Внеурочная деятельность. Рабочая программа по социальному направлению "Азбука и этикет добра"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Серикова Светлана Валерьевна

В помощь учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_i_etika_dobra.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Ряженская средняя общеобразовательная школа

По социальному  направлению

 «Азбука и этикет добра»

                                                                                                   

составитель:

учитель начальных классов

Cерикова Светлана Валерьевна

2012-2016 уч. г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

     Основная  цель  факультатива - формирование у детей  нравственных ориентиров  при построении деятельности,  общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика факультатива.

     Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

      Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

      Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного       произведения       позволит      учителю       использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

      Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 34 часа со 2 по 4 классы,  1 час занятий в неделю. Общее количество часов - 135 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

     Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

  1. класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация -поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
  2. класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
  1. класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
  2. класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения,  качеств  личности,  нравственного  выбора.  Норма как  стимул нравственного      поведения      и      опора      торможения      нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Этика: азбуки добра».

    В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

   Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

   Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

    Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

     Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

      В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

    Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА

  Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 -Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

-        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

   Высказывать   предположение   о   последствиях   недобрых   поступков   (в реальной   жизни,   героев   произведений).   Создавать      по   иллюстрации словесный  портрет  героя  (положительный,  отрицательный),     описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить    хронометраж    дня,    анализировать    свой    распорядок    дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

-        Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить   основные   требования   к   внешнему   виду   человека   в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА

   Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
  • Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия

   Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.       Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной   жизни,   героев   произведений).

  Создавать   по   иллюстрации   словесный      портрет   героя (положительный, отрицательный). Описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия. Проводить    хронометраж    дня,    анализировать    свой    распорядок    дня. Корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

-        Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих. Собственного хорошего самочувствия.
  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

-        Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на перемене, на уроке)
  • Использовать в речи слова вежливости;-
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать        высказывания        собеседника,        добавлять        их высказывания;

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)
  • Описывать сюжетную картинку (серию)
  • Оценивать адекватную ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • Оценивать внешний вид человека.
  • Использовать доброжелательный тон в общении;

-        Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.

    Воспроизводить   основные   требования   к   внешнему   виду   человека   в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

-        Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре
и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко
высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) поведения в общественных мест.

Список используемой литературы:

  1. Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. - М., 1950
  2. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - РигаД997.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984.
  4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.
  6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. - М.,1993.
  7. Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. - М.,1982.
  8. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.Д987.
  9. Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1998.
  10. Ю.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

11.Психология / Под ред. А.М.Смирнова. - М.; Учпедгиз, 1962.

12.Психология. Словарь. - М., 1990.

13. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А.Бойкова,Л.К.Гребенкина и др. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

14.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993.

15.Семейное воспитание. Словарь. - М., 1990.

16.Семья принимает гостей /Л.В.Алберте и др. - М.: Культура и традиции, 1995.

17.Словарь по этике. - М.,1989.


Тематическое планирование    

«Азбука и этика добра» 1 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание

деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе.

1

06.09

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на переменах.

2

Этикет прихода и ухода учащихся из школы

1

13.09

Учебные игры: Ученик входит в класс до начала урока. Ученик опоздал на урок.

3

Общение учащихся в форме спора

1

20.09

Спор на тему:(Уважительная или неуважительная причина опоздания на урок)

4

Этикет внешнего вида учащегося

1

27.09

Анализ и оценка внешнего вида всех учащихся класса

5

Правила делового поведения и учебного труда учащихся на уроке

1

04.10

Упражнение в реализации одного из свойств воды: думать, прежде чем делать

6

Правила содержания учебных вещей

1

11.10

Проверка предметов учебного труда

7

Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку

1

18.10

Подвижные игры

8-9

Этикет на занятиях в кружках по интересам

2

25.10

08.11

Викторина и конкурс на знание одного из учебных предметов

10-11

Учись учиться

2

15.11

22.11

Угадывание полученных чисел «Логическое домино»

12-13

Умение мыслить

2

29.11

06.12

Угадывание полученных чисел

14

Выполнение учащимися своего режима дня

1

27.12

Упражнения на развитие

сообразительности

15

Конкурс на деловой внешний вид

1

10.01

Составьте схемы режима дня

16-17

Этикет движений при общении

2

17.01

24.01

Учебная игра

18

Этикет общения на празднике в школе

1

31.01

Отработка этикета в движении

19

Деловое

сотрудничество с одноклассниками (создание коллектива , товарищества в классе)

1

07.02

Упражнения на сообразительность

20-21

Этикет вежливого общения

2

14.02

21.02

Учебные игры в употреблении слов вежливости в общении

22

Доброжелательное отношение к одноклассникам

1

22.02

Пожелания соседу по рабочему столу.

23

Общение с одноклассниками в форме игры

2

07.03

Игра со стихотворными

считалками

24

Общение с одноклассниками в форме беседы

1

13.03

Учебная игра ;беседа

25

Достижение взаимопонимания с одноклассниками

1

14.03

Упражнения в споре, убеждении, воспитательной беседе

26

Справедливость к одноклассникам

1

20.03

Решение мыслительных задач

27

Честность по отношению к одноклассникам и к себе

1

21.03

Мыслительная задача на честность

28

Взаимоуважение

между

одноклассниками

1

05.04

Конкурс на знание текстов песен

29

Представление при знакомстве

1

12.04

Учебные игры

30

Этика и этикет общения девочек и мальчиков класса

1

19.04

Учебная игра : «Любезные услуги мальчика девочке»

31

Отношение детей к родителям

1

26.04

Упражнение в знании стихотворения

32

Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде

1

16.05

Упражнение в выразительном чтении басен И.А.Крылова

33

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе

1

23.05

Упражнение в выполнении правил этикета на транспорте, в музее , буфете, в общении мальчиков и девочек

Тематическое планирование

«Азбука и этика добра» 2 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во час

Дата

Содержание

деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе.

1

02.09

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на переменах.  Инструктаж.

2 -3

Мы пришли на урок (правила поведения во время урока)

2

09.09

16.09

Разгадывание кроссворда. Ролевые игры.

4-

5

Зачем нужны перемены? Как правильно отдыхать?

2

23.09

30.09

Разучивание песен и игр наизусть.  Правила дружбы.

6-

7

Мы - в школьной столовой.

2

07.10

14.10

Правила поведения за столом. Ролевые игры и тесты.

8

Основные правила общения.

1

21.10

Воспитание отношение друг к другу. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи cтаршему.

9

Сопереживание, помощь друзьям.

1

28.10

Знакомство с рассказом Осеевой «Честное слово». Ролевая игра.

10

Дал слово - держи его.

1

11.11

Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. Добро и зло в отношениях между людьми.

12-13

Диалоги со сверстниками

2

18.11

25.11

Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. Добро и зло в отношениях между людьми.

14-15

Учусь все делать сам.

2

02.12

09.12

Коллективное творческое дело «Вместе мы сила»

16-17

Взаимопомощь в школе и дома.

2

16.12

23.12

Работа детей в коллективе, воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

18-19

Акция «Письмо солдату». Изготовление поделок к дню защитников Отечества

2

13.01

20.01

Воспитание отношение поколений. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи cтаршему.

19

Береги  результаты труда.

1

27.01

Работа детей в коллективе, воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

20-21

Культура внешнего вида

2

03.02

10.02

Закрепление знаний о внешнем виде. Ролевые игры, показ презентации.

22-24

Правила личной гигиены

3

17.02

24.02

03.03

Беседа с медсестрой школы. Разгадывание кроссворда. Выпуск стенгазеты об основных правилах личной гигиены.

25-26

Бережное отношение к своей одежде.

2

17.03

22.03

Приобщение детей работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма. Развитие творческих способностей.

27

Правила поведения в общественных местах.

1

07.04

Ролевые игры поведения в общественных местах (кино, театр, цирк и т.д.) Основные правила.

28-29

Трудовой десант по

 благоустройству двора.

 «Сделаем школьный двор краше».

2

14.04

21.04

Приобщение учащихся к общественно-полезному труду. Воспитание  бережного отношения к окружающему миру. Посадка  растений.

30-34

Бережное отношение к природе.

Работа над проектом «Наши руки не знают скуки»

5

28.04

05.05

12.05

19.05

26.05

Подведение итогов учебного года. Анализ работы, предложения на новый учебный год.  Создание проблемной ситуации: «Что получилось и что хотелось бы сделать еще?!»