Занятие "Добрым быть совсем не просто"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Козина Елена Николаевна

Занятия к проекту по формированию толерантных отношений младших школьников с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное

(коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12

VIII вида» г. Перми

«ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО».

(Воспитательское занятие для детей младшего

школьного возраста с ОВЗ»)

                                                       Составила: Е.Н. Козина

г. Пермь - 2013г.

Тема: «Добрым быть совсем непросто».

Возрастная группа: младший школьный возраст

Цель: создание условий для формирования толерантного отношения  окружающим людям и самому себе.  

Задачи:

  1. Закрепить понятие доброта.
  2. Формировать стремление сделать приятное другому человеку и быть готовыми это приятное принять.
  3. Воспитывать уважительное, доброе отношение к людям и к самому себе.

Прогнозируемый результат:

  1. Повышение коммуникативной культуры общения.
  2. Понижение уровня агрессии, тревожности.

Оборудование:  ноутбук, экран, диапроектор, атрибуты для персонажа из мультфильма «Про крокодила Гену и Чебурашку» старухи Шапокляк (песенка),  смайлики и  «Уголок добрых дел» («Шкатулка добрых дел», «Назови меня ласково»,  «Давай говорить друг другу комплименты»), «Песенка друзей».

Ход занятия.

  1. Организационно-мотивационный этап:

Сели тихо, правильно, красиво. Улыбнулись.  

Занятие называется «Добрым быть совсем непросто» (читаем хором),

Сегодня мы выясним, почему добрым быть непросто, а для этого отправляемся в увлекательное путешествие по стране ВЕЖЛИВОСТИ.

(СЛАЙД № 1)

   II. Основной этап:  

   

- А на каком виде транспорта мы поедем, отгадайте загадку:

Что за чудо – длинный дом

Пассажиров много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином.                              (Автобус)

(СЛАЙД № 2)

- У нашего автобуса есть имя, прочитаем хором:

ВЕЖЛИК

 - Какие люди, поедут в нашем автобусе?

- Вежливые. Правильно.  Это какие? Добрые, воспитанные, вежливые, которые знают и употребляют в речи вежливые «волшебные слова».

- Поможет нам в путешествии карта страны Вежливости. 

(СЛАЙД № 3)

- Прежде чем отправимся в путешествие, давайте повторим правила поведения в транспорте, что нельзя делать во время движения транспорта?

Итак, в путь! Звучит фонограмма «Песенки друзей», все вместе поем первый куплет и припев.

1 остановка: «УЛИЦА ДОБРЫХ ДЕЛ»:  

(СЛАЙД № 4)

Просмотр мультфильма который называется: «Просто так», после просмотра вопросы к детям. Все-таки приятно получить подарок или добрую улыбку просто так, неправда ли? Добрые поступки лучше всего совершать бескорыстно. Так и поступают герои мультфильма «Просто так».

Грустный ослик получил букет цветов от мальчика, которому захотелось увидеть в его глазах улыбку. Ослику так понравились и цветы, и поступок, что он захотел разделить свою радость с собачкой. Так букет цветов стал переходить из лап в лапы, и все зверята, которым доставался такой солнечный и яркий букет, становились по-настоящему счастливыми.

- Вспомните, какое доброе дело вы сделали сегодня? Расскажите о нем, а лучше запишите на листочках, которые мы с вами будем копить в нашей волшебной «Копилке добрых дел» (коробочка, на которой написано: «ДОБРЫЕ ДЕЛА»), опустим  свои листочки в нее. Чтобы быть по-настоящему счастливыми надо для другого человека сделать что-нибудь приятное, и он тоже сделает приятное в ответ.

Появляется Старуха Шапокляк под песенку из мультфильма про добрые дела и танцует вызывающе.

- Ребята, как эта старушка оказалась в нашем автобусе?

Шапокляк: Как, как вот так. Через окошко.

- Разве воспитанные люди заходят в автобус через окно?

Шапокляк:  А я невоспитанная, я даже в школе не училась.

- Тогда мы вас попросим выйти из нашего автобуса, нам нужно отправляться дальше.

Шапокляк: А куда вы едете?

- Мы путешествуем по стране Вежливости.

Шапокляк: Возьмите меня с собой.

- Вы знаете, хотя бы одно вежливое слово?

Шапокляк: Я больше так не буду.

- Ну что, ребята, возьмем старушку с собой? Тогда в путь. Песенка друзей второй куплет и припев.

2 остановка: «УЛИЦА ЛАСКОВЫХ ИМЕН»:  

(СЛАЙД  №5)

- Вам приятно, когда вас называют по имени, ласково?

   Игра «Ласковые имена». Дети называют друг друга ласково.

