Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
классный час (4 класс) на тему

Тропина Лариса Леонидовна

Классный час  по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_bratya_kirill_i_mefodiy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки". 4 класс.

Задачи урока:

  • Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;
  • Развивающие: развивать творческие способности;
  • Коррекционные:
  • Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.

Тип классного часа:  усвоение новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
  • отрывки из исторический источников «Повесть временных лет»

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

– Отгадайте загадки.

Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает.
(Буквы)

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить.
(Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)

– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.

– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

1 ученик:

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.

2 ученик:
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

3 ученик:
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.

4 ученик:
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

– На каком языке читали книги в то время?

– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.

– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на классном часе наш разговор пойдёт именно об этом.

3. Основной этап классного часа.

– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.

У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.

Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.

Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.

Какие же это памятники славянской письменности?

(На доске: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)

– Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники.

Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.

Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.

Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.

Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.

– А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет» (Приложение 1)

(Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя)

 Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.

Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. – Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Вот первые буквы. Учили каждую букву по ее названию.

А – аз
Б – буки (буквы)
В – веди (знаю)
Г – глаголь (говори)
Д – добро
Е – есть
Ж – живот (жизнь)

З – земля
Л – люди
М – мысль
Н – наш
О – он
П – покой

Отгадайте какое слово я хочу написать? добро, он, мысль – дом.

Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба
веди-аз – ва

люди-есть – ле
покой-он – по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу... За каждую ошибку наказывали розгами.

Как вы думаете, что обозначают пословицы и поговорки: “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”?

4. Подведение итогов.

  • Что мы знаем о создателях славянской азбуки?
  • В каком году была составлена славянская азбука?
  • Что такое «кириллица»?
  • Как называется древнейшая из сохранившихся на Руси книга, написанная кириллицей?

Приложение 1.

«Повесть временных лет»

…Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - СОЗДАТЕЛИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Кирилл и Мефодий - первоучители славянские.

Кирилл и Мефодий - изобретатели Славянских букв,  употребляемых на Руси и первые переводчики богослужебных книг....

презентация "Кирилл и Мефодий, создатели русской азбуки", 3 класс

Данная презентация  по литетатурному чтению знакомит учащихся с историей создания русской азбуки...

Создатели славянской азбуки

Презентация для урока литературного чтения....

Детям о Кирилле и Мефодии и славянской азбуке.

Может использоваться как классный час-беседа или часть урока....

Внеурочное занятие " Кирилл и Мефодий -первоучители славянские"

Как известно моральные устои и жизненные принципы, ведущие человека по жизни, закладываются еще в детстве. А детство и впоследствии отрочество проходит неотрывно от школы. И конечно учителя несущие св...