Кнут и Пряник.
консультация на тему
Многие годы ведутся споры по поводу того, как воспитывать детей с помощью "кнута" или "пряника". У каждого из этих методов есть свои особенности, преимущества и недостатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knut_i_pryanik.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Буздина В.В.
Кнут и пряник.
Многие годы ведутся споры по поводу того, как воспитывать детей с помощью "кнута" или "пряника". У каждого из этих методов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим их поглубже.
Причины непослушания:
- Ребенку не хватает внимания.
- Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
- Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
- Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение - ничего не может и тд.)
Метод воспитания "кнутом" заключается в том, чтобы наказывать за провинности ребенка физически и психологически. То есть кричать на него, бить и так далее. Этот метод очень действенен и дети реагируют на него моментально. В следующий раз дети будут бояться повторить провинность или, по крайней мере, будут более осторожны и будут знать, что так делать нельзя. Но крики и избиение ребенка могут привести как к психологическим травмам, так и физическим. Дети могут замыкаться в себе, страдать кошмарами, заикаться, быть обозленными на окружающих.
Грубая сила не может быть хорошим и действенным способом воспитания!
Наказания эффективны, если они
- Выполняются
- Значимы для ребенка
- Сближены с проступком
- Одинаковы за один и тот же проступок
- Справедливы
- После них ребенок прощен
- Разговор наедине и без «Я»
Метод "пряника" заключается в воспитании ребенка без применения грубой силы. То есть можно сесть и начать долгими беседами объяснять ребенку, в чем он не прав. Ребенок мало того, что осознает свою ошибку, но еще и будет стремиться избегать длительных бесед, в которых ему приходится только слушать и оправдываться. Плюс в таких беседах ребенок перенимает опыт воспитателя и учится вести диалоги. Но, к сожалению, этот метод не действует на заядлых непосед.
Поощрения эффективны если они
- Неожиданны
- Заслуженны
- Выполнены
- Разнообразны
Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.
- Предложение альтернативы нежелательного поведения
- Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
- Игнорирование вызывающего поведения
- Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).
Я рекомендую универсализм. То есть использовать оба метода, ориентируясь на обстоятельства, но без насилия над ребенком, т.е без физического наказания. Но с "кнутом" нужно очень осторожно действовать - он очень хорош, но после него могут быть необратимые последствия.
А вот "Пряник" не всегда действенен, но не несет после себя серьезных последствий.