Воспитательная программа для начальной школы "Страна Гармония"
рабочая программа на тему

 Воспитательная программа  для начальной  школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_efremovoy_e.g.docx538.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа»

Воспитательная программа для начальной школы

"Страна Гармония"

                    E:\IMG_0425.JPG

Автор: Ефремова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

р.п.Дальнее Константиново

Содержание программы

  1. Пояснительная записка                                                                               стр.
  2. Мониторинг воспитательной   программы                                       стр.
  3. Сетка мероприятий                                                                                         стр.
  4. Приложения

       

Введение

         «Воспитание великое дело: им решается участь человека».

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией, т.е. люди, которые живут в гармонии с собой и окружающими.

         Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

         Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

         Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.

         Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.

         Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы

        Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – проектная деятельность.

       Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

      Для реализации настоящей программы от классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических

3

особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор.

       Предлагаемая воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника.

4

Пояснительная записка

Актуальность

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачливыми. А это возможно, когда человек находится в гармонии с собой с окружающим миром.

Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться обучающимся и самому классному руководителю.

Программа воспитательной работы нашего классного коллектива называется «Страна Гармония». Почему же я выбрала  такое название? Процесс развития человека происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности обучающихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Концептуальные основы

 Методологическую основу написания воспитательной системы составили труды И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов», «Энциклопедия КТД», В. А. Караковского « Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования», « А как быть с воспитанием?», Л. И. Новиковой «Воспитательная система школы: моделирование и реализация», Н. Е. Щурковой «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Диалогичность воспитания», теория проектной деятельности.

 Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах:

 • Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как

5

личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект- субъектных диалоговых отношений на фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.

 • Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

 • Индивидуально-творческий подход исходит из того, что каждая личность уникальна и главной задачей воспитательной работы является формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

 • Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры.

 В работе следует опираться на следующие принципы построения воспитательной программы и жизнедеятельности класса:

  1. Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

6

 2. Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.

 3. Принцип «систематичности», который мы рассматриваем как частный случай общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.

 4. Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.

 5. Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути.

 6. Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д.

 Названные принципы определяют общий подход к воспитательной деятельности.

 Во-первых, школьное образование - это первый опыт осознания себя – поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой, обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к опыту и жизни других людей.

 Во-вторых, воспитание и обучение представляют собой единый процесс (И.Я.Лернер). Как целостное явление они обладают общими закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из этого, в организации образовательного процесса классного коллектива реализуется

 7. Принцип системности – непрерывности учебно-воспитательного процесса. Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс.

7

Системообразующим компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует процесс его развития.

Но ребенок не может научиться быть успешным, если, во-первых, ситуация успеха создается «извне», усилиями учителя, во-вторых, если для всех учеников создавать общую, единую ситуацию успеха. В то же время, конструировать условия успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе используется индивидуализированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для себя ситуацию успеха.

 Основные возможности реализации индивидуализированного подхода связаны со следующими направлениями деятельности классного руководителя:

 • Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какую-либо реакцию со стороны воспитателя и классного коллектива. Поощрение выражается не только в отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям, благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях . Точно также и коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило – нарушения поведения не караются отметкой. Для этого существуют другие способы – «штрафная метка» на экране соревнований, «Суд совести» и т.д.

 • С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные, классные праздники и традиции, основное назначение которых - закрепить достижения учеников, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к достижениям класса.

 • Проектная деятельность классного руководителя и учащихся, являющаяся

8

 не только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся жизни.

 Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности классного руководителя; акценты в целях деятельности смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, среди которых являются: личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации); социальные компетенции (умения взаимодействовать); предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию).

Цель работы :

 воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.

 При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:

 1. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию

 2. Творчески осваивающий и преобразующий мир

 3. Имеющий особенную нравственную позицию

 4. Обладающий высоким уровнем мышления

 5. Имеющий потребность в здоровом образе жизни

 6. Готовый к сотрудничеству

 7. Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой

Задачи

 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;                                    9                

 — формирование социально адекватных способов поведения.

 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 — воспитание целеустремленности и настойчивости;

 — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

 4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни

Направления воспитательной работы

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

«В гармонии с собой»

Развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек.

« В гармонии с природой»

Воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам

«В гармонии с коллективом»

Формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия

10

« В гармонии с семьей»

Формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей

« В гармонии с традициями»

Формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину

« В гармонии с культурной средой»

Воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения

Сроки и этапы реализации программы

 Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.

