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования социальной культуры:

Слайд 8

формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. В области формирования семейной культуры:

Слайд 9

Совет Отцов Попечительский Совет Родительский комитет гимназии Родительские комитеты классов гимназии МАОУ «Гимназия № 2»

Слайд 10

Цель: создание личностно-ориентированного взаимодействия родителей, педагога и детей путем организации единого образовательного и воспитательного пространства в семье и школе. Задачи : оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, повышение педагогической культуры родительской общественности, приобщение родителей к активному участию в жизни гимназии через поиск и внедрение новых эффективных форм работы, создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, обмену опытом семейного воспитания. Семейный Клуб «Я – семья, во мне – семь я»

Слайд 11

1. «Педагогическое просвещение» 2. «Сами с усами». 3. «Любимый Нижний» 4. «Если хочешь быть здоров…» 5. «Умники и умницы» 6. «Трудовой десант» 7. «Экспертное бюро». Направления работы

Слайд 12

Дискуссии, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы, читательские конференции. 1.«Педагогическое просвещение»

Слайд 13

Творческая мастерская, где родители вместе с детьми под руководством учителя или приглашённого педагога учатся изготавливать поделки, рисовать. 2. «Сами с усами».

Слайд 14

Организация и проведение экскурсий, посещение выставок, музеев. 3. «Любимый Нижний».

Слайд 15

Работа по укреплению и сохранению здоровья детей и взрослых: лыжные прогулки и катание с горки, семейные старты. 4. «Если хочешь быть здоров…».

Слайд 16

Организация работы с детьми в интеллектуальном и творческом направлениях. 5. «Умники и умницы».

Слайд 17

Организация субботников в гимназии и классе, проведение Осенней Ярмарки и Масленицы, Рождественских посиделок, классных чаепитий. 6. «Трудовой десант»

Слайд 18

Диагностирование, анкетирование, наблюдение, опросы. Полученные данные систематизируются, проводится общий анализ, выделяются основные проблемы. 7. «Экспертное бюро»

Слайд 19

Форма работы семейный Клуб достаточно эффективна в процессе сотрудничества общеобразовательного учреждения и родителей. Общие дела и интересы сплачивают семью и школу, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Участие родителей в школьной жизни ребенка, важно не только для школы, но в первую очередь и для самой семьи. У учащихся возникает чувство гордости за своих родителей, которые активно взаимодействуют с гимназией. Вывод:



Предварительный просмотр:

Сегодня я хотела Вам рассказать об организации и работе семейных клубов в нашей замечательной гимназии. Тема моего выступления «Организация работы семейных Клубов в начальной школе как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников» (Слайд 1)

Высказывание великого русского педагога В. А. Сухомлинского: Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей (Слайд 2) подчеркивает роль семейного воспитание в формировании и развитии личности ребенка. Что же такое семейное воспитание? Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом.

Значение семейного воспитания для духовно-нравственного развития личности ребенка трудно переоценить. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же, сколько существует сам народ» (Слайд 3)  Большое внимание семейному воспитанию уделяли Л. Н. Толстой,  А. С. Макаренко. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Л. Н. Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самосовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми.

В своей «Книге для родителей» А. С. Макаренко писал что, родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детей. (Слайд 4)

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.         Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяется в Законе «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст.14, пп.1 – 2). На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. На основе национального воспитательного идеала,  задач духовно-нравственного воспитания  школьников, приведенных в Концепции, и с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» определены общие задачи воспитания и социализации мл. шк. в различных областях (Слайд 5 – 9),в том числе подробнее  в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство  с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Исходя из данных задач,  путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности учителю необходимо способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории   через принятие  семейных традиций, ценностей, становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.

Перед многими образовательными учреждениями стоят вопросы. Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.          

В МАОУ «Гимназия №2» выстроена целая система разнообразных форм и методов  работы по взаимодействию  педагогического коллектива с родительской общественностью  для совместного  формирования,   развития и воспитания   гармонично развитой личности ребенка.  Родительская общественность в гимназии представлены: Советом Отцов, Попечительским Советом, Родительским комитетом учащихся гимназии. Данные организации работают как органы соуправления гимназией, помогая решать задачи воспитания и образования учащихся.    Взаимодействие родителей и педагогов  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Здесь важна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск новых форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы.   (Слайд 10)

Большая роль в работе с семьей отводится классному руководителю. Одной из эффективных и нетрадиционных форм работы с родителями является семейный Клуб. В отличие от родительских собраний, Клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу.

