Проект "Судиславский гончарный промысел"
проект (3 класс) по теме

Мамина Лилия Леонидовна

В проекте участвует 4 группы, которые собирают материал о гончарных изделиях: кашнике, корчаге, крынке, кувшине. Находят материал о их назначении. Каждая группа собранный материал оформляет ввиде презентации. Заключительный этап проекта практическая творческая, коллективная работа. Продолжительность проекта 2 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_goncharnyy_promysel_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Судиславский гончарный промысел»

Цель проекта: познакомиться с гончарным народным промыслом Судиславского района

Задачи проекта:

 обучающая обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;

развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;

воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

При разработке и реализации проекта я старалась охватить всех учащихся класса. Был разработан план; определены цели, задачи и способы их решения; созданы четыре творческие группы. Каждая группа получила своё посильное задание.

1 группа. Найти в различных источниках (справочная литература, библиотека, энциклопедия, Интернет, беседа со взрослыми) материал о гончарном промысле (Лучше Судиславского района) Найти материал о крынке.

1). Что это такое (значение слова крынка)

2). Какая может быть форма?.

3). Для чего использовали?

4).Обработка материалов, создание презентации, добавить рисунки, фотографии.

2 группа. Собирает материал о корчаге.

3 группа. Собирает материал о кувшине.

4 группа. Собирает материал о кашнике.

Следующим этапом работы над проектом стало посещение школьного краеведческого музея, где была оформлена выставка  изделий гончарного промысла. Все группы встретились и отчитались о проделанной работе в школьном краеведческом музее.

Занятие по развитию творческих способностей стало следующим этапом проекта.

Ученики по группам работали с мукосолом, каждая создавала то изделие, о котором собирала материал. Ученики получили дополнительную информацию об использовании глиняной посуды и об истории мукосола.

Завершился проект  выставкой творческих работ учеников 3 класса и инсценировкой «Ярмарки»

Ход занятия

- А сейчас наш класс превратится в творческую гончарную мастерскую. Я хочу вам предложить стать мастерами по изготовлению посуды. У нас 4 группы гончаров. Каждая группа собирала материал, готовила презентации. Многие отнеслись очень ответственно к домашнему заданию. Вы сами себя представите.

Представление групп.

1 группа (корчага) Дианов Матвей

Наша группа собирала материал о глиняной посуде – корчаге. Особенно хочется отметить Васильева Антона и Новикова Илью.

(Презентация) Прилагается

2 группа (кашник) Крылов Максим

Наша группа собирала материал о глиняной посуде – кашнике.. Особенно хочется отметить Матанцева Ивана и Петухова Артема.

(Презентация) прилагается

3 группа (крынка)

Наша группа собирала материал о глиняной посуде – крынке.. Особенно хочется отметить Смирнова Сергея, Охапкина Кирилла.

(Презентация) прилагается

4 группа (кувшин) Буренина Вера

Наша группа собирала материал о глиняной посуде – кувшине.. Особенно хочется отметить Кочулина Алексея.

(Презентация) прилагается

- Какие вы знаете пластичные материалы (Глина, пластилин, мукосол)

Учитель раздает материал по группам. (мукосол или глину)

В каждой группе назначьте бригадира (ответственного).

Практическая работа (10 минут)

(Во время практической работы учитель делает небольшое сообщение о глиняной посуде, об истории мукосола)

Посуда из глины принадлежит к древнейшим созданиям человека, ее развитие обусловлено было доступностью сырья и жизненно необходимыми потребностями.

И конечно первым сосудом для приготовления пищи был горшок.

Посуда из глины на Руси

С давних времён использовали на Руси посуду из глины. Глиняные горшки, кринки, квасники… повсеместно использовались в быту. Готовили еду в русской печи, было это дело совсем не хлопотным. Крупу засыпали в глиняный горшок, заливали водой, приправляли специями, солили, сластили, добавляли сало или масло. Горшок накрывали крышкой и оставляли в печи до утра на остывающих углях. К утру, к завтраку, в семье уже была готова ароматная "рассыпуха."

Еда в русской печи больше парилась или, как говориться прежде, "томилась" - вот почему такими вкусными получались каши, гороховые супы, щи из квашенной капусты.

Горшки всегда были самой распространённой и самой необходимой посудой в старину. Их количество в хозяйстве доходило до 30-40 шт. И происходило это потому, что для каждого блюда был свой горшок. Был горшок - кашник, горшок - луковник, горшок братина, горшок- корчага.

Корчага - это большой горшок для хранения сыпучих продуктов: муки, зерна, крупы и др.

В старину каждый горшок пропитывался запахом того продукта, для которого он был предназначен. Это позволяло избегать смешения запахов и тем самым придавало блюдам неповторимый вкус. К горшкам относились очень бережно, и даже если они трескались, их не выбрасывали, а обматывали берестой и использовали их в другом качестве.

Мукосол – это изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Мукосол – старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасад, то возрождался в новых традициях.

Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда заканчивалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

В наше время эта давняя традиция начала возрождаться. В последние 20 лет она вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Вы изготовили очень красивую посуду, ведь вы вложили в нее частичку своей души. Работали в группах. Сейчас заслушаем ребят, которые лепили крынку или другое изделие.

(примерный ответ)

Мы работали над изделием крынка. У нас были трудности в работе, но все вместе (Сообща) с работой справились. Работать в группе очень интересно. Мы друг другу помогали, советовались. Хорошо получилось у……

(заслушать 1-2 группы)

Наши изделия повезем на Ярмарку и предложим свой товар. У кого это получится лучше всех.

1   На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости

 давно вас ждут, друзья!

2  Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
3  К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!

4  Все! Все! Все! Все на праздник!
Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
5  Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
6  Приходите все без стеснения!
Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!
7  Приходите, разомните кости!
Сегодня Ярмарка приглашает в гости!
8  Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
9  Гостей давно мы ждем- поджидаем,
Ярмарку без вас не начинаем.

10  Подходите, граждане,
Угодим каждому!

11  Мы ребята удалые!
Мы девчата озорные!
Всех на ярмарку зовем –
Мы посуду продаем!

12  Эй! Не стойте у дверей!
Заходите поскорей!

                         13  Глиняные кошки – копилки!

                        Покупай, не скупись

                        Бросишь копейку а достанешь – рубль!

                      14  Сладкие леденцы!

                       Всем хороши.

   Отдам за пятак, а могу и так.

                       15  Хохломские ложки!

                        Сыграй на них немножко.

                        А надоест играть – можешь щи хлебать

                         16  Эй, народ, подходи в наш огород!

                        Разбирай гармошки.

                        Чтобы грусти не знать – надо музыку играть.

                       17   Сказочные книжки!

                        Не ленись, читай, мир узнавай.

                   18   Пестрые ткани для Тани и Вани!

                        Наряжайся! Веселись честной народ.

                        Ярмарка идет!

Наше занятие подошло к концу

Рефлексия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным  промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...

Задание на тему: "Определить народный промысел России".

Интерактивный лист по теме "Народный промысел России" может использоваться как  в 3-м, так и 5 классах...

Богородский промысел

Богородский промысел...

Богородский промысел

Богородский промысел...

Дымковская игрушка как народный промысел, её особенности

Презентация по технологии 2 класс на тему "Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности"Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существуе...

Народный промысел "Гжель"

Презентация об истории промысла, инструкция по изготовлению поделки...