Этапы реализации программы:

 I этап – этап проектирования (1 класс) – 2011 – 2012 уч. год

Задачи:

  • изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей
  • изучение запросов родителей
  • формирование единого воспитательного пространства
  • определение перспектив жизнедеятельности класса
  • закладывание основ проектной деятельности

Ожидаемые результаты:

На основе изученных интересов и потребностей создается проект воспитательной программы класса, определяются направления работы и системообразующая деятельность. Ребенку предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, задуматься о своем месте в обществе, о своем поведении, о характере, о собственной значимости.

11

 II этап – этап становления системы (2 класс) – 2012 – 2013 уч. год

Задачи:

  •  развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
  •  создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
  • укрепление межличностных отношений
  • развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы

Ожидаемые результаты:

В результате работы во втором классе каждый ребенок должен осознать, что  он – «часть целого» и его место значимо. Именно на этом этапе формируются традиции класса, происходит целый ряд открытий: чтобы стать значимым, нужны осознанные усилия. У ребенка формируется взгляд на идеальные коллективистские взаимоотношения, к которым он стремится.

 III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2014 – 2015 уч. годы

Задачи:

  • развитие самоуправления в классе
  • интеграция учебной и внеучебной деятельности
  • школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью
  • возрастает роль самоуправления и саморегуляции

Ожидаемые результаты:

В классном коллективе сформированы свои традиции. Сам коллектив, состоящий из маленьких личностей,  имеющих свою жизненную позицию, ощущает себя значимым в сообществе школы.

 IVэтап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя

Задачи:

  • опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя

Ожидаемые результаты

 В результате реализации данной программы предполагается:

  •   Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.

12

  •   Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
  •   Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
  •   Развитие:
  • ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире;
  • базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
  • раскрытие потенциалов воспитанников:
  •   Нравственный потенциал:
  • Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
  • Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Активность в общешкольных и классных делах.
  •   Образовательный потенциал:
  • Желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность
  •   Коммуникативный потенциал:
  • Владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.
  •   Культурный потенциал:
  • Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
  •   Физический потенциал:
  • Стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима

13

Программа осуществляется

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары,  учёбу, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными службами (учителя – предметники, социальный педагог, психолог, библиотекарь, педагог – организатор, руководители объединений дополнительного образования);
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения посёлка, г.Нижнего Новгорода, г.Арзамаса (Детская школа искусств, ЦДОД, ДК, музеи, библиотеки, театры;);

Методы

  • научно-исследовательский;
  • метод проектов;
  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления;

Формы работы

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия, курсы;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  • дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

14

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива

внутри образовательного учреждения

15

Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя

вне школы

16

Мониторинг оценки качества воспитания

      Мониторинг в образовании - это система сбора, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Воспитательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространении информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе.
Диагностика - средства мониторинга.
Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной долей условностей так:

  • Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе или группе классов, школе в целом.

  • Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса.

  • Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).

17

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1.Мотивационная сфера ребенка

1.Уровень сформированности мотивации учебной деятельности, творческой деятельности.

2.Сформированность потребности в активном участии в жизни класса и школы.

Анкетирование «Мотивы учебной деятельности Р.В.Овчаровой.

Методика «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» Л.В.Байбородовой

1. Познавательная сфера

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

4. Сформированность потребности в самопознании и саморазвитии.

Анализ текущей и итоговой аттестации.

Тест умственного развития

 Методикадиагностики познавательных способностей Р.С.Немова.

Тест «Знаю ли я себя»

2. Нравственная сфера

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Методика незаконченных предложений.

Метод анализа предлагаемых ситуаций. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

“Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

Тест «Изучение уровня развития коммуникативно-организаторских способностей»

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

Методика диагностики уровня творческой активности обучающихся (М.И.Рожков)

5. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

3. Психологический климат в классе.

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Социометрия

Анкета изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев)

Микроисследование «Атмосфера в классе».

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

19

1 направление “В гармонии с собой”

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями, поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы внеклассной работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;
  • походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
  • ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города;
  • встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

20

2 направление “В гармонии с коллективом”

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.
А.Барбюс3

Цель работы–  формирование сплочённого классного коллектива.

Задачи:

  • воспитание  доброжелательного отношения к товарищам;
  • формировать уважения к старшим;
  • воспитание социально адаптированной толерантной личности;
  • воспитание чувства отзывчивости и взаимопомощи.

Виды деятельности

  • знакомство с правилами школы;
  • формирование законов класса;
  • заседания творческих групп, комитетов;
  • проведение классных  собраний.

