Родительское собрание "Детская агрессия. Что делать?"
методическая разработка (3 класс) по теме

Ермолина Светлана Вячеславовна

родительское собрание в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr._det._agressiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

«Детская агрессия: что делать?»

Ход собрания.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вам не безразлично будущее наших детей, и вы, отложив все серьезные дела, присутствуете на нашей встрече.

Уважаемые родители, я предлагаю вам задуматься над отрывком статьи Л.М.Фридмана «Философия воспитания человека будущего»: «Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом идет ожесточенная борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.

  Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. И каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства и грабежи, и многие другие страшные истории. Другой раз даже не верится, что люди могут совершить такое: мать убила своих детей, сын убил отца, совершение акта насилия против малолетних как девочек, так и мальчиков…

  Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны – малые и большие, не происходили массовые убийства, захват заложников, теракт и т.д.»

Слайд 2

Итак, сегодня на нашем заседании мы  рассмотрим психолого – педагогические аспекты деятельности классных руководителей и родителей по предотвращению  проявлений агрессии среди учащихся. В процессе работы должны решить основной вопрос: как в столь воинственно настроенном мире помочь ребенку избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в его адрес.

                               Шварц «Взрослым»

Я в своей родной квартире, как на службе строевой.

Командир на командире… Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться: по приказу - одеваться,

По приказу – умываться, ровно заправлять кровать.

По команде есть садиться, по заданию учиться,

По режиму спать ложиться, по будильнику вставать!

Теперь вам ясно почему начал огрызаться я?

Конец терпенью моему – де-мо-би-ли-зация!

Приступая к обсуждению, мы должны дать четкое определение данному понятию «агрессия».

Слайд 3

1. Что же такое агрессия?

Определить понятие «агрессия» предоставляется довольно сложной задачей.  В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающие обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено.

Слайд 4

  Психологи разделяют агрессию на два основных вида – мотивационную, которая лежит в глубинных структурах личности, и инструментальную, возникающую ситуативно, как средство достижения какой-то цели и разрешения проблемной ситуации.

Различают три типа агрессии: непосредственная физическая агрессия, непосредственная вербальная и опосредованная агрессия.

Первый тип проявляется в таких действиях, как избиение, пинки, толчки, отбирание вещей.

Второй тип: вербальная агрессия включает в себя в том числе: разговор на повышенных тонах (до крика включительно), обзывание обидными прозвищами, угрозы.

Третий тип: опосредованная агрессия выражается в игнорировании, бойкоте, распространении слухов и сплетен о ком-либо, разбалтывание чужих секретов.

Итак, агрессия с одной стороны изначально присуща человеку по природе, и как реакция переживается всеми, хотя и с разной интенсивностью для разных индивидуумов.

 Далеко не всем известно, что человеку присущи два не слишком-то приятных инстинкта – агрессии и аутоагрессии (то есть агрессии, направленной против себя). И если первый, как мы только что выяснили, проявляется в злобности, раздражительности, конфликтности, враждебности, «вандализме», драчливости, но самое главное – в военных действиях, то инстинкт аутоагрессии может проявляться в тех же рискованных занятиях спортом, курении, алкоголизме или употреблении наркотиков. А крайним, самым страшным проявлением является суицид.

В настоящее время говорят, что агрессивное поведение – это выученная модель поведения. Это способ действия, который в виде инструментальной реакции достаточно часто ведет к удачному удовлетворению потребностей.

Слайд 5

  Семья в течение долгого времени была амортизатором, в которой гасились негативные тенденции эмоционального развития. Но экономический кризис поставил семью в трудные условия. С одной стороны, в средних и бедных слоях общества родители вынуждены заниматься постоянным поиском заработка и не могут уделять детям нужного внимания.  

  Огромное количество детей предоставлены самим себе, их всему учит улица.  На проявление насилия влияет и показ по телевидению сцен жестокости, которые потом воспроизводятся в детских играх. Так, американские психологи сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии, которые затем он будет пытаться воплотить в своей жизни.

Компьютерные игры – это в основном драки, убийства. Причем смерть в этих играх не вызывает у ребенка сострадания, сочувствия, а принимается им как победа над кем-то.

  Помимо социальных условий, влияющих на агрессивное поведение, существуют и биологические причины формирования такого состояния. Ранние годы жизни во многом определяют последующую жизнь взрослого человека. Сегодняшняя возрастная психология особое значение придает перинатальному периоду детского развития, видя условие гармонического развития  ребенка в хорошем психологическом самочувствии матери. Послеродовые осложнения и детские неврозы часто возникают как последствие стрессов, перенесенных матерью во время беременности. Древние египтяне, индийцы, кельты, китайцы стремились окружить своих рожающих женщин покоем и красотой, музыкой и поэзией. Органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг. Установлено, что если отец регулярно разговаривает с женой во время ее беременности, то почти сразу же после рождения ребенок узнает его голос. Часто родители отмечают, что дети узнают музыку и песни, услышанные во внутриутробном состоянии. Эмоциональная связь матери со своим ребенком, общение с ним самым непосредственным образом влияет на психику плода.

  Скорее всего, условия жизни и метод воспитания запускают в организме ребенка тот обмен веществ, который впоследствии воспроизводит себя в соответствующих особенностях поведения.

 Так, если дети в начальный период своей жизни сталкиваются с ситуацией «прерванной заботы», если нет согласованной системы наград и наказаний, то от взрослых членов общества можно ожидать высокой степени конфликтности, ревности и агрессивности, а также низкой степени доверия друг к другу.

Родители могут наказывать за плохое поведение и поощрять за хорошее. Но нередко, наказывая за плохое поведение, родители сами становятся образцами агрессивного поведения.

В целом было выявлено, что жестокое наказание формируют высокий уровень агрессивности у детей, в то время как недостаточный контроль за детьми приводит их к асоциальному поведению. Наблюдения и исследования показывают, детская агрессивность передается  от неблагополучных родителей, которые сами в детстве испытывали фрустрации и недостаток родительской любви. Агрессия в этом возрасте – дочь несчастья и ответная реакция на неправильные методы воспитания.

Слайд 6

  Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семьи, ее социальный статус и уровень образования родителей. В случае семейного разлада, когда родители отчуждены и холодны по отношению друг к другу, когда преобладает авторитарный стиль взаимоотношений старших с младшими, дети оказываются более склонными к агрессивному поведению.

Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором оказывается, задействовано много факторов – влияние семьи, сверстников, учителей, средств массовой информации. Семья является здесь самым главным фактором.

Слайды 7-13

Хороший результат дает перевод агрессии в разного рода физические нагрузки – спорт, туристические походы, сельскохозяйственные работы на свежем воздухе. Важно обратить внимание и на питание ребенка, исключив из него острые мясные блюда, соль. Овощная вегетарианская диета способствует успокоению нервной системы и уменьшению агрессивности.

 Лучший способ преодоления детской агрессивности – это обучение детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться друг с другом, так и с взрослыми – своими родителями и учителями. Установление в сфере ведения переговоров равноправных уважительных отношений – важное завоевание современной демократической педагогики.

Слайд 14

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие агрессивных действий вы можете на стадии возникновения.

1. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку. Для этого:

    * будьте ему старшим  другом и опорой;

    * стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;

    * проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;

    * не навязывайте своего мнения;

    * будьте тактичны;

    * доверяйте детям;

    * не допускайте расхождений между словом и делом;

    * не сравнивайте ребенка с другими детьми.

2. Не устраивайте ребенку «прилюдных разборок». Скажите ему обо всем наедине.

3. Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь.

4. Никогда не критикуйте личность, а дайте ему оценку только негативного поступка (не ты – плохой, а «ты плохо поступил»).

5. Никогда не «воюйте» с детьми: если Вам и удастся настоять на своем, то дети отплатят Вам своим упрямством и бездействием.

Слайд 15

Упражнения:

 «Черная рука – белая рука»

Изобразить «черную руку» - руку, готовую к агрессии: напряженную, со сведенными пальцами. А затем, по условному сигнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Презентация к родительскому собранию в начальной школе....

Родительское собрание "Агрессия"

Рассматриваются вопросы агрессивного поведения детей....

Родительское собрание "Агрессия или крик о помощи"

Конспект  тематического   родительского собрания . Для родителей учащихся  начальной школы....

презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...

Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...

Родительское собрание "Агрессия"

Презентация к родительскому собранию в начальных классах на тему: "Агрессия"...

Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".

В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...