 На слайде вы увидите, как я к вам буду обращаться по-особенному, ласково и нежно (называю по имени, ласково, вслух каждого ребенка), когда обращаются по имени к человеку – это доставляет удовольствие,  это ключик к сердцу человека, ему будет трудно отказать вам в помощи.

- Ребята, предлагаю взять за золотое правило в классе называть друг друга по имени и с уважением. Кто за?  Прикрепите смайлик к этому правилу (на доске вывешен плакат «Назови меня ласково»).

3 остановка: «УЛИЦА КОМПЛИМЕНТОВ»:  

(СЛАЙД  № 6)

КОМПЛИМЕНТ -  ФРАНЦУЗСКОЕ СЛОВО, ЛЕСТНЫЕ, ПРИЯТНЫЕ СЛОВА.

- Ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца.

Принявший комплимент должен поблагодарить вас. Комплименты можно говорить, упоминая характер человека, способности, умение дружить (привожу пример).

Игра «Ручеек» - встаем в пары и говорим друг другу комплимент. Каждый участник должен получить комплимент.  Молодцы! Спасибо. Вам понравилось играть? Хочу предложить взять за золотое правило говорить друг другу комплименты каждый день, кто за? Приклеим смайлики на плакат с надписью «Давайте говорить друг другу комплименты».

Наше путешествие подходит к концу. Возвращаемся домой, в школу. Песенка друзей, последний куплет и припев.

   III. Рефлексия.

Чем занимались? Что нового узнали? Ребята, так почему же добрым быть непросто? Что для этого нужно делать?

СЛАЙД  № 7

Назовите три золотых правила на каждый день:

«КОПИЛОЧКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

«НАЗОВИ МЕНЯ ЛАСКОВО, ПО ИМЕНИ!»

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное

(коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12

VIII вида» г. Перми

«ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ».

(Воспитательское занятие для детей младшего школьного возраста с ОВЗ)

Составила: Е.Н. Козина

г. Пермь – 2013

Тема: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Возрастная группа: младший школьный возраст

Цель: создание условий для формирования толерантного отношения  окружающим людям и самому себе.  

Задачи:

  1. Закрепить понятия добро и вежливость.
  2. Закрепить умения употреблять различные формы словесной вежливости, интонационно владеть ими.
  3. Воспитывать уважительное, доброе отношение к людям и к самому себе.

Прогнозируемый результат:

  1. Повышение коммуникативной культуры общения.
  2. Понижение уровня агрессии, тревожности.

Оборудование:  ноутбук, экран, диапроектор, кубик с вопросами, костюмы и атрибуты для сценки Э. Машковской «Вежливое слово», схемы-помощники, задания в конвертах.  

Ход занятия.

  1. Организационно-мотивационный этап:

Сели тихо, правильно, красиво. Улыбнулись. Вдох-выдох.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Прочитайте медленно, правильно, выговаривая каждое слово.
  • Прочитайте, прохлопав ритм.

Добрый день!

     Сегодня, на нашем занятии «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»  мы будем учиться вежливости, быть приятными людям, дарить друг другу  радость.  (СЛАЙД № 1)

        Я предлагаю рассмотреть вам две картинки: детям предлагается рассмотреть картинки с одинаковым рисунком, одна в цвете, другая черно-белая.

(СЛАЙД № 2).

     1 картинка – цветная:

      - Что изображено на картинке?

      -  Какие цвета использовал художник?

   

      2 картинка – черно-белая:

      - А на этой картинке рисунок тот же?

      - Чем они отличаются?

      -  Какая из них вызывает у вас чувство радости?

     Вот так же и в нашей речи. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Мы можем обойтись несколькими словами и понять друг друга. А можем озарить свою речь «волшебными словами» и подарить радость собеседнику. Недаром эти слова так называются. В них волшебная сила. Вот только произносить их нужно по-особенному. Как? Прочитаем

(СЛАЙД № 3)

     ПРАВИЛЬНО

    ВНЯТНО

    ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО

    ИСКРЕННЕ, ОТ СЕРДЦА!

     Сейчас посмотрим, как у вас это получится. Может быть мы поиграем в театр?

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА:

  • Перед началом спектакля флейты залюлюкали:

Лю – лю – лю – лю – лю!

  • Барабаны забили:

Бум – бум – бум!

  • Занавес открывается:

Вжик – вжик

     Мы в театре!                                 (СЛАЙД № 4)

  1. Основной этап:

Дети инсценируют сказку Э.Машковской  «Вежливое слово».

  1. Какими словами расплачивались звери за билет?
  2. Почему заплакал Медведь?
  3. Научим его вежливым словам?

Игра «Магазин вежливых слов»

(СЛАЙД № 5)

     Ребята, на полках в магазине стояли вежливые слова, но вдруг подул ветер, слова упали и перепутались. Давайте попробуем навести порядок!

     Четыре полочки:

      ПРИВЕТСТВИЕ:

      ПРОЩАНИЕ:

      БЛАГОДАРНОСТЬ:      

      ПРОСЬБА:

     Оказывается, есть еще одна полочка, какие же слова на нее поставим? Давайте разбираться вместе!

(СЛАЙД № 6)

ЧТЕНИЕ ХОРОМ:

  • Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я причем?»

Но досчитав до 30

Сказал: «Ну, дедушка,   ПРОСТИ!»   

                                                                             (А. Барто)

                 

  • Наверно, чем-то увлечен

Он был, наверно, огорчен.

И огорчен, и удручен

Когда толкнул меня плечом.

Сейчас он ужаснется!

Сейчас он обернется!

Сейчас он объяснится!

Сейчас он  ИЗВИНИТСЯ!

                                                          (Э.Машковская)  

- Как называются эти слова?                      (ИЗВИНЕНИЯ)

- Когда мы употребляем их?

     

Ф И З М И Н У Т К А

                                (СЛАЙД  № 7)

«ПОТРУДИЛИСЬ – ОТДОХНЕМ!»

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

     За  чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой и сахарной горой есть Сказочный город, всех чудес в этом городе не перечесть:

  1. З добро здесь платят добром.
  2. А люди в этой стране необычайно красивые, потому что «Добро украшает человека».
  3. Да и без волшебных слов там просто не обойтись.

Ведь царила в этом городе РАДОСТЬ!

(СЛАЙД  № 8)

     Но вот однажды, когда все жители мирно спали, а тучи сгущались и сгущались, страной завладела ГАДОСТЬ.

     И пошло все вкривь да вкось! Жители забыли все волшебные слова, вместо добра желали друг другу зло и дарили не Радость, а Гадость!

     Страшно! Неприятно!?

     А кто из вас готов своими знаниями, добротой, словом волшебным помочь заколдованному городу - поднимите руки.

     Путь не легок и не близок! Но как только на волшебный кубик вопросов дадим правильные ответы, так и победим Гадость.

(СЛАЙД  № 9)

  1. Сторона кубика – задание: «Подумай и собери!»
  • «Путем зла не дойти до добра»
  • «Худо тому, кто добра не делает никому»
  • «Добро делают не советуясь»
  • «За добро платят добром»
  • «Добро украшает человека»    

(СЛАЙД  № 10)

  1. Сторона кубика – задание: «Отгадай загадки»:
  • Если б  не было его, не сказал бы ничего.
  • Что можно увидеть закрытыми глазами.
  •  Стоит дом: кто в  него войдет, тот  ум приобретет.
  •   На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца –  

  сами открываются.

  •   Пять братьев – годами равные, ростом разные.

(СЛАЙД  № 11)

  1. Сторона кубика – задание: «Измени слово» :
  • Добрый – злой
  • Вежливый – грубый
  • Смелый – трусливый
  • Сильный – слабый
  • Трудолюбивый – ленивый
  • Веселый – грустный

(СЛАЙД  № 12)

  1. Сторона кубика – задание: Ты «за» или «против»?
  • Волшебное слово можно произносить грубо, неискренне?
  • Без «волшебных» слов наша жизнь будет серой, безрадостной?
  • Чтобы радость людям дарить, надо добрым и ласковым быть?

(СЛАЙД  № 13)

  1. Сторона кубика - задание: «Продолжи стихи»:
  • И во Франции, и в Дании

На прощание говорят… ДО СВИДАНИЯ!

  • Растает ледяная глыба

От слова теплого…   СПАСИБО!

  • Мальчик вежливый и развитый

                      Говорит при встрече… ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  • Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим… ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА!

  • Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

  • Когда больше есть не в силах,

Скажем маме мы … СПАСИБО!

(СЛАЙД  № 14)

  1. Сторона кубика – задание: «Без слов»(с помощью жестов и мимики изобразить качества человека – какой?):
  • Злой
  • добрый
  • сильный
  • трусливый
  • жадный
  • вежливый

   Посмотрите, ребята, тучи исчезли, Солнышко выглянуло и озарило нас Радостью жизни. И мне даже жаль эту старушку Гадость. Как вы думаете,  она бы попросила у нас прощения? Как? Простим ее?    

  1. Итог. Рефлексия.

Чему научились? Что нового узнали?

 Что понравилось? Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мероприятие...

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мероприятие...

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мироприятие...

Добрым быть совсем не просто...

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»...

Добрым быть совсем не просто

Материал для работы с учащимися 1-2 классов во внеурочной деятельности  по курсу "Этика-азбука добра"...

Внеклассное мероприятие на тему: «Добрым быть совсем не просто!»

Внеклассное  мероприятиена тему:«Добрым быть совсем не просто!»...

Классный час "Добрым быть совсем не просто"

Классный час для учеников 2 класса "Добрым быть совсем не просто"...