«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
учебно-методический материал по теме

Колбина Ирина Николаевна

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kolbina.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Составитель программы:

воспитатель Колбина И.Н.

2014г.

Содержание

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………. …..3

Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………..8

Список литературы . . . . . . .. . . . . . .  . . . . . . . . . ………………………………..9

Приложения……………………………………………………………………10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения.

Содержание предматематической подготовки дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра  имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
           Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.
           Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.
           Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании и обучении детей. В процессе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, как отмечает Н. Н. Поддьяков, ребенок приобретает представления об отдельных предметах и их свойствах, которые объединяются в целостные знания об окружающем мире.            Уже в дошкольном возрасте появляется возможность отражения существенных закономерных связей, лежащих в основе той или иной сферы реальности и являющихся одновременно предметом изучения различных наук.
            В условиях социально-реабилитационного центра необходимо развить у дошкольников элементарные математические представления. В данной программе реализация подготовки  к изучению математики представлена в следующих разделах: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики. Усиливаемые в центре знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу — программой предматематической подготовки в школе. Она включает в себя также и требования к  уровню развития количественных, пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста, что дает возможность использовать ее для контроля и проверки степени  усвоения основных программных задач.

Цель программы: повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению математике в школе.

Задачи программы:

Формирование простейших математических представлений.

Введение в активную речь простейших математических терминов.

Развитие логических способностей.

Развитие зрительной и слуховой памяти.

Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.

Формирование творческой активности детей.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 месяца, 2 занятия в неделю (24 часа) в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Разделы программы:

Количество и счёт.

Величина.

Геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка во времени.

Решение простых задач.

Основные принципы работы педагога при реализации программы:

Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Комплексный подход при разработке занятий.

Систематичность последовательность занятий.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий.

Индивидуализация темпа работы.

Методы, используемые на занятиях в период подготовки детей к школе:

Наглядность.

Практический.

Метод дидактических игр.

Формы работы:

Групповые занятия, включающие в себя специально-подобранные игры, упражнения, задания.

Индивидуальные занятия.

Самостоятельная деятельность детей.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из трех частей.

Первая часть – вводная. Включает в себя игровое упражнение на формирование положительного эмоционального настроя на занятие.

Цель: настроить группу воспитанников на совместную работу, установить эмоциональный контакт между педагогом и воспитанниками.

Вторая часть – основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она включает в себя:

        - объяснение нового материала;

        - дидактическую игру;

        - пальчиковую гимнастику или физкультминутку;

        - самостоятельную работу детей;

Третья часть – завершающая. Итог занятия, обсуждение пройденного материала.

Планируемые результаты:

Дети должны знать:

Числа от 0 до10 и их графическое изображение.

Предшествующее число, последующее, числа-соседи.

Понятия : слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, высоко, низко.

Название сторон и углов клетки, строчку и столбик в тетради в клетку.

Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Знаки +, -, и правильно их использовать.

Решать простые задачи, опираясь на наглядность.

Год, месяц, день недели, время суток.

Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Ответственный

1

Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика.

1

воспитатель

2

Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1

воспитатель

3

Счёт предметов. Число и цифра 1. Сравнение предметов (больше,меньше)

1

воспитатель

4

Число и цифра 2. Понятия вверху, внизу, ближе, дальше.

1

воспитатель

5

Число и цифра 3. Треугольники.

1

воспитатель

6

Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =.

1

воспитатель

7

Число и цифра 4. Четырёхугольник. Квадрат. Прямоугольник.

1

воспитатель

8

Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги.

1

воспитатель

9

Число и цифра 5. Предшествующее и последующее число.

1

воспитатель

10

Число и цифра 6. Числа-соседи.

1

воспитатель

11

Временные представления. Год, месяц, день недели, время суток.

1

воспитатель

12

Число и цифра 7. Присчитывание и отсчитывание по1.

1

воспитатель

13

Сравнение чисел. Знаки больше, меньше, равно.

1

воспитатель

14

Понятие увеличить, уменьшить.

1

воспитатель

15

Число и цифра 8. Сравнение чисел. Круг.

1

воспитатель

16

Число и цифра 9. Сравнение чисел.

1

воспитатель

17

Решение простых задач на нахождение суммы.

1

воспитатель

18

Число и цифра 0. Овал.

1

воспитатель

19

Конструирование геометрических фигур из счётных палочек.

1

воспитатель

20

Решение простых задач на нахождение разности.

1

воспитатель

21

Число 10 и его графическое изображение.

1

воспитатель

22

Числа 1 – 10. Игра «Весёлый счёт».

1

воспитатель

23

Сравнение чисел первого десятка.

1

воспитатель

24

Решение простых задач.

1

воспитатель

Список используемой литературы.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.

Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.

Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.

 Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г. 

 И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.

 Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.

 Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.

 Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.

  Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.

 Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...