(Слайд 11) Я хочу рассказать о своем семейном Клубе, который называется «Я – семья, во мне – семь я!». Целью  семейного Клуба является создание личностно-ориентированного взаимодействия родителей, педагога и детей путем организации единого образовательного и воспитательного пространства в семье и школе.Задачи: оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, повышение педагогической культуры родительской общественности, приобщение родителей к активному участию в жизни гимназии через поиск и внедрение новых эффективных форм работы, создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, обмену  опытом семейного воспитания. Клуб состоит из семей моего класса, заседания Клуба проходят 1 раз в четверть. Название Клуба выбрано неслучайно, потому что личность каждого человека многогранна и на встречах с семьями люди раскрываются с новой стороны.  Работа в Клубе проходит так же по семи направлениям (блокам) (Слайд 12)

1. «Педагогическое просвещение»

2. «Сами с усами».

3. «Любимый Нижний»

4. «Если хочешь быть здоров…»

5. «Умники и умницы»

6. «Трудовой десант»

7. «Экспертное бюро».

1. «Педагогическое просвещение» включает в себя дискуссии, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы, читательские конференции. На встречи приглашаются гости — компетентные специалисты по заданной тематике. Программа семейного клуба: жизнь ребенка и его успехи в школе, режим дня, дети и телевизор, медико — гигиеническое воспитание школьников, воспитание интереса к чтению, речь и культура общения, воспитание любви к природе. (Слайд 13)

2. «Сами с усами» — это творческая мастерская, где родители вместе с детьми под руководством учителя или приглашённого педагога учатся изготавливать поделки, рисовать.  Родители и дети учились расписывать елочные шары на фабрике новогодних игрушек «Ариэль». Мастер — классы порой проводят сами родители. А иногда даже дети выступают в роли учителей и учат своих родителей выполнять творческие работы в техниках, которые они освоили на уроках в школе. Результаты совместной работы организуются в традиционные выставки. (Слайд 14)

3. «Любимый Нижний». Этот блок предусматривает организацию и проведение экскурсий, посещение выставок, музеев. Результаты посещения достопримечательностей любимого города оформляются в мини проекты. Проводятся мероприятия по экологии. (Слайд 15)

4. «Если хочешь быть здоров…». В семейном клубе проводится большая работа по укреплению и сохранению здоровья детей и взрослых: лыжные прогулки и катание с горки, семейные старты. (Слайд 16)

5.«Умники и умницы». Данный блок отвечает за организацию работы с детьми в интеллектуальном и творческом направлениях. Организовать участие всех желающих детей  в творческих конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах и викторинах, которые проходят в интернете, школе, районе. (Слайд 17)

6. «Трудовой десант» помогает организовать субботники в гимназии и классе. Проведение Осенней Ярмарки и Масленицы, Рождественских посиделок, классных чаепитий также проходит при активном участии родителей. (Слайд 18)

7. «Экспертное бюро» включает в себя диагностирование, анкетирование, наблюдение, опросы. Полученные данные систематизируются, проводится общий анализ, выделяются основные проблемы. Этот блок отвечает за обратную связь семейного Клуба с детьми и взрослыми. (Слайд 19)

В настоящее время я считаю форму семейный Клуб достаточно эффективной в процессе сотрудничества общеобразовательного учреждения и родителей. Общие дела и интересы сплачивают семью и школу, положительно воздействуют на  духовно-нравственное воспитание  личности ребёнка. Работа с родителями в образовательном учреждении   носит  продуманный характер, ведется систематически. Чтобы помощь была действенной родителей нужно не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается и благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений, педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры, умению видеть сложные взаимоотношения в семье, единству требований школы и семьи.

Кроме того, не только школа, но и в первую очередь родители, семья влияют на нравственное развитие ребёнка. Участие родителей в школьной жизни ребенка, важно не только для школы, но в первую очередь и для самой семьи. У учащихся возникает чувство гордости за своих родителей, которые активно взаимодействуют с гимназией, единение семьи и школы в воспитании.  Духовно-нравственное воспитание происходит на примере своих родителей, которые сосуществуют в едином образовательном пространстве со своими детьми и педагогами.(Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы этноэкологического центра "Уямкан" как фундамента экологического воспитания младших школьников

Описание работы этноэкологического центра "Уямкан" для младших школьников в малокомплектной школе...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....