Формы внеклассной работы:

  1. Классное собрание
  2. Обучение актива учащихся
  3. Проекты.
  4. Заседания совета учащихся.
  5. Акции
  6. Дела класса

21

3 направление “В гармонии с природой”

В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости   - высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи

Цель работы–  воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  • формировать у учащихся ответственного отношения к природе;
  • воспитание  бережного отношения к окружающей природе;
  • популяризация информации о природе и экологии.

Виды деятельности

  • развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей в отношении с природой;
  • формирование позитивного отношения к окружающей среде

Формы внеклассной работы:

  1. Акции.
  2. Беседы, диспуты, круглые столы.
  3. Классные часы.
  4. Проекты.

22

4 направление “В гармонии с семьей”

Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.

Виды деятельности в направлении “Семья”:

  • Расширить сферу участия родителей в организации жизнедеятельности класса
  • Организовать постоянно действующий педагогический консилиум для родителей для оказания помощи в вопросах воспитания детей.
  • Способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.

Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:

  1. Анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для родителей, посещение семей;
  2. Анализ роли семьи в развитии культуры личности школьника;
  3. Ознакомление родителей с психологическими особенностями подростков;
  4. Привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок, совместных вечеров отдыха;
  5. Индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе.
  6. Подведение итогов работы за год.

Формы работы с родителями

  1. Тематические родительские собрания, лектории, беседы, дискуссии.
  2. Индивидуальные и групповые консультации.
  3. Работа родительского комитета.
  4. Совместные мероприятия (праздники семьи, спортивные состязания, походы выходного дня ,экскурсии).
  5. Изучение семьей  учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, на нравственное и личностное становление ребенка;
  6. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
  7.  Тематические классные часы;
  8. Проекты                                 23

5 направление “В гармонии с традициями”

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень

Цель работы–  воспитание  нравственных норм и правил через приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • формирование бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину;
  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
  •  формирование нравственного отношения к человеку, труду.

Виды деятельности

  • развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы внеклассной работы:

  • Акции.
  • Беседы, диспуты, круглые столы.
  • Классные часы.
  • Семейные мероприятия.

24

6 направление “В гармонии с культурной средой”

Душа человека — величайшее чудо мира.
Данте Алигьери

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • формирование потребности строить свою жизнь по законам красоты;
  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • формирование навыков культурного поведения.

Виды деятельности:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  • Воспитание культуры поведения;
  • Изучение и способностей к общению каждого ученика;
  • Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей.

Формы внеклассной работы:

  1. Концерты и конкурсы самодеятельного творчества.
  2. Проведение праздников.
  3. Конкурсы-состязания талантов.
  4. Чествование именинников.
  5. Коллективно-творческие дела.
  6. Социальные проекты.
  7. Классные часы.

25

Литература

  1.  Азаров Ю.П. « Семейная педагогика», 1997.
  2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», Москва «Просвещение» 1983, «Как живете, дети?», Москва «Просвещение» 1991.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  4. Гуткин Л.Д. «Настольная кнмга классного руководителя», 2000.
  5. Закон РФ «Об образовании». Новые стандарты образования.
  6. Белобородов Н.В., Иванов А.В. «Продуктивное взаимодействие классного руководителя с детским коллективом», учебно-методическое пособие, Москва 2006.
  7. «Классному руководителю о воспитательной системе класса», центр «Педагогический поиск», 2001.
  8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», ТЦ Сфера 2002.
  9. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Киев 1978.
  10. Щуркова Н.Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», Москва 1997.
  11. Ямбург Е.А. «Школа для всех», Москва «Новая школа» 1997.
  12. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 ноября 2009.
  13. Маслова Н.В. «Несколько советов классному руководителю», Центр образования Москва 2010.
  14. «Настольная книга учителя начальных классов», Ростов-на-Дону 2009.
  15. Тесты. Степанов П.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе».

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Страна Гармония"

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного...

План воспитательной работы "Страна Гармония"

В работе представлена концепция плана воспитательной работы,основные задачи.сроки реализации...

Авторская воспитательная программа "Гармония"

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя...

Программа по воспитательной работе "Страна Гармонии"

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.Начальная школа явл...

Программа воспитательной работы "Страна Гармония"

Данная работа представляет собой Программу по воспитательной работе в начальной школе с первого по четвертый класс....

Воспитательное мероприятие на тему "Гармония - основа красоты"

КОНСПЕКТ мероприятия Этап Содержание педагогического взаимодействияФорма работы   Дид.средства и оборудованиеДеятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Организацио...