Главные вкладки

    Родительское собрание "Агрессия"
    методическая разработка на тему

    Кусова Людмила Анатольевна

    Рассматриваются вопросы агрессивного поведения детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_agressiya.rar1 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема  “Агрессия и жестокость в детском мире”

    Цель: информирование  родителей о причинах, последствиях агрессивного, жестокого поведения школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления  отклоняющегося поведения.

    «Притча о Вечном путнике»

    Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

     – Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

     – С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

     Люди всю  ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

     – Нет он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.

     Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

     Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

     Но вот взошла Утренняя Звезда.

     Люди уставились на дорогу – где Путник?

     Где-то запел жаворонок.

     Где-то заржал жеребенок.

     Где-то заплакал ребенок.

     А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

     Пришли к мудрецу с жалобой:

     – Где же обещанный Путник Вечности?

    (– А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

     – А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

     – Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

     – Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

     Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

     – Ребенок – это и есть Путник Вечности!  Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

    – Ведь именно ему жить в будущем. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

     Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим  ребенком, ведь мы  возлагали  такие большие надежды на него, а он  груб, невежлив, и зачастую просто  агрессивен. Для того, чтобы это понять мы и собрались на очередную встречу.

    - Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения  явно помолодел…

    - Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации у вас вызывает слово «Агрессия», напишите свои ассоциации  на данной схеме (работа в группах)

    Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

    Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).

    Давайте попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение школьников? (ответы родителей)

    1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

    2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.  

    Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

    Помните, если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение.  Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает  у ребенка агрессивность.

    3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.

    - Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно — готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же его в некоторой степени оправдываем  «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет». А ту же вазу он тоже нечаянно разбил! Но криков было много… Оно и понятно, в общем-то: ваза стоила денег, а котёнок по улице бесплатно ходил.

    Ребёнок копирует своих родителей с самого детства на очень глубоком уровне, до моторики — манеры, походка, некоторые привычки…  Что говорить о системе ценностей и поступках?

    Психологи  утверждают, что, зарождению жестокости у ребенка  способствуют непосредственное насилие  над  ним в семье. Но в некоторых случаях достаточными аргументами для внедрения в детскую голову фразы  «кто сильнее, тот и прав»  являются неуважительное отношение к старшим, бабушкам и дедушкам.

    Внезапное и драматическое изменение поведения ученика является важным признаком наличия жестокого обращения и выражается в различных признаках.

    Поведенческие признаки:

    1. нежелание ходить в школу, стремление пропустить определённый день недели или урок;
    2. страх идти в школу или из школы;
    3. изменение привычной дороги в школу;
    4. стремление избежать окружающих и друзей;
    5. снижение успеваемости;
    6. забывание учебников и школьных принадлежностей;
    7. постоянная потеря денег;
    8. отказ рассказать, что происходит.

    Физические признаки:

    1. наличие выдуманных болезней, частые жалобы на плохое самочувствие в классе;
    2. наличие необъяснимых ран и синяков;
    3. потерянные личные вещи;
    4. порванная одежда, испорченные школьные принадлежности.

    Эмоциональные признаки:

    1. уход в себя, снижение, ограничение активности;
    2. пугливость, раздражительность, агрессивность;
    3. утрата уверенности в себе;
    4. внезапная слезливость в классе.

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

     Психологами  разработаны  критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

    Критерии  агрессивности

    Ребёнок:

    1. Часто теряет контроль над собой.

     2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

     3. Часто отказывается выполнять правила.

     4. Часто специально раздражает людей.

     5. Часто винит других в своих ошибках.

     6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

     7. Часто завистлив, мстителен.

     8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

    Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

    Упражнение «Проверь своего ребенка»

    Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется  специальная  анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

     Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества , которые встречаются у их детей, 0 баллов если не встречаются.

    Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

    1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

     2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

     3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

     4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

     5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

     6. Иногда он так настаивает на чем-то,  что окружающие теряют терпение.

     7. Он не прочь подразнить животных.

     8. Переспорить его трудно.

     9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

     10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

     11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все  наоборот.

     12. Часто не по возрасту ворчлив.

     13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

     14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

     15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

     16. Легко ссорится, вступает в драку.

     17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

     18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

     19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

     20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

    На слайде проецируются результаты тестирования:

    – Подсчитайте количество баллов в сумме по  анкете:

    Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

     Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

     Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

    – А  теперь сравните с тем, что у нас получилось в  результате исследования.

    - Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому  учить.  Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)

    Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.

    1. При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что использование неприемлемо, что вредить другому человеку плохо. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.

    2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите  его.

    3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:

                   - замешивать и мять тесто;

                   - взбивать подушки;

                   - мять глину, пластилин;

                   - кувыркаться;

                   - комкать газету и бросать ее в стену;

                   - можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее  

                     порвать;

                   - плескаться в ванне.

    4. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д.

    -Как  же помочь   агрессивному ребёнку?  

     С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас.

     Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

     Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!»). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..» Поэтому, как поется в песне, «честь должна быть спасена мгновенно». Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.

     Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это.

     Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием.

     Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

     Давайте сделаем эти упражнения все вместе.

    Упражнение «Воздушный шарик»

    Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

    Упражнение  «Кулачок»

    Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

    – А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную притчу «Гвозди»  [С.Копылова]    

    – Ваши дети написали вам письма с пожеланиями, и я хотела бы вам продемонстрировать, чего больше всего хотят они.  

    И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям  наказание должно быть  серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство… А что думаете Вы по этому поводу?

    - А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...

     «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

    - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

    Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    - А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец улыбнулся и ответил

    - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

    Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”…  Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому

    – Подходит к концу очередная наша встреча. Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь. Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немножко по – другому взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у кого-то отношения изменятся в лучшую сторону.

     Спасибо Вам, что пришли на наше собрание, потратив свое личное время. Мы всегда очень рады видеть вас!

     – И еще несколько слов: рецепт счастья: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное  сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

    беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

    Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

    Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

    Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

    Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

    Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

    Родительское собрание, посвященное семье....

    Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

    - Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

    "Мудрость родительской любви" Родительское собрание

    Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....