Кнут и Пряник.
консультация на тему

Максимова Виктория Викторовна

Многие годы ведутся споры по поводу того, как воспитывать детей с помощью "кнута" или "пряника". У каждого из этих методов есть свои особенности, преимущества и недостатки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knut_i_pryanik.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Буздина В.В.

Кнут и пряник.


    Многие годы ведутся споры по поводу того, как воспитывать детей с помощью "кнута" или "пряника". У каждого из этих методов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим их поглубже.
Причины непослушания:

  • Ребенку не хватает внимания.
  • Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
  • Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
  • Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение - ничего не может и тд.)

    Метод воспитания "кнутом" заключается в том, чтобы наказывать за провинности ребенка физически и психологически. То есть кричать на него, бить и так далее. Этот метод очень действенен и дети реагируют на него моментально. В следующий раз дети будут бояться повторить провинность или, по крайней мере, будут более осторожны и будут знать, что так делать нельзя. Но крики и избиение ребенка могут привести как к психологическим травмам, так и физическим. Дети могут замыкаться в себе, страдать кошмарами, заикаться, быть обозленными на окружающих.

Грубая сила не может быть хорошим и действенным способом воспитания!

Наказания эффективны, если они

  • Выполняются
  •  Значимы для ребенка
  • Сближены с проступком
  • Одинаковы за один и тот же проступок
  • Справедливы
  • После них ребенок прощен
  • Разговор наедине и без «Я»

     Метод "пряника" заключается в воспитании ребенка без применения грубой силы. То есть можно сесть и начать долгими беседами объяснять ребенку, в чем он не прав. Ребенок мало того, что осознает свою ошибку, но еще и будет стремиться избегать длительных бесед, в которых ему приходится только слушать и оправдываться. Плюс в таких беседах ребенок перенимает опыт воспитателя и учится вести диалоги. Но, к сожалению, этот метод не действует на заядлых непосед. 
Поощрения эффективны если они

  • Неожиданны
  • Заслуженны
  • Выполнены
  • Разнообразны

Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.

  • Предложение альтернативы нежелательного поведения
  • Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
  • Игнорирование вызывающего поведения
  • Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).


    Я рекомендую универсализм. То есть использовать оба метода, ориентируясь на обстоятельства, но без насилия над ребенком, т.е без физического наказания. Но с "кнутом" нужно очень осторожно действовать - он очень хорош, но после него могут быть необратимые последствия.

 А вот "Пряник" не всегда действенен, но не несет после себя серьезных